Теоретические концепции понимания воли и их практический анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 20.03.2017

Статья просмотрена: 1931 раз

Библиографическое описание:

Панамарчук, Н. К. Теоретические концепции понимания воли и их практический анализ / Н. К. Панамарчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 524-527. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40827/ (дата обращения: 04.05.2024).



В настоящее время проведение тех или иных соревнований является составной частью тренировочного процесса в любом виде спорта. Большинство спортсменов принимают в них участие, имея равную физическую, тактическую и техническую подготовку. Однако победа в соревновательном соперничестве всегда достается лишь одному представителю данных соревнований. Ими могут являться команда, или же спортсмен, выступающий в индивидуальном виде спорта. Еще с момента проведения первых олимпийских игр учеными и мыслителями была установлена тесная взаимосвязь внутренних психологических процессов на влияние внешнего спортивного поведения и результативность спортсмена. Как оказалось позже, одним из таких психических компонентов, оказывающих воздействие не только в экстремальных, но и в повседневных ситуациях, является воля. Во время процесса социализации, в зависимости от степени развития силы воли, многих детей начинают характеризовать такими понятиями как: слабо волевые или сильно волевые. При этом использование данного понятия очень часто ссылается на принадлежность или отсутствие данного компонента в поведении ребенка.

Г. Д. Бабушкина, В. Н. Смоленцева характеризуют волю, как целенаправленную способность человека совершать рациональные действия, направленные на достижение определенного результата, необходимого для удовлетворения собственных потребностей индивида. При этом действия, совершаемые на основе проявления волевых усилий, имеют сознательную направленность. М. Я. Басов в своей работе выделяет волю, как основополагающий компонент, способный контролировать не только психические процессы внутри организма, но и осуществлять регулирующее воздействие в процессе всей жизнедеятельности человека. При этом управление поведением индивида выражается способностью данного компонента к саморегуляции. Келли Макгонигал рассматривает силу воли в качестве наивысшего источника добродетелей. По ее словам, именно способность к самоконтролю и его целесообразное использование позволяет человеку оказывать дополнительное сопротивление на проявление различных жизненных невзгод. Из этого следует отметить, что воля и присущие ей качества, являются одними из главных аспектов необходимых для формирования личности. А поведение, в котором заложены высокие волевые устои, способно менять окружающую действительность в благоприятную для человека сторону [1, 2].

Понимание целенаправленной сущности воли и её главных составных особенностей поможет тренеру проанализировать степень готовности начинающих спортсменов к избранному виду спорта через проявление индивидуального психологического поведения. Данная работа основывается на сравнении отечественных взглядов ученых для выяснения истинной сущности того, что есть воля, как понятие характеризующее функцию высших когнитивных процессов. На вопросы о том, что представляет собой данное понятие и какими характерными чертами она способна обладать, приведено немало ответов, состоящих из ряда научных концепций.

Так, психолог Л. С. Выготский уделял особое внимание вариативности волевого поведения. Автор отмечает, что совершение действий, необходимых для реализации поставленных индивидом задач лежат в основе собственного поведения, которое в свою очередь базируется от преобладания тех или иных волевых качеств, сформировавшихся у человека на данном периоде развития. Используя волевые усилия во благо собственной пользы, он способен изменять окружающую среду в нужную для него сторону. Например: наличие влажного холодного климата во время выполнения беговых упражнений аэробной направленности с одной стороны может создавать дополнительные условия, негативно сказывающиеся на проявлении мотивации спортсмена к данной нагрузки, но с другой — эти же условия способны повысить общий уровень адаптационных возможностей спортсмена. Эмоциональная характеристика подобных ситуаций во многих случаях зависит от восприятия возникших трудностей, на проявление которых особую роль играют формы психической саморегуляции и степени их развития, являющиеся совокупностью волевых возможностей человека [2].

Концепция Л. С. Выготского позволяет рассматривать волю, как психическую саморегуляцию, последствия которой заключаются в способности выбирать и реализовывать интересующие нас мысли, цели, желания, действия, поведение, эмоции, и т. д. Это и есть проявление воли. И чем выше уровень сформированных нами волевых качеств, тем более разнообразным и нестандартным окажется выбор. Так, например, спасение жизней ценой собственной жизни, это поступок героя, основанный на личностных волевых качествах. Они в свою очередь настолько совершенны и специфичны, что данный выбор, основанный на общем развитии волевых качеств, будет индивидуальным и неповторимым в своем роде. Кроме того Л. С. Выготский уделял особое внимание тому, какими именно способами люди способны совершать проблематичный выбор в экстремальных для них условиях. Например: перед выполнением действия, требующий каких-либо волевых усилий, с целью повышения особой сосредоточенности, человек сначала может посчитать до трех, а потом преступить к работе. Или же вовсе связать свой выбор с каким-либо материальным предметом, то есть совершение того или иного выбора будет зависеть от того, какая сторона монеты окажется на поверхности, после её подбрасывания.

В концепции В. И. Селиванова воля рассматривается как инструментальное орудие человека, оказывающее психологическое сопротивление таким внутренним раздражителям, влияние которых способно нарушить процесс реализации желаемых результатов. По мнению автора, волевая регуляция должна всегда сопровождать целенаправленные действия индивида. При этом её активность будет считаться завершенной только тогда, когда субъект деятельности достигнет нужного заключения в своих действиях. Схожие взгляды представлены М. Я. Басовым, по мнению которого, волевая регуляция проявляется не только во внешнем, но и внутреннем поведении, например: в контроле над мыслями, настроением, эмоциями и т. д. При этом А. Ц. Пуни приходит к выводу, что они обладают целостным взаимодействием. По его мнению, последствие внутренних психологических препятствий, это результат внешних сформировавшихся трудностей, регулятором которых как раз и являются волевые компоненты личности [2].

Следует обратить внимание на то, что любой интересующий нас процесс всегда содержит в себе изъяны, способные негативно отразиться на дальнейшей мотивации к выбранным целям. При этом это не значит, что осуществляемая деятельность не соответствует развитым возможностям человека. Будущий мастер своего дела со временем преобразует сложившиеся трудности в благую для себя ценность. Но до этого момента именно задействование волевых качеств должно поспособствовать проявлению осознанности в действиях, которые первоначально неинтересны или неприятны c целью их дальнейшего изменения. Это и пытается донести до нас В. И. Селиванов и М. Я. Басов. В качестве подкрепления к данным размышлениям, следует обратить внимание на следующий пример: на занятиях по единоборствам во время овладения навыками самообороны первоначально у начинающего бойца могут складываться неприятные ощущения. Поскольку отработка защитной техники и проведение спаррингов всегда сопровождается нанесением ударов со стороны своего оппонента, вызывающие определенные болевые ощущения, и психологический дискомфорт. Но по мере достижения таких результатов, как получение разрядов, званий, титулов, спортсмен начинает понимать для себя, что преодоление различных негативных ситуаций вполне оправданно. Потому что общая вовлеченность в данный вид спорта характеризуется получением удовольствия. Из этого следует, что какое эмоционально-негативное состояния не преобладает у человека в момент разочарования необходимо помнить, что воля, выполняя особую роль высшего когнитивного процесса, не способна самосовершенствоваться при отсутствии источника её активизации, который может быть найден только при взаимодействии человека с окружающей средой, сталкиваясь при этом с определенными проблематичными ситуациями.

В мотивационно-деятельностной теории В. А. Иванникова место главного источника волевого поведения занимают внутренние мотивы человека, побуждающие его осуществлять сознательные, целенаправленные, и рациональные действия, противостоящие внешним неблагоприятным для результата ситуациям. При этом мотивы могут обладать этической, эстетической, личностной и другой направленностью. Таким образом, автор приходит к выводу, что чем выше уровень мотивации у человека к реализации интересующих его желаний, тем более волевым окажется поведение в ходе достижения необходимых для него благ. Помимо этого бывают случаи, когда данная зависимость способна проявлять и обратную последовательность. То есть волевые качества, при их определенном уровне развития, способны повлиять на степень мотивации. Подобные особенности могут наблюдаться во время педагогического процесса, когда ребенок, осваивая различные научные дисциплины, и переходя в старшие классы, со временем меняет эмоциональное восприятие к предметам, которые ранее вызывали недоброжелательное отношение. Таким образом, сущность данной теории основывается на тесной взаимосвязи таких понятий как воля и мотивация. Где побуждающие процессы, заложенные в мотивации и влекут за собой активизацию волевых компонентов, целью которых в свою очередь становится доведение начатых действий до конца. Условно это можно представить как деятельность тренера и ученика, где ученик — это мотивация, а тренер — эта воля и её компоненты, без которых практически невозможно успешно завершить начатую деятельность [3, 6].

К подобному обоснованию следует отнести и взгляды Е. П. Ильина на данную проблему. В его концепции так же уделено особое внимание мотивации, как компонента являющегося основой для реализации целей. Вот только в отличие от мотивационно — деятельностной теории, где стимуляция, побуждения и мотивы представлены в качестве отдельного обособленного понятия, в теории Е. П. Ильина данные перечисленные компоненты есть нечто иное, как разновидность волевого поведения. Иными словами воля, это не только самоуправление, саморегуляция и самоконтроль, но еще и осознанное само суждение [4].

Противопоставление к теории Е. П. Ильина взгляды И. М. Сеченова на сущность данного понятия. По мнению И. М. Сеченова волевые качества изначально заложены в любом естественном произвольном поведении человека. При этом механизмы, регулирующие его действия, по словам автора, не могут полностью относиться к волевым компонентам. Например, ими могут быть результаты определенных мысленных образов, проявляющиеся вместе с чувственными возбуждениями, которые и придают будущим действиям определенный смысл и роль для их совершения человеком. Таким образом, данная теория о понимании сущности воли близка с концепцией Л.С Выготского. Но при этом И.М Сеченов полагает, что воля, как научное понятие, должно быть более конкретизирована. Потому, не все высшие когнитивные процессы, задействованные в поведении индивида с целью выполнения поставленных им целей, должны принадлежать к волевым.

Таким образом, общая направленность концепций, представленных в данной работе, сводятся к поиску объективной сущности воли, как научного понятия, истинный смысл которого, по итогам сложившихся взглядов и мнений, не имеет конкретного значения. Тем не менее, их можно условно разделить на три группы каждая из которых сумела найти общие схожие взгляды по установленным выводам дынных ученых. Первая группа научных подходов рассматривает волю в качестве мотивационной составляющей, где побуждение, мотив, стимул — это главные качества присущие данному понятию. Вторая группа рассматривает волевые процессы в качестве регулятивной функции организма. Его представители характеризуют волю, как меру контроля над всеми остальными психическими процессами. И третья группа концепций состоит из понимания воли, как источника свободного выбора, взгляды на который получили поддержку так же в работах Б. Спинозы, Э. Мейман [3].

Многие эксперименты, связанные с деятельностью волевых усилий были организованны на основе тренировочного процесса. Так, например, Л. А. Малаховой, К. А. Храмовой было проведено исследование, в котором необходимо было выявить особенности саморегуляции у занимающихся и не занимающихся спортом подростков от 14–17 лет в количестве 168 человек. Исследование базировалось на методе «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой. Результат показал, что на основе многократных систематичных тренировок у подростков постепенно повышается развитие так называемой «осознанной саморегуляции», а её проявление выражается совершением постоянного выбора ребенком между принятием зоны психологического комфорта, куда следует отнести интересующие для него действия в данный момент времени, или же, выполнение специфических и в некоторой степени неприятных упражнений, необходимых для реализации предстоящих целей. Дети, занимающиеся спортом продолжительное время, начинают проявлять наибольшую осознанность к планируемым достижениям, отдавая себе отчет о том, что реализация запланированных результатов принесет им большую пользу, чем такие краткосрочные увлечения, как просмотр фильмов, игры и т. д. Кроме того, юные спортсмены отличаются высокой динамичностью в ходе своей жизнедеятельности. Занятие спортом требует от ребенка проявление наибольшего воздействия на ряд возникших задач, решение которых невозможно без использования волевых качеств (посещение школы, выполнение домашних заданий, посещение спортивных секций, коммуникативный контакт со сверстниками). Задействованный уровень воли в те или иные процессы обучения, позволяет ребенку компенсировать недостающие для данной сферы деятельности способности, что в свою очередь может положительно сказаться на будущем выборе овладения новыми видами деятельности [5].

Анализируя волю как психический процесс, являющийся составной частью личности, можно подвести следующий вывод. Рассмотренные нами концепции позволяют говорить о воли как о «духовном наставнике», функции которого имеют многогранное значение. С одной стороны воля — это источник восполнения дефицита мотивации. С другой — помощник в принятии неизбежной реальности, воспроизведение которой требует проявление дополнительных волевых усилий. Но так или иначе, её наличие есть в каждом ребенке. Использование понятия слабовольность, следует относить в большей степени к личности в целом, и той деятельности, в которой он демонстрирует слабые волевые качества. Следует отметить, что воля — это тот инструмент, который отображается в непосредственном поведении человека, а результатом является формирование психологических установок и наличие определенных привычек и навыков. Понимание важности воли, как целостного научного понятия, позволяет предугадывать поведение людей в определенных ситуативных обстоятельствах. Тренеру необходимо помнить, что воля помимо её естественного проявления, способна по-разному развиваться. Установленные выводы позволяют увидеть взаимосвязь, между волевыми компонентами, и тем, как человек психологически способен их воспринимать. Это как раз и есть та самая сила, которая упоминается вместе с понятием воля. Одни люди считают себя уникальными по праву совершения любого понравившегося им выбора, другим свойственно испытывать внутреннюю гордость за многократное преодоление самих себя. А кто-то видит проявление своих волевых усилий в нахождении новых побуждающих мотивов. На этапе начальной подготовки, тренер должен выявить, с какой волевой направленностью пришел на тренировку тот, или иной ученик. Кому то интересен контакт со своими коллегами, у кого-то воля проявляется в стремлении стать сильнее, добиться успеха в спорте. Бывают и такое, когда на выбор занятия спортом большую роль оказывают родители. При этом ребенок ходит в секцию с целью, угодить им. Это тоже своеобразное проявление воли. В таком случае, тренера должны интересовать именно те волевые проявления, которые соответствуют целям избранного вида спорта.

Литература:

  1. Бабушкин Г. Д., Смоленцева В. Н.. Психология физической культуры и спорта. — Омск: СибГУФК, 2007. — 270 с.
  2. Басов М. Я. Воля как предмет функциональной психологии. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2007. — 543 с.
  3. Иванников В. А. Воля // Национальный психологический журнал. — 2010. — № 1. — С. 140.
  4. Ильин Е. П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2016. — 352 с.
  5. Малахова Л. А., Храмова К. А. Сравнительный анализ компонентов саморегуляции подростков, занимающихся и не занимающихся спортом // Материалы XII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения». — М.: Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»., 2016. — С. 441.
  6. Яковлев Б. П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности. — М.: Советский спорт, 2014. — 312 с.
Основные термины (генерируются автоматически): воля, качество, волевое поведение, действие, компонент, процесс, проявление, волевая регуляция, особая роль, психическая саморегуляция.


Похожие статьи

Роль волевых процессов в формировании личности

Ключевые слова: воля, волевые процессы, личность, формирование личности, целеустремленность, решительность

Эти явления часто связывают с проявлениями воли, а усилия для проявления действий часто называют волевой регуляцией.

Игра с правилами как средство развития волевых качеств...

Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса.

Психолого-педагогические условия развития волевой регуляции...

Итак, собственно воля состоит из волевых действий и волевых качеств. Волевые действия также разделим на две категории: простые и сложные.

Основное качество при формировании волевой регуляции — это выдержка и самообладание.

Педагогические механизмы саморегуляция учебной деятельности...

Еще Аристотель в своих работах отмечал способность к регуляции психических процессов. В нашей стране произвольное поведение, а

Главное, что дали эти исследования было то, что удалось выявить зависимость саморегуляции процессов и действий от сознательного образа.

Мотивация как компонент развития способностей

Мотивы, эмоции, волевые качества, самооценка личности также могут быть означены как внешняя по отношению к способностям регуляция. Перечисленные факторы создают условия для проявления действий внутренней регуляции.

Подходы к трактовке саморегуляции в психологии

Саморегуляция, как системное качество самосознания человека, объединяет помимо волевых процессов, психические явления другого рода (например, мотивы, когнитивные компоненты).

Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости...

Волевой компонент характеризуется способностью личности принимать ответственность за свои действия на себя. Поведенческий компонент определяется проявлением направленности личности на себя, свое дело и общение с другими людьми.

Поведение человека в трудных ситуациях | Статья в сборнике...

Именно волевой компонент позволяет регулировать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуации.

Поведение человека в трудной ситуации зависит от познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Волевой аспект физического воспитания учащихся старшего...

качество, вид спорта, спортивная деятельность, волевая регуляция, воля, воспитание воли, волевая активность, проявление, собственное поведение, выдержка.

Похожие статьи

Роль волевых процессов в формировании личности

Ключевые слова: воля, волевые процессы, личность, формирование личности, целеустремленность, решительность

Эти явления часто связывают с проявлениями воли, а усилия для проявления действий часто называют волевой регуляцией.

Игра с правилами как средство развития волевых качеств...

Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса.

Психолого-педагогические условия развития волевой регуляции...

Итак, собственно воля состоит из волевых действий и волевых качеств. Волевые действия также разделим на две категории: простые и сложные.

Основное качество при формировании волевой регуляции — это выдержка и самообладание.

Педагогические механизмы саморегуляция учебной деятельности...

Еще Аристотель в своих работах отмечал способность к регуляции психических процессов. В нашей стране произвольное поведение, а

Главное, что дали эти исследования было то, что удалось выявить зависимость саморегуляции процессов и действий от сознательного образа.

Мотивация как компонент развития способностей

Мотивы, эмоции, волевые качества, самооценка личности также могут быть означены как внешняя по отношению к способностям регуляция. Перечисленные факторы создают условия для проявления действий внутренней регуляции.

Подходы к трактовке саморегуляции в психологии

Саморегуляция, как системное качество самосознания человека, объединяет помимо волевых процессов, психические явления другого рода (например, мотивы, когнитивные компоненты).

Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости...

Волевой компонент характеризуется способностью личности принимать ответственность за свои действия на себя. Поведенческий компонент определяется проявлением направленности личности на себя, свое дело и общение с другими людьми.

Поведение человека в трудных ситуациях | Статья в сборнике...

Именно волевой компонент позволяет регулировать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуации.

Поведение человека в трудной ситуации зависит от познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Волевой аспект физического воспитания учащихся старшего...

качество, вид спорта, спортивная деятельность, волевая регуляция, воля, воспитание воли, волевая активность, проявление, собственное поведение, выдержка.

Задать вопрос