Метод проектов в обучении художественному конструированию текстильных изделий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 06.02.2017

Статья просмотрена: 298 раз

Библиографическое описание:

Карпеева, С. А. Метод проектов в обучении художественному конструированию текстильных изделий / С. А. Карпеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 496-498. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39214/ (дата обращения: 06.05.2024).



В настоящее время в обучении художественному конструированию текстильных изделий стоит задача развить творческий потенциал заложенный природой в каждом студенте в области художественного проектирования текстильных изделий. Эту задачу как нельзя лучше решают современные педагогические технологии практической направленности, а именно метод проектов.

Преподавателю вуза необходимы методы обучения направленные на эффективную организацию учебного процесса, а также взаимоотношения между студентом и преподавателем. Важно оценить баланс в успешном формировании специалиста в художественном конструировании текстильных изделий. Для решения проблемы в обучении художественному конструированию текстильных изделий, а также развития интереса студентов к учебе и вовлечение в познавательную деятельность подходит метод проектов, позволяющий максимально показать творческий потенциал студента.

В «Российской педагогической энциклопедии» даётся такое определение метода проектов — это «система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов». [4]

Метод проектов — это комплексный обучающий метод, позволяющий проявлять индивидуальность в учебном процессе, дают возможность студенту проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей познавательной деятельности и творчество при выполнении учебного проекта.

Метод проектов может применяться на каждом курсе обучения в вузе. Метод проектов вобрал в себя в совокупности проблемные, исследовательские, поисковые, творческие методы. В проектной деятельности в области художественного конструирования можно выделить: информационный проект (максимальный сбор информации о проектируемом изделии); исследовательский метод (научное исследование проектируемого изделия); практико-ориентированный метод (решение социальных, планирования и финансовых задач); ролевой метод (студенты берут роль проектировщика текстильных изделий); творческий метод (нетрадиционный, свободный подход проектирования выбранного изделия).

Метод учебных проектов является одним из множеств методов обучения. Этапы работы над проектом:

  1. Этап планирования работы в проекте;
  2. Этап аналитический;
  3. Этап обобщения результатов;
  4. Этап представления результатов (презентации проектов).

В работе с проектом студент приобретает знания, которые не достигаются традиционными методами обучения. Проект дает возможность студенту проявить себя, показать свой творческий потенциал.

В работе над проектом студент проявляет самостоятельность, но направляющая функция преподавателя актуальна. Проект должен иметь практическую значимость в решении актуальных проблем проектирования, быть гибким в работе.

Преподаватель организовывает учебный проект, а студент самостоятельно принимает решения, отвечают за выбор и полученный конечный результат. Совместная деятельность преподавателя и студента в учебном проекте подчинена определенной логике. Систематизация действий преподавателя и студента можно предложить следующую деятельность:

  1. Преподаватель в стадии разработки проектного задания по художественному конструированию текстильных изделий отбирает приемлемые темы и предлагает студентам. Совместное обсуждение тем. В процессе обсуждения выделяются подтемы и преподаватель предлагает выбор для каждого студента, выбирая конкретные виды деятельности.
  2. Преподаватель формирует вопросы, определяющие задания, а студент в свою очередь принимает участие в разработке заданий и подборе нужной литературе по художественному конструированию текстильных изделий.
  3. Совместно обсуждаются формы итогов проектной деятельности, предоставление результатов исследовательской деятельности — портфолио, презентация, доклад, видеофильм.
  4. В процессе разработки проекта, преподаватель координирует действия и контролирует по возникшим вопросам в процессе поисковой деятельности и стимулирует работу студента.
  5. Результаты оформляются в соответствии с принятыми формами.
  6. Преподаватель оценивает выполненную работу, а также свою деятельность по педагогическому руководству.

В проектной деятельности студента максимально проявляется его самостоятельность в определении цели и задач исследования, поиске и анализе необходимой литературы, структурировании и синтезе. От него требуется самостоятельное применение уже известных знаний и умений по художественному конструированию текстильных изделий, а также приобретение новых.

Проекты художественному конструированию текстильных изделий можно разделить на:

  1. Индивидуальные проекты и выполняемые группой;
  2. По срокам деятельности выполнения;
  3. Текущие (в течении семестра) и итоговые.

Преподавателю для успешной организации проектной деятельности студента нужно продумать методическое и дидактическое обеспечение, цели, сроки и рамки проекта, все возможные источники получения информации.

Роль знаний, умений и навыков в обучении студенту помогает смешанный тип проектной деятельности в учебном процессе. Знания, умения и навыки перестают быть целью, а становятся средством образования, позволяют каждому студенту самостоятельно осваивать проектную деятельность в области художественного конструирования текстильных изделий. Например, рассмотрим учебно–исследовательский проект, проводимый на 3 курсе обучения художественному конструированию текстильных изделий в качестве примера на тему «Разработка конструкторско-технологической документации на женский жакет». Выбрана тема не случайна. Женский жакет является популярной единицей и составляющей различных комплектов женского гардероба. Проект актуален, потому что жакет проектируется для молодых девушек, которые показывают свою женственность и нежность, ведь самовыражение с помощью одежды в современном мире, полном разнообразных стилистических течений в мире моды.

Целями и задачами этого проекта являются изучение и разработка конструкторско-технологической документации, специальной литературы по композиции костюма, тенденциям моды, художественному проектированию, художественному конструированию, технологии текстильных изделий; выполнение проекта в материале. Время работы над данным проектом два месяца (рассматривается как курсовой проект).

Основной мотивацией является подготовка к дипломному проектированию, а также личный интерес студентов. Для выполнения проектов двенадцать человек (группа) разделили на три группы по четыре человека. В группе каждый из участников занимается определенной исследовательской и творческой работой. Это даёт возможность каждому проявить себя, а также способствует взаимодействию между студентами.

Один рассматривает объект проектирования как художественный творческий процесс создания формы целостного композиционного решения модели. Рассматривает цветовое решение подбора тканей; сочетание конструктивных и декоративных элементов; анализирует модные тенденции; составляет историческую справку об источнике творчества. Разрабатывает концепции фор — и творческих эскизов, гранд — проект.

Второй студент составляет описание внешнего вида; изучает и анализирует модель женского жакета; разрабатывает эскизный (разработка базовой и модельной конструкций) и рабочий (разработка основных, производных и вспомогательных лекал) проекты; проверяет конструкцию женского жакета в макете (макет выполняется из неотбеленной бязи); определяет рациональный пакет материалов для изделия; просчитывает расход материалов на образец изделия.

Третий участник группы выполняет технологическую часть проекта. А именно дает характеристику способов формообразования основных деталей женского жакета и ниточным соединениям. Выбирает оборудование и спецприспособления. Разрабатывает технологическую последовательность проектируемой модели.

Четвёртый студент выступает в роли экономиста. Оценивает рынок сбыта. Приводит конкурентный анализ и стратегию маркетинга. Рассчитывает стоимость материалов; себестоимость и цену нового изделия. Предоставляет организационный план и стратегию финансирования.

Учебный проект формируется на фактическом материале, полученном в результате изучения художественного конструирования и технологии изготовления женского жакета, творческой работы и на основе современной специальной научно-информационной литературе.

Актуальность учебного проекта подтверждается и экономической эффективностью. Конструкторско-технологическая документация разрабатывается с учетом — использования определенных современных материалов; — качества изготовления швейных изделий; — художественной и стилистической особенностями.

В результате проектной деятельности сделаны выводы экономической выгоды изготовления данной модели (женского жакета), разработан полный пакет конструкторско-технологической документации, отшит образец разрабатываемой модели.

Каждая группа готовит презентацию и выступает на научно-практической конференции защите своего проекта, отвечает на поставленные вопросы.

На этапе оценивания учебного проекта учитываются показатели работы, наиболее полно характеризующие каждого студента: активное участие в проекте, качество и объем выполненной работы, инновационная деятельность, креативность, потенциал продолжения темы, оформление подробного отчета результатов исследования.

Результаты исследований разработанной конструкторско-технологической документации наиболее интересного проекта рекомендовано апробировать на швейном предприятии.

Опыт работы в тандеме преподавателя и студента показывает, что знания студентов по художественному конструированию текстильных изделий становятся углубленными; расширяется кругозор; пробуждается познавательная деятельность; формируются практические умения и навыки художественного проектирования; открывается интерес к опытно-экспериментальной, исследовательской работе, умению находить решения различных проблем, возникающих в проектировании текстильных изделий; развиваются творческие способности.

Литература:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении./ Под ред. Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2004 -176 с.
  2. Виленский М. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально — ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе/ Под ред. Сластенина В. А.-М.: Педагогическое общество России, 2005–192 с.
  3. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник.М: Гардарики,2004г.
  4. Кукушин В. С. Общие основы педагогики. М- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006 г.
  5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т. /Гл. ред. В. В. Давыдов. Т.1. М.: Большая Российская Энциклопедия.- 1993.-608с.
  6. Хрестоматия: Психология развития.-СПб.: Издат.дом»Питер»,2001–512с.
  7. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
Основные термины (генерируются автоматически): художественное конструирование, женский жакет, студент, метод проектов, учебный проект, изделие, проект, проектная деятельность, конструкторско-технологическая документация, познавательная деятельность.


Похожие статьи

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской...

моделирование, проектирование, творческий проект, конструирование, обучение учащихся, проектно-конструкторская деятельность.

Обучение учащихся проектной деятельности при...

Характерным при этом является то, что в рамках метода проектов широко используются проблемно-поисковые, теоретические и экспериментальные методы, гибкие методы

проектная деятельность, конструирование, объекты труда, технология, обучение учащихся.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках...

учащийся, проект, метод проектов, деятельность учащихся, технологический процесс, проектное обучение, проектная деятельность, групповая работа, конструкторско-технологическая документация...

К вопросу формирования профессиональных компетенций...

Специфика учебного проекта заключается в синтезе теоретической и профессионально-трудовой (практической) деятельности. Практическая деятельность обладает определенной ценностью для студента...

Методика обучения учащихся учебному проектированию на...

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, учебное проектирование, задача, учитель технологии, изделие, проектная деятельность учащихся, проектная деятельность, творческая

учебное проектирование, метод проектов, технология, учитель технологии.

Особенности организации проектной деятельности учащихся...

проект, проектная деятельность, учащийся, подготовительный этап, материал, критерий оценки, класс, изготовление изделия, будущий товар, будущий проект.

Проектная деятельность в техническом вузе | Статья в журнале...

В статье рассматриваются вопросы применения новых педагогических технологий, в частности, метода проектов, в процессе преподавания русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Проектный метод в профессиональном воспитании студентов

WSR, женская одежда, метод проектов, студент, компетенция, якутский стиль, профессиональное мастерство, проектная деятельность, будущая профессия, мужская одежда.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

петербург, русская литература, проект, учащийся, основа проектов, проектная деятельность, главный конфликт романа, первичное восприятие Петербурга, Какая роль, учебный проект.

Похожие статьи

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской...

моделирование, проектирование, творческий проект, конструирование, обучение учащихся, проектно-конструкторская деятельность.

Обучение учащихся проектной деятельности при...

Характерным при этом является то, что в рамках метода проектов широко используются проблемно-поисковые, теоретические и экспериментальные методы, гибкие методы

проектная деятельность, конструирование, объекты труда, технология, обучение учащихся.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках...

учащийся, проект, метод проектов, деятельность учащихся, технологический процесс, проектное обучение, проектная деятельность, групповая работа, конструкторско-технологическая документация...

К вопросу формирования профессиональных компетенций...

Специфика учебного проекта заключается в синтезе теоретической и профессионально-трудовой (практической) деятельности. Практическая деятельность обладает определенной ценностью для студента...

Методика обучения учащихся учебному проектированию на...

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, учебное проектирование, задача, учитель технологии, изделие, проектная деятельность учащихся, проектная деятельность, творческая

учебное проектирование, метод проектов, технология, учитель технологии.

Особенности организации проектной деятельности учащихся...

проект, проектная деятельность, учащийся, подготовительный этап, материал, критерий оценки, класс, изготовление изделия, будущий товар, будущий проект.

Проектная деятельность в техническом вузе | Статья в журнале...

В статье рассматриваются вопросы применения новых педагогических технологий, в частности, метода проектов, в процессе преподавания русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Проектный метод в профессиональном воспитании студентов

WSR, женская одежда, метод проектов, студент, компетенция, якутский стиль, профессиональное мастерство, проектная деятельность, будущая профессия, мужская одежда.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

петербург, русская литература, проект, учащийся, основа проектов, проектная деятельность, главный конфликт романа, первичное восприятие Петербурга, Какая роль, учебный проект.

Задать вопрос