Система высшего образования Кыргызской Республики в переходный период | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 21.02.2017

Статья просмотрена: 1368 раз

Библиографическое описание:

Абдиев, Ж. С. Система высшего образования Кыргызской Республики в переходный период / Ж. С. Абдиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4.1 (138.1). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/archive/138/39454/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассматриваются цель и основные задачи в реализации государственной политики Кыргызской республики в сфере современного высшего профессионального образования Кыргызстана.

Ключевые слова: высшее образование, система, трансформация, децентрализация, демократизация, либерализация, финансово-экономическая база, управление, финансирование, институционализация, международная открытость, интеграционные процессы, этапы реализации.

The article discusses the purpose and the main problems in implementation of the state policy of the Kyrgyz Republic in the sphere of modern higher vocational education in Kyrgyzstan.

Key words: Higher education, system, transformation, decentralization, democratization, liberalization, financial and economic base, management, financing, institutionalization, international openness, integration processes, stages of implementation.

Цель, задачи и функции и системы высшего образования, претерпели значительные изменения, так как сама система, будучи замкнутой на воспроизводство кадров высшей квалификации и ориентирующая на формирование у них социально обусловленных качеств, фактически выступает одним из наиболее существенных факторов прогрессирующих общественных перемен. Вместе с тем роль системы высшего образования в данных переменах утверждается не только самим фактом ее существования, но и мобильностью, адекватностью реагирования на перспективные и текущие задачи рыночного развития. Система высшего образования стала органичным элементом современного общества. К сожалению высшее образование сегодня ориентируется на развитие преимущественно исполнительских способностей специалиста, но мы знаем, что цель системы высшего образования должна формировать творческую личность и развивать способность адаптироваться в динамично меняющемуся требованию специалистов высшего образования. К сожалению в современных условиях возник разрыв между тенденциями развития социальной структуры и структуры профессиональной подготовки, так как высшая школа приобретает большую автономию в своем функционировании и своей деятельности по передаче знаний, умений и навыков, в современной интерпретации так называемой — компетенций, но из истории развития высшего образования высшее образование следовало за развитием социальной структуры и воспроизводило ее. Поэтому в настоящее время происходит усложнение отношений образовательной системы (и ее социально-структурных характеристик) с экономической системой [4].

Образование в результате происходящих изменений получило больше свободы в выборе содержания и организации учебного процесса, методов обучения, в то же время квалификационные требования выпускников не соответствуют современным требованиям рынка. Отличается номенклатура специальностей в вузах Кыргызстана от номенклатуры стран с развитой экономикой, значительна разница в содержании учебного материала, снижена роль кафедры. Образование стало крупным бизнесом и потому необходимы реформы [1, с. 22].

Углубление рыночных отношений в экономике, постоянное расширение связей с зарубежными партнерами, возможность свободного выезда граждан за рубеж и связанные с этим проблемы узнаваемости и признания документов об образовании — все это явилось мощным катализатором структурных и содержательных реформ высшего образования.

Сегодня можно говорить, что кыргызская высшая школа стала открытой системой, которая функционирует в условиях свободного рынка и предоставляет гражданам многообразие учебных заведений и образовательных профессиональных программ, отличающихся не только содержанием и конечными целями, но и формами, и сроками их освоения.

С первых дней независимого суверенной Кыргызской Республики определились цель, общие закономерности и тенденции, а также основные задачи развития в формировании и реализации государственной политики страны в сфере высшего профессионального образования, главными из которых считались:

— институционализация и политико-правовое обеспечение постсоветской трансформации и дальнейшего функционирования системы высшего образования суверенного Кыргызстана, ибо «государственная образовательная политика обеспечивается социальными институциями самого государства и соответствующей нормативно-правовой базой». Это — определение и выработка совершенно новых политико-правовых инструментариев для эффективного осуществления государственной политики в сфере высшего образования; создание законодательно-нормативной базы высшего профессионального образования страны (определение конституционных положений, принципов и гарантий, принятие Закона «Об образовании», выработка Национальной доктрины и Государственной концепции развития высшей школы и т. д.); разработка и принятие самостоятельных государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ; установление лицензионных норм, условий и требований;

— децентрализация и демократизация управления высшей школой страны. Это — четкое разграничение в законодательном порядке функций и ответственности между различными уровнями управления образованием (общегосударственным, региональным, муниципальным, и институциональным); широкое привлечение к управлению высшими учебными заведениями общественных и профессиональных организаций (попечительские советы, финансовые комитеты, консультативные советы, общественная аккредитация вузов и т. д.); расширение академической автономии высших учебных заведений с одновременным усилением их ответственности перед обществом и т. д.;

— диверсификация и структурная реорганизация системы высшего профессионального образования. Это организационно-структурная реорганизация системы высшей школы (количественное увеличение вузов, новая институционализация, регионализация, интернационализация системы высшей школы и т. д.); образовательно-программная диверсификация (введение новых специальностей, введение многоуровневой системы подготовки специалистов, внедрение инновационных технологий обучения и т. д.); увеличение контингента студентов, в том числе иностранных студентов;

— либерализация финансово-экономической базы высшего образования с учетом требований рыночных реалий страны. Это — превращение финансирования образования в мощный экономический рычаг управления высшим образованием, принятие системы принципов многоканального финансирования (государственный бюджет, бюджеты региональных и муниципальных органов власти, грантовые поддержки, доходы от оказываемых вузами услуг и их коммерческой деятельности, плата за обучение и т. д.); всемерное менеджирование и активное использование маркетинговых услуг; замена стипендий и грантов займами, гарантированными государством; доходы от добровольных пожертвований и т. д.

— международная открытость и активное участие в мировых и региональных интеграционных процессах образовательных систем. Это: активное включение в интеграционные процессы образовательных систем в рамках СНГ, ШОС и Болонского процесса, достижение конвертируемости дипломов высших учебных заведений Кыргызстана (обязательный переход на многоуровневую систему подготовки специалистов, внедрение кредитной и дистанционной технологии обучения), международная аккредитация высших учебных заведений республики [2, с. 141].

В целом, основные моменты реализации вышеуказанных задач первого этапа государственной политики Кыргызской Республики в области высшего профессионального образования заключался в следующем.

Была сформирована национальная система высшего профессионального образования Кыргызской Республики, учитывающая национальные особенности Кыргызстана, особенности его общественно-политического, социально-экономического и ментального положения. Постепенно, в соответствии с кардинальными общественно-политическими изменениями в стране стала трансформироваться система управления высшим образованием. С ликвидацией тоталитарной системы социализма ситуация в управлении высшим профессиональным образованием Кыргызской Республики существенно изменилась. В соответствии с фундаментальными условиями либерализации общества, а также с новыми демократическими законодательными актами республики в системе высшей школы страны стали осуществляться основополагающие принципы академической автономии и вузовского самоуправления. В целом, за государством в лице профильного министерства были сохранены только общие контролирующие функции: функции стратегического планирования и секторального государственного финансирования. В частности, аттестация и лицензирование образовательной деятельности высших учебных заведений, определение и утверждение государственных образовательных стандартов и т. д. Созданная в 1994 году Государственная инспекция по лицензированию и аттестации при Министерстве образования, науки и культуре Кыргызской Республики стала осуществлять контроль за выдачей лицензий, проводить плановые аттестации учреждений образования на предмет соответствия их образовательной деятельности Государственным образовательным стандартам.

В контексте радикальных рыночных реформ экономической основы государства, а также из-за кризисной ситуации в социально-экономической сфере страны, существенному реформированию подверглась государственная политика в области финансирования высших учебных заведений Кыргызской Республики. В результате этого была отменена государственная монополия на финансирование высшей школы страны, введена многоканальная система финансирования и принципы рыночной конкуренции. В этом большую роль сыграл Закон Кыргызской Республики «Об общих началах приватизации, предпринимательства и конкуренции в Кыргызской Республике» (1991 г.). Благодаря вынужденной диверсификации источников финансирования высшего профессионального образования и законодательного введения принципов многоканального финансирования образовательных программ, высшие учебные заведения страны в основном стали финансироваться за счет внебюджетных источников, то есть за счет частных, инвестиций общественности и иностранных студентов, грантов международных организаций.

Как уже отметили, одним из важнейших направлений первоначального этапа государственной политики Кыргызской Республики в области высшего профессионального образования считалась политика по обновлению содержания образовательных программ высшего профессионального образования. В этих целях была проделана большая работа. В частности, в ускоренном темпе была выполнена задача по разработке и введению самостоятельных Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Только за первые пять лет реформ были разработаны и внедрены Государственные образовательные стандарты для 10 направлений базового высшего образования, 13 специальностей и 16 стандартов магистерской подготовки. Как уже отметили, с принятием Закона «Об образовании» Кыргызской Республики (1992 г.) в систему высшего профессионального образования страны стали вводить многоуровневую программу обучения. К 1998–1999 гг. программы подготовки бакалавров реализовались в 22 высших учебных заведениях Кыргызстана, а магистерские программы — в 9 вузах [2, с. 143].

Одним из важных моментов государственной образовательной политики Кыргызской Республики выступают вопросы интеграции вузов Кыргызстана в мировое и региональное образовательное пространство. В этом контексте руководство Кыргызстана установило контакты с 11 государствами стран СНГ, заключило около 28 межведомственных и межправительственных соглашений о сотрудничестве с соответствующими министерствами. Реализация согласованной государственной политики с государствами-участниками СНГ получила новый импульс с момента подписания соглашения о сотрудничестве по формированию единого образовательного пространства СНГ от 17 января 1997 года. Благодаря всему этому только в 2000–2004 учебных годах в Российской Федерации в рамках обмена студентами обучалось более 600 студентов и аспирантов; в Таджикистане — 50 студентов, Узбекистане — 117, Казахстане — 90, на Украине обучались 18 студентов из Кыргызской Республики. Всего в странах СНГ в 2005 году получали высшее профессиональное образование более 700 студентов и аспирантов Кыргызстана. Для Кыргызской Республики это были достаточно большие показатели за четыре года.

В рамках сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС по формированию общего образовательного пространства 29 марта 1996 года принято соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств-участников Договора, об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, в том числе в отношении поступления в учебные заведения этих стран. В 1998 году подписано соглашение между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых званиях и степенях [3, с. 68].

Интенсивная работа проводилась по развитию связей с образовательными и научными учреждениями стран дальнего зарубежья.

В общей сложности более 3 тысяч юношей и девушек республики успешно прошли подготовку по различным программам и учились в вузах США, России, Германии, Турции, Великобритании, Китая, Индии и Кореи. Если в 1993 году за рубежом обучались и проходили разные виды переподготовки 672 преподавателя и студента Кыргызстана, то в 1999 уже около 2300, а в 2005 – 3120.

Для развития образования в республике активно привлекались инвестиции зарубежных банков и организаций — Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития, Исламского банка развития, АЙРЕКС, АКССЕЛС, ПРООН, ЮСИА, ЮСАИД, ТЕМПУС/ТАСИС, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Американского корпуса мира.

Литература:

  1. Абдыжапаров А. С. Реформа высшего образования в Кыргызстане: проблемы и направления развития// Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» / Под ред. И. В. Войтова. Минск. 2007. — 200 с.
  2. Абдырахманов Т. А. Переходные процессы и особенности демократического транзита Кыргызстана. — Бишкек, 2013. — 252 с.
  3. Курбанова Н. У. Интеграция Кыргызстана в мировое образовательное пространство. — Бишкек, 2001. — 162 с.
  4. Ермоленко В. А. Основные тенденции развития базового профессионального образования. — http www.itop.ru/ publ/ Ermolen.htm
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, Кыргызская Республика, высшее профессиональное образование, государственная политика, высшая школа, система, академическая автономия, государственная образовательная политика, международная открытость, Российская Федерация.


Похожие статьи

Система образования в Российской Федерации

Система образования в Российской Федерации. Автор: Былда Людмила Михайловна.

— светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; — свобода и плюрализм

Актуальные аспекты образовательной политики в системе...

Российская Федерация, образовательная политика, том, стандарт, система образования, высшая школа, программа, образование, юридическое образование, государственная политика.

Российская система образования: достоинства и недостатки

В статье рассматриваются основные положения о системе образования в Российской Федерации, также рассмотрен процесс реформирования высшего российского образования и произведено сравнение образовательных систем России и Запада (зарубежья).

Российская система образования на переходном этапе

Ключевые слова: система образования, реформа высшего образования, Единый государственный экзамен, Болонский процесс, «бегство мозгов», наука в вузах.

Процессы глобализации и их влияние на казахстанское...

Основными аргументами в пользу преобразований стали качество образования, автономия вузов, научно-исследовательская самостоятельность, использование новых схем финансирования. Были созданы три цикла системы высшего и послевузовского...

Зарубежный опыт взаимодействия государственных...

В системе высшего образования США регулирующая роль принадлежит не государству, а обществу, которое через спрос на

В Германии автономия вузов значительно ограничивает влияние государственных органов управления высшим образованием на их деятельность.

Тенденции развития академической мобильности обучающихся...

Приоритеты развития национальной системы образования Российской Федерации в соответствии с основными направлениями Болонского процесса, в том числе с направлением «академическая мобильность»...

Национальная программа по подготовке кадров — основа...

Современная модернизация системы высшего профессионального образования требует корректировки традиционных подходов к преподаванию.

Похожие статьи

Система образования в Российской Федерации

Система образования в Российской Федерации. Автор: Былда Людмила Михайловна.

— светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; — свобода и плюрализм

Актуальные аспекты образовательной политики в системе...

Российская Федерация, образовательная политика, том, стандарт, система образования, высшая школа, программа, образование, юридическое образование, государственная политика.

Российская система образования: достоинства и недостатки

В статье рассматриваются основные положения о системе образования в Российской Федерации, также рассмотрен процесс реформирования высшего российского образования и произведено сравнение образовательных систем России и Запада (зарубежья).

Российская система образования на переходном этапе

Ключевые слова: система образования, реформа высшего образования, Единый государственный экзамен, Болонский процесс, «бегство мозгов», наука в вузах.

Процессы глобализации и их влияние на казахстанское...

Основными аргументами в пользу преобразований стали качество образования, автономия вузов, научно-исследовательская самостоятельность, использование новых схем финансирования. Были созданы три цикла системы высшего и послевузовского...

Зарубежный опыт взаимодействия государственных...

В системе высшего образования США регулирующая роль принадлежит не государству, а обществу, которое через спрос на

В Германии автономия вузов значительно ограничивает влияние государственных органов управления высшим образованием на их деятельность.

Тенденции развития академической мобильности обучающихся...

Приоритеты развития национальной системы образования Российской Федерации в соответствии с основными направлениями Болонского процесса, в том числе с направлением «академическая мобильность»...

Национальная программа по подготовке кадров — основа...

Современная модернизация системы высшего профессионального образования требует корректировки традиционных подходов к преподаванию.

Задать вопрос