Сущность государства в статусе органов государственной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Валуйсков, Н. В. Сущность государства в статусе органов государственной власти / Н. В. Валуйсков, А. Д. Арутюнян, Л. В. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38481/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы единого толкования понятия «орган государственной власти» и «государственный орган».

Ключевые слова: органы государственной власти, государственный орган, государство, законодательство, нормативно-правовой акт, гражданское законодательство

В соответствии со ст. 125 п.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016) от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [1].

Начиная с советских времен законодательство, юридическая литература употребляют понятия «орган государственной власти» и «государственный орган». При этом до сих пор не существует их комплексное и легальное доктринальное толкование.

Существенная неопределенность имеется и в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), в котором ст. 46 предусматривает право обращения в суд органов государственной власти в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, ст. 47 — право участия в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу [2].

Ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) предусматривает право на обращение в суд именно государственных органов [3].

Конституция Российской Федерации как акт высшей юридической силы также использует и термин «органы государственной власти», и термин «государственные органы».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы — органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации [4].

К государственным органам относятся органы государственной власти, то есть органы трех ветвей власти, а также — в нарушение принципа разделения властей — иные государственные органы, не входящие в триаду разделения власти в Российской Федерации.

Тем самым, понятие «государственный орган» шире, чем понятие «орган государственной власти».

Если рассматривать юридическую литературу, то можно прийти к выводу о том, что принципиальных различий в определении понятия «орган государственной власти» и «государственный орган» нет.

Признаки, характеризующие государственный орган:

‒ наличие государственно-властных полномочий;

‒ наличие правомочий, возможность выступать в пределах своей компетенции от имени государства;

‒ функционирование в условиях сочетания строгой нормативной деятельности в формально-процедурном отношении с широкой возможностью принятия волевых решений;

‒ занятие работой по подготовке, принятию и проведению в жизнь решений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства.

Признаками органа государственной власти ученые определяют то, что каждый орган:

‒ создается в соответствии с установленным порядком;

‒ обладает властными полномочиями, образующими его компетенцию;

‒ осуществляет деятельность в формах и методами, которые установлены правовыми актами.

Рассмотрение таких органов, как прокуратура Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк России и других в качестве органов государственной власти с особым статусом, не входящих ни в одну из ветвей власти, не укладывается в концепцию разделения властей и, соответственно, противоречит Конституции РФ.

В связи с этим, предлагается либо отнести их к одной из ветвей власти, либо определить их иную организационно-правовую форму.

Неточность терминов нарушает цели создания, принципы деятельности названных органов. Научно обоснованные критерии отнесения к органам государственной власти и последовательность законодателя в этом вопросе исключат многие проблемы, возникающие при непосредственной реализации ими своих полномочий, в том числе при участии данных субъектов в гражданском обороте.

Многоаспектность понятия «орган государственной власти», «государственный орган» порождает различные его определения в юридической литературе.

Юридическая природа органов государственной власти, представляющих публичное образование в имущественных отношениях, отличается от статуса органов юридического лица.

Орган государственной власти является частью государственного механизма, в пределах своей компетенции от имени государства выполняющий его задачи и функции, что свидетельствует об административно-правовой природе данного субъекта.

Независимо от наличия или отсутствия статуса юридического лица орган государственной власти осуществляет в силу нормативных предписаний функции государства.

Орган государственной власти в гражданском обороте может осуществлять полномочия в рамках компетенции.

Участие государства в данном случае является непосредственным и отношений представительства не возникает.

Орган государственной власти может вступать в отношения с третьими лицами по реализации собственных полномочий, возложенных на него соответствующим нормативно-правовым актом.

Правовой статус государственного органа проявляется не только в его собственной компетенции, но и в его взаимоотношениях с другими органами, месте в системе иных государственных органов [5, c. 9–13].

В связи с рассмотренными проблемами, возникающими при участии органов государственной власти в гражданском обороте, представляется, что необходимо внести существенные изменения в действующее гражданское законодательство.

Необходимо, указать, что орган государственной власти выступает в отношениях, регулируемых нормами гражданского права, в целях реализации социальных функций государства.

Орган государственной власти может действовать на основании положения, утвержденного уполномоченным органом государственной власти, либо общего положения о соответствующих органах государственной власти в качестве учредительного документа.

А также, необходимо предусмотреть случаи участия органа государственной власти в гражданском обороте в целях обеспечения им собственной хозяйственной деятельности, исключая в рассмотренной ситуации, непосредственно ответственность государства.

Также требуется законодательное установление отсутствовавших в отечественном гражданском законодательстве положений о том, что правоспособность органа государственной власти возникает с момента принятия решения о его создании органом государственной власти, уполномоченным на принятие решений о его создании, реорганизации и упразднении, и прекращается с момента принятия решения о его упразднении указанным уполномоченным органом.

Рассмотренные положения помогут разобраться в дискуссионных вопросах гражданско-правового статуса органа государственной власти.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета, № 238–239, 08.12.1994.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, № 137, 27.07.2002.
  4. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // «Российская газета», № 25, 13.02.2009.
  5. Кравцова, Е. А. К вопросу о содержании понятия «правовой статус государственных органов» // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 7. С. 9–13.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, Российская Федерация, орган, гражданский оборот, ветвь власти, государственный орган, юридическая литература, имя государства, местное самоуправление, юридическое лицо.


Похожие статьи

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

Роль органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском процессе. Некоторые вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Система разделения властей в Российской Федерации...

публичная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, представительная демократия, гражданское общество, прямая демократия, орган, часть, официальная публичная власть.

Роль органов государственной власти и местного...

Органы государственной власти, органы самоуправления местного уровня, граждане или организации имеют право возбуждать гражданские дела лишь в случаях, которые предусмотрены законом.

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

На сегодняшний день прокуратура является важнейшим институтом гражданского общества, она играет значимую роль в правовом обеспечении проводимых в стране реформ. Однако, статус самой прокуратуры как федерального органа государственной власти...

Взаимодействие государственной власти и местного...

Деятельность местного самоуправления подразумевает определенное взаимодействие с государственными органами субъектов РФ, выраженное в согласованных действиях между муниципалитетом и органами государственной власти.

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

государственная власть, ветвь власти, прокуратура РФ, отдельная ветвь власти, Конституция РФ, самостоятельный орган, существующая ветвь власти, орган, прокуратура, Российская Федерация.

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия...

В историческом аспекте сложилась тенденция к тому, что именно исполнительная ветвь государственной власти задает основные направления деятельности государства.

Пути становления государственной власти в современной России

государственная власть, Российская Федерация, Конституция РФ, РФ, российское государство, орган, орган власти, местный орган власти, россия, Федеральное Собрание.

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть, ветвь власти, судебная власть, орган прокуратуры, орган, судебная система, Конституция РФ, законодательная власть.

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

Роль органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском процессе. Некоторые вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Система разделения властей в Российской Федерации...

публичная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, представительная демократия, гражданское общество, прямая демократия, орган, часть, официальная публичная власть.

Роль органов государственной власти и местного...

Органы государственной власти, органы самоуправления местного уровня, граждане или организации имеют право возбуждать гражданские дела лишь в случаях, которые предусмотрены законом.

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

На сегодняшний день прокуратура является важнейшим институтом гражданского общества, она играет значимую роль в правовом обеспечении проводимых в стране реформ. Однако, статус самой прокуратуры как федерального органа государственной власти...

Взаимодействие государственной власти и местного...

Деятельность местного самоуправления подразумевает определенное взаимодействие с государственными органами субъектов РФ, выраженное в согласованных действиях между муниципалитетом и органами государственной власти.

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

государственная власть, ветвь власти, прокуратура РФ, отдельная ветвь власти, Конституция РФ, самостоятельный орган, существующая ветвь власти, орган, прокуратура, Российская Федерация.

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия...

В историческом аспекте сложилась тенденция к тому, что именно исполнительная ветвь государственной власти задает основные направления деятельности государства.

Пути становления государственной власти в современной России

государственная власть, Российская Федерация, Конституция РФ, РФ, российское государство, орган, орган власти, местный орган власти, россия, Федеральное Собрание.

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть, ветвь власти, судебная власть, орган прокуратуры, орган, судебная система, Конституция РФ, законодательная власть.

Похожие статьи

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

Роль органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском процессе. Некоторые вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Система разделения властей в Российской Федерации...

публичная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, представительная демократия, гражданское общество, прямая демократия, орган, часть, официальная публичная власть.

Роль органов государственной власти и местного...

Органы государственной власти, органы самоуправления местного уровня, граждане или организации имеют право возбуждать гражданские дела лишь в случаях, которые предусмотрены законом.

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

На сегодняшний день прокуратура является важнейшим институтом гражданского общества, она играет значимую роль в правовом обеспечении проводимых в стране реформ. Однако, статус самой прокуратуры как федерального органа государственной власти...

Взаимодействие государственной власти и местного...

Деятельность местного самоуправления подразумевает определенное взаимодействие с государственными органами субъектов РФ, выраженное в согласованных действиях между муниципалитетом и органами государственной власти.

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

государственная власть, ветвь власти, прокуратура РФ, отдельная ветвь власти, Конституция РФ, самостоятельный орган, существующая ветвь власти, орган, прокуратура, Российская Федерация.

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия...

В историческом аспекте сложилась тенденция к тому, что именно исполнительная ветвь государственной власти задает основные направления деятельности государства.

Пути становления государственной власти в современной России

государственная власть, Российская Федерация, Конституция РФ, РФ, российское государство, орган, орган власти, местный орган власти, россия, Федеральное Собрание.

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть, ветвь власти, судебная власть, орган прокуратуры, орган, судебная система, Конституция РФ, законодательная власть.

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

Роль органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском процессе. Некоторые вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Система разделения властей в Российской Федерации...

публичная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, представительная демократия, гражданское общество, прямая демократия, орган, часть, официальная публичная власть.

Роль органов государственной власти и местного...

Органы государственной власти, органы самоуправления местного уровня, граждане или организации имеют право возбуждать гражданские дела лишь в случаях, которые предусмотрены законом.

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

На сегодняшний день прокуратура является важнейшим институтом гражданского общества, она играет значимую роль в правовом обеспечении проводимых в стране реформ. Однако, статус самой прокуратуры как федерального органа государственной власти...

Взаимодействие государственной власти и местного...

Деятельность местного самоуправления подразумевает определенное взаимодействие с государственными органами субъектов РФ, выраженное в согласованных действиях между муниципалитетом и органами государственной власти.

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

государственная власть, ветвь власти, прокуратура РФ, отдельная ветвь власти, Конституция РФ, самостоятельный орган, существующая ветвь власти, орган, прокуратура, Российская Федерация.

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия...

В историческом аспекте сложилась тенденция к тому, что именно исполнительная ветвь государственной власти задает основные направления деятельности государства.

Пути становления государственной власти в современной России

государственная власть, Российская Федерация, Конституция РФ, РФ, российское государство, орган, орган власти, местный орган власти, россия, Федеральное Собрание.

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть, ветвь власти, судебная власть, орган прокуратуры, орган, судебная система, Конституция РФ, законодательная власть.

Задать вопрос