Технология деятельностного метода обучения в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 543 раза

Библиографическое описание:

Панина, Н. А. Технология деятельностного метода обучения в начальной школе / Н. А. Панина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 615-617. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38029/ (дата обращения: 26.04.2024).



Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т. е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие; процесс решения проблемных (коммуникативных) задач. [2, 546] Деятельностный метод обучения — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Использование деятельностного метода в начальных классах позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. Рассмотрим структуру проведения урока [5, 25]:

Таблица 1

/№

Этапы урока

Время (мин)

Цель

1

Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент)

2–3

мотивирование (самоопределение) учащихся к учебной деятельности

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

5–7

− Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, фиксирование их в речи и знаках (эталоны) и обобщение.

− Актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. Мотивирование к пробному учебному действию («надо» — «могу» — «хочу»), и его самостоятельное осуществление.

− Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании.

3

Постановка проблемы

3–4

− Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место — шаг, операцию, где возникло затруднение.

− Соотнеси свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство), «Открытие» детьми нового знания

3–4

Построить проект выхода из затруднения.

5

Первичное закрепление во внешней речи

5-6

− Реализовать построенный проект в соответствии с планом.

− Зафиксировать новый способ действия в речи и знаках (с помощью эталона).

− Организовать решение исходного задания, данного для пробного действия.

− Уточни общий характер нового знания.

− Зафиксировать преодоление затруднения.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

10–12

− Проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях

− Организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).

7

Включение в систему знаний и повторение

5–8

− Выявить границы применимости нового знания

− Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

8

Рефлексия деятельности (итог урока)

2–4

− Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

− Провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимися.

− Оценить собственную деятельность на уроке.

− Обсудить и записать домашнее задание.

У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту, а также раскрываются возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли — не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь».

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. — М.: 2009. — № 4. — 18 с.
  2. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996. — 546 с.
  3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — М., 2006. – 25 с.
  4. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе // Интернет ресурс: http://festival.1september.ru/articles/527236/
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, внешняя речь, построение нового знания, пробное действие, пробное учебное действие, самостоятельная работа, учебное содержание, учебный процесс.


Похожие статьи

Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий...

___ Актуализация и пробное учебное действие.

Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, учебная деятельность, волевая саморегуляция, учебное сотрудничество, этап, знание, построенный проект, пробное учебное действие...

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

самостоятельная деятельность, деятельность, самостоятельная учебная деятельность, ученик, действие, простая деятельность, сам процесс, самостоятельная познавательная деятельность...

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

Ключевые слова: умение, учебное умение, интеллектуальные умения, формирование умений. Сформированность умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний в процессе учебной и трудовой деятельности является одним из показателей эффективности...

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

При оценке следует различать четыре возможных уровня выполнения деятельности испытуемыми, или четыре типа (уровня) задач

III уровень (аIII) — продуктивное действие, выполняемое на некотором множестве объектов, подобных изученным учебным элементам.

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

Организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

урок, учитель, треугольник, этап, знание, построенный проект, способ действий, учебная деятельность, исходная задача, внешняя речь, учащийся.

От традиционного урока изучения нового материала к уроку...

Структура современного урока открытия нового знания» состоит уже из 9 этапов: мотивации, актуализации и пробного учебного действия, выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения, реализации построенного проекта...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе. Контроль определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения...

Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности.

Рефлексия учебной деятельности. Расположение детей, как правило, является точкой возврата, т.е. рефлексию провожу в том же месте, где мы

Самостоятельная работа.

– совершить пробное действие. – зафиксировать затруднение проанализировать свои действия.

Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий...

___ Актуализация и пробное учебное действие.

Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, учебная деятельность, волевая саморегуляция, учебное сотрудничество, этап, знание, построенный проект, пробное учебное действие...

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

самостоятельная деятельность, деятельность, самостоятельная учебная деятельность, ученик, действие, простая деятельность, сам процесс, самостоятельная познавательная деятельность...

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

Ключевые слова: умение, учебное умение, интеллектуальные умения, формирование умений. Сформированность умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний в процессе учебной и трудовой деятельности является одним из показателей эффективности...

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

При оценке следует различать четыре возможных уровня выполнения деятельности испытуемыми, или четыре типа (уровня) задач

III уровень (аIII) — продуктивное действие, выполняемое на некотором множестве объектов, подобных изученным учебным элементам.

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

Организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

урок, учитель, треугольник, этап, знание, построенный проект, способ действий, учебная деятельность, исходная задача, внешняя речь, учащийся.

От традиционного урока изучения нового материала к уроку...

Структура современного урока открытия нового знания» состоит уже из 9 этапов: мотивации, актуализации и пробного учебного действия, выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения, реализации построенного проекта...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе. Контроль определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения...

Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности.

Рефлексия учебной деятельности. Расположение детей, как правило, является точкой возврата, т.е. рефлексию провожу в том же месте, где мы

Самостоятельная работа.

– совершить пробное действие. – зафиксировать затруднение проанализировать свои действия.

Похожие статьи

Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий...

___ Актуализация и пробное учебное действие.

Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, учебная деятельность, волевая саморегуляция, учебное сотрудничество, этап, знание, построенный проект, пробное учебное действие...

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

самостоятельная деятельность, деятельность, самостоятельная учебная деятельность, ученик, действие, простая деятельность, сам процесс, самостоятельная познавательная деятельность...

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

Ключевые слова: умение, учебное умение, интеллектуальные умения, формирование умений. Сформированность умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний в процессе учебной и трудовой деятельности является одним из показателей эффективности...

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

При оценке следует различать четыре возможных уровня выполнения деятельности испытуемыми, или четыре типа (уровня) задач

III уровень (аIII) — продуктивное действие, выполняемое на некотором множестве объектов, подобных изученным учебным элементам.

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

Организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

урок, учитель, треугольник, этап, знание, построенный проект, способ действий, учебная деятельность, исходная задача, внешняя речь, учащийся.

От традиционного урока изучения нового материала к уроку...

Структура современного урока открытия нового знания» состоит уже из 9 этапов: мотивации, актуализации и пробного учебного действия, выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения, реализации построенного проекта...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе. Контроль определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения...

Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности.

Рефлексия учебной деятельности. Расположение детей, как правило, является точкой возврата, т.е. рефлексию провожу в том же месте, где мы

Самостоятельная работа.

– совершить пробное действие. – зафиксировать затруднение проанализировать свои действия.

Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий...

___ Актуализация и пробное учебное действие.

Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, учебная деятельность, волевая саморегуляция, учебное сотрудничество, этап, знание, построенный проект, пробное учебное действие...

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

самостоятельная деятельность, деятельность, самостоятельная учебная деятельность, ученик, действие, простая деятельность, сам процесс, самостоятельная познавательная деятельность...

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

Ключевые слова: умение, учебное умение, интеллектуальные умения, формирование умений. Сформированность умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний в процессе учебной и трудовой деятельности является одним из показателей эффективности...

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

При оценке следует различать четыре возможных уровня выполнения деятельности испытуемыми, или четыре типа (уровня) задач

III уровень (аIII) — продуктивное действие, выполняемое на некотором множестве объектов, подобных изученным учебным элементам.

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

Организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

урок, учитель, треугольник, этап, знание, построенный проект, способ действий, учебная деятельность, исходная задача, внешняя речь, учащийся.

От традиционного урока изучения нового материала к уроку...

Структура современного урока открытия нового знания» состоит уже из 9 этапов: мотивации, актуализации и пробного учебного действия, выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения, реализации построенного проекта...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе. Контроль определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения...

Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности.

Рефлексия учебной деятельности. Расположение детей, как правило, является точкой возврата, т.е. рефлексию провожу в том же месте, где мы

Самостоятельная работа.

– совершить пробное действие. – зафиксировать затруднение проанализировать свои действия.

Задать вопрос