Необходимость теоретического переосмысления основ проведения административных реформ в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 31.12.2016

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Саралинова, Д. С. Необходимость теоретического переосмысления основ проведения административных реформ в России / Д. С. Саралинова, Д. М. Дохкильгова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37637/ (дата обращения: 03.05.2024).



Эволюция систем политического управления связана с интеграционными процессами в обществе, развитие которого с его потребностями и интересами определяет необходимость повышения качества государственных и муниципальных услуг, эффективности деятельности органов управления в целом. В этих условиях возрастает значимость формирования эффективного взаимодействия органов публичной власти и населения, использования имеющихся ресурсов, внедрения новых инновационных технологий и других инструментов реализации реформы. На сегодняшний день требования, предъявляемые к социальному государству, вызывают необходимость изменения и самой роли органов власти в политическом процессе. Последние десятилетия во многих странах мира отмечены существенными переменами в отношениях между государством и обществом.

Современные концепции государственного управления сводятся в основном к мысли, что государство — это механизм по обслуживанию потребностей и нужд общества, оказанию услуг гражданам, удовлетворенность которых выступает главным критерием его эффективности [2]. Тем не менее, ключевая роль в управлении сохраняется за государством, однако, необходимость его кардинального изменения не вызывает ни у кого сомнений и, соответственно, изыскиваются возможности совершенствования участия государства в общественных процессах и формирования на их основе новой модели.

Главной целью административной реформы обозначалось формирование условий для развития экономических свобод, повышение качества предоставляемых гражданам государственными и муниципальными органами услуг, а также эффективное управление государственной собственностью. Для этого перед органами власти ставилась задача выработки эффективной и четкой технологии разработки, принятия и реализации решений на всех уровнях власти. Основная часть проводимых мероприятий по реализации реформирования административной системы, особенно в самом начале, касалась преимущественно сферы управления страной, вопросов организации и функционирования органов власти. В то же время отсутствие базовых концептуальных документов на протяжении достаточно длительного периода времени, а также сама практика проведения реформирования привели к отсутствию четких теоретических подходов касательно сущности и содержания реформы.

Таким образом, реформирование в нашей стране достаточно долгое время проводилось, да и до сих пор проводится, в основном методом проб и ошибок. Реформаторам постоянно приходится возвращаться к изменениям бюрократического аппарата, поскольку основополагающие проблемы заключаются в самом государственном устройстве, а также в механизме и элементах проводимого администрирования.

Тем не менее, приходится констатировать, что административные преобразования еще реализованы в полной мере, основной причиной является несовершенство и неустойчивость самой концепции административной реформы, частая смена целей, задач и направлений её развития. К сожалению, не был сформирован эффективно и полноценно функционирующий механизм обратной связи с общественностью, а это, в свою очередь, снизило возможность объективного оценивания результатов реформы и своевременного внесения соответствующих изменений в стратегию и тактику её проведения. Также нельзя игнорировать то, что теоретическая основа разработки и формирования концепции реформы — это зарубежный опыт практически в чистом виде, механический перенос которого не мог дать положительных результатов. Это стало еще одним тормозом успешного реформирования в нашей стране [1].

Основным направлением современного административного реформирования является децентрализация, при которой происходит делегирование полномочий централизованными структурами (администрацией) на местный уровень. Подобное делегирование справедливо в случае, когда наряду с передачей органами государственной власти полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления передаются и соответствующие материальные и финансовые ресурсы. Отсутствие необходимых ресурсов не дает возможности местным органам справиться в должном объеме с поставленными перед ними задачами. В результате этого снижается доверие общественности к их деятельности. Тем самым дискредитируется одна из ключевых идей административного реформирования, а ее результаты минимизируются либо сводятся на нет. Тем не менее, несмотря на делегирование большого числа функций децентрализованным учреждениям, вопросы стратегического характера оставались в компетенции государственных институтов. Это послужило началом процесса разделения уровней стратегического и текущего управления в политическом секторе [3].

Российская модель устройства и реализации государственного управления должна строиться с учетом национальной специфики и сложившихся традиций. Согласно другой точке зрения, в нашей стране всегда отсутствовало эффективное и профессиональное политическое управление, полностью удовлетворяющее и соответствующее потребностям гражданского общества. То есть, по сути, необходимость административной реформирования в современных условиях была обусловлена значительными трансформациями в современном обществе, а не только и не столько кризисом государственного устройства. Практически реализованные шаги по реформированию политического управления государством вызвали необходимость развития и совершенствования теоретической базы данных реформ.

В управленческой науке сформировалась новая трактовка государственного менеджмента, основными чертами которой обозначались:

− обязательность политической роли государственной власти;

− изменение роли вертикальной иерархии в политическом управлении, совершенствование структуры и оптимизация функций органов исполнительной власти;

− ограничение значимости традиционной управленческой иерархии;

− применение теоретических положений и принципов менеджмента в деятельности аппарата политического управления;

− сокращение численности аппарата управления страной, стремление сделать государственную власть прозрачной, открытой, с наличием каналов обратной связи с гражданским обществом, а также нацеленную на удовлетворение потребностей современного общества [4].

К недостаткам бюрократии, начинающим активнее проявляться в условиях поздней индустриальной экономики, относятся:

− отстраненность граждан от участия в осуществлении государственной политики;

− предпочтение простым и формальным решениям проблем в государстве;

− использование аппарата управления исключительно в политических целях;

− отсутствие функционирующих горизонтальных структур;

− закрытость и непрозрачность органов власти; низкая эффективность кадровой политики;

− слабая обратная связь (либо ее полное отсутствие) с обществом;

− чрезмерная структурированность и обезличивание политической власти.

Предполагалось перейти в вопросах построения иерархии органов управления от отраслевого принципа к функциональному. Несоответствие между потребностями общества и уровнем функционирования аппарата управления Российской Федерации вызвали настоятельную необходимость реформирования административной системы. На процесс реформирования административной системы повлияло множество факторов, в числе первых, это политические и экономические, что потребовало изменения роли государства.

Актуальность административных преобразований в совокупности определяли следующие основные факторы [2]:

  1. структурное несоответствие конфигурации органов исполнительной власти, сформированной по отраслевому принципу, требованиям объективной реальности;
  2. отставание в использование новых технологий управления в органах власти;
  3. низкий уровень профессионализма и компетентности служащих органов власти и. как следствие, низкое качество публичного управления;
  4. дисбаланс между государством и бизнесом вследствие динамичного развития менеджмента в частном секторе и низкого в органах власти.

Механизм административного реформирования в России опирался на несколько моделей управления:

  1. рационально-бюрократическую модель, направленную на построение структур политического управления, подконтрольных рациональному функционированию на основе регламентов и норм права;
  2. модель «нового государственного менеджмента», направленную на оценку результатов деятельности, повышение качества услуг, бюджетирование конкретных задач, внедрение элементов конкуренции и конкурсной системы в государственную кадровую политику;
  3. модель демократического управления, формирующую принцип транспарентности (открытости власти) и ответственность её перед обществом.

Но этого было недостаточно для реализации всех заявленных направлений современного административного реформирования, в связи с чем актуальность приобрел вопрос о способностях государства к процессу реформирования. При формировании концепта реформирования в нашей стране её разработчики руководствовались идеей преемственности зарубежного опыта, при этом не учитывался креативный потенциал персонала управления; отсутствовала адекватность определения целей и ценностей, а также важнейших условий трансформациям внешней среды, её изменяющимся требованиям; отсутствовала динамика принимаемых решений. Эти и другие условия вызывают необходимость переосмысления концепции административного реформирования и практической её реализации, успехов и неудач, с тем, чтобы устранить все недочеты и включить все имеющиеся резервы её совершенствования. Кроме того, необходимо создание открытого и доступного информационного ресурса органов государственной власти, а также мониторинг с целью определения и обеспечения полноты и прозрачности их деятельности.

Литература:

  1. Вишняков В. Г. Административная реформа:15 лет поисков концепции // http://justicemaker.ru/view-article.php?art=2792&id=25
  2. Оболонский А. В. Кризис бюрократического государства. Реформы государственной службы: международный опыт и российские реалии. М., 2011.
  3. Печерская Е. В. Зарубежный опыт административного реформирования и российская практика // Журнал «Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС» — Выпуск № 1, 2015. — С. 216–223. // http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-administrativnogo-reformirovaniya-i-rossiyskaya-praktika
  4. Потехин В. А. Совершенствование властных отношений как условие модернизации управленческой деятельности // Власть. 2010. № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): политическое управление, административная система, административное реформирование, государственная власть, орган власти, административная реформа, государственное управление, государственный менеджмент, гражданское общество, зарубежный опыт.


Похожие статьи

Предложения по совершенствованию системы управления на...

государственное управление, государственная служба, государственный менеджмент, государственная власть, административная реформа, услуга, Россия, концепция, общество, федеральный уровень.

Эффективность государственного и муниципального управления

Когда происходит формирование органов государственного и муниципального управления, живущее население требует и ждет от них полное

Время шло, и в 2009 году вновь встал вопрос о реформировании всей системы государственной службы в Российской Федерации.

Структурная реформа в Российской Федерации | Молодой ученый

политическое управление, Российская Федерация, реформа, административная реформа, показатель эффективности, гражданское общество, государственная служба, государственная власть, услуга...

Административная реформа: концептуальные проблемы

административная реформа, исполнительная власть, государственное управление, государственная власть, РФ, Указ Президента РФ, современная административная реформа, орган, том...

Органы государственной региональной власти как открытая...

Органы государственной власти выступают коммуникатором (субъектом) политической коммуникации [1, с. 15]. В процессе политической коммуникации власть воздействует на общество...

О понятии этнополитического менеджмента | Статья в журнале...

Ключевые слова: государственное управление, этнополитический менеджмент, этническое предпринимательство, межэтническое взаимодействие, регион. В фокусе исследовательского интереса ученых-этнополитологов часто встречаются вопросы...

История функционирования PR-служб в системе...

государственное управление, государственный механизм, Венгрия, Финляндия, структура, гражданское общество, государственная власть, общественность, связь, система.

Государственное управление и государственная служба...

Государственное управление и государственная служба: взаимосвязь, проблемы и перспективы.

Государственное управление в широком смысле определяется как деятельность государственной власти по упорядочению общественных отношений.

Зарубежный опыт организации работы с кадровым резервом на...

Анализ опыта развитых зарубежных стран по рационализации административно-управленческого аппарата требует осмысления и оценки перспектив внедрения опыта для реформирования российской модели государственной службы.

Похожие статьи

Предложения по совершенствованию системы управления на...

государственное управление, государственная служба, государственный менеджмент, государственная власть, административная реформа, услуга, Россия, концепция, общество, федеральный уровень.

Эффективность государственного и муниципального управления

Когда происходит формирование органов государственного и муниципального управления, живущее население требует и ждет от них полное

Время шло, и в 2009 году вновь встал вопрос о реформировании всей системы государственной службы в Российской Федерации.

Структурная реформа в Российской Федерации | Молодой ученый

политическое управление, Российская Федерация, реформа, административная реформа, показатель эффективности, гражданское общество, государственная служба, государственная власть, услуга...

Административная реформа: концептуальные проблемы

административная реформа, исполнительная власть, государственное управление, государственная власть, РФ, Указ Президента РФ, современная административная реформа, орган, том...

Органы государственной региональной власти как открытая...

Органы государственной власти выступают коммуникатором (субъектом) политической коммуникации [1, с. 15]. В процессе политической коммуникации власть воздействует на общество...

О понятии этнополитического менеджмента | Статья в журнале...

Ключевые слова: государственное управление, этнополитический менеджмент, этническое предпринимательство, межэтническое взаимодействие, регион. В фокусе исследовательского интереса ученых-этнополитологов часто встречаются вопросы...

История функционирования PR-служб в системе...

государственное управление, государственный механизм, Венгрия, Финляндия, структура, гражданское общество, государственная власть, общественность, связь, система.

Государственное управление и государственная служба...

Государственное управление и государственная служба: взаимосвязь, проблемы и перспективы.

Государственное управление в широком смысле определяется как деятельность государственной власти по упорядочению общественных отношений.

Зарубежный опыт организации работы с кадровым резервом на...

Анализ опыта развитых зарубежных стран по рационализации административно-управленческого аппарата требует осмысления и оценки перспектив внедрения опыта для реформирования российской модели государственной службы.

Задать вопрос