Принципы словарной работы при обучении русскому языку в неязыковых вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 28.12.2016

Статья просмотрена: 1256 раз

Библиографическое описание:

Рахимова, Н. Х. Принципы словарной работы при обучении русскому языку в неязыковых вузах / Н. Х. Рахимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 407-409. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37516/ (дата обращения: 03.05.2024).



Принципы словарной работы при обучении русскому языку в неязыковых вузах

Рахимова Наргиза Хамидуллаевна, ассистент

Ташкентский университет информационных технологий (Узбекистан)

Работа с лексикой составляет важную часть методической работы при обучении русскому языку. К основным принципам словарной работы относятся:

  1. Системный принцип.

Лексика — не просто совокупность слов языка, а определенным образом организованная система. Лексическая система характеризуется многообразием связей ее единиц. Одно и то же слово может входить в самые различные связи и группировки, выделяемые на разных основаниях: по общему грамматическому значению (слова, обозначающие предметы, действия, признаки, т. е. различные части речи), по словообразовательному признаку (боль, болеть, больной, болельщик, больница, больно — однокоренные слова), по грамматическим категориям (например, существительные, отвечающие на вопрос кто? или что?), по общности или противоположности лексического значения (лексико-семантические группы, синонимы, антонимы), по функционированию в той или иной сфере общения (тематические группы). Все эти системные связи слов постепенно усваиваются практически вместе с увеличением словарного запаса студента.

2. Тематический принцип

Этот принцип тесно связан с принципом коммуникативности, так как тематические слова служат для общения в рамках той или иной темы или ситуации (в школе, дома, на почте, в магазине). Чем больше слов по теме знает студент, тем свободнее будет его речь. Например, по теме «День Защитника Отечества» в программе даны такие тематические слова: Армия, солдаты, офицеры, защитники Родины, курсант, звание, задача, герой, война, враг, знамя, орден, медаль и др. Здесь же дана лексико — семантическая группа глаголов «борения»: сражаться, подняться, победить, защищать, разгромить. Синонимическая группа: храбрый — смелый, храбро — смело. Эти слова составляют смысловую основу текстов по данной тематике.

  1. Сочетаемостный принцип

Это подача слов в минимальном контексте — в словосочетаниях. Этот принцип поможет ускорить автоматизацию навыков сочетания слов (согласования и управления), что, в свою очередь, убыстрит процесс составления предложений, а значит, сделает рациональным обучение речевой деятельности. Путь к предложению и связной речи от словосочетания короче, чем от слова, поэтому вводить слова в предложения и в связную речь целесообразно через словосочетание. Представляя одновременно смысловое единство и целостную грамматическую структуру, словосочетание способствует усвоению лексики и грамматики в единстве, подчиняя их задаче развития речи, т. е. работа над словом в словосочетаниях принимает характер работы над словоупотреблением. Например, слово шапка усваивается в следующих словосочетаниях: теплая, зимняя, меховая шапка; надеть, снять шапку; ходить в шапке, без шапки.

Раскрытие функции словосочетания как аналитической формы называния реалий действительности — первый шаг к формированию, у студентов понятия о связях слов и к выявлению роли этих связей для построения высказываний.

4. Функционально-семантический принцип. Каждое слово характеризуется типичными для него синтаксическими функциями, их оно выполняет в определенных грамматических моделях и речевых образцах. Каждая модель и речевой образец наполняются соответствующей лексикой. Таким образом, достигается органическое единство усвоения слов и грамматических моделей (грамматики) русского языка. В программе эта связь отражается частично. Учитель может пополнить список слов для той или иной модели по спискам слов для активного усвоения. Например, в модели предложения «существительное + глагол» в качестве подлежащего — субъекта действия могут выступать слова — названия лиц, данные в списке слов для усвоения: армеец, абитуриент, бакалавр, бедняга, воин, врач, гость, доцент, декан, дежурный, командир, куратор, лейтенант, наследник, народ, программист, преподаватель, ректор, менеджер, магистр, связист, человек, ученый, умница и др.; в качестве сказуемого — глаголы движения, конкретного физического действия и др.: Абитуриент сидит. Студент учится. Доцент работает. Для обозначения времени употребляются слова: весной, летом, зимой, осенью, утром, днем, вечером ночью, вчера, завтра, сегодня, сейчас, потом, в Новый год, на перемене, во время обеда и др. Для обозначения места: в аудитории, в армии, в бакалавриате, в библиотеке, на границе, в городе, в деревне, во дворе, в доме, в коридоре, на дороге, в деканате, в здании, на конференции, на кухне, в комнате, в столовой, в магазине, в магистратуре, в общежитии, в отделении, на парте, на площади, на почте, на полу, на полке, на перемене, на работе, в ректорате, на родине, в семье, в столовой, на скамейке, на симпозиуме, в театре, на траве, на улице, на уроке, на фабрике, на факультете, в университете, в шкафу, на этаже. Это исчерпывающий список слов для I курса, которые могут выражать категорию пространства. При обучении русскому языку следует учитывать связь лексики играмматики. Лексика и грамматика — это две взаимосвязанные стороны языковой системы: грамматика организует лексику и в то же время сама живет в словах, в сочетаниях слов и предложениях. Лексика обретает жизнь в языке благодаря грамматике. Лексика и грамматика органически взаимосвязаны как в общей системе языка и речи, так и в каждом отдельном элементе языка, в частности в слове. Каждое слово имеет, как известно, звуковую оболочку, грамматическую форму и значение. В каждом слове выделяются собственно лексическое (предметное или понятийное) и грамматическое значение, выраженное в той или иной грамматической форме. Например, слово шкаф обозначает вид мебели особой формы и назначения (предметное значение) и является существительным мужского рода в именительном падеже единственного числа (грамматическое значение). Благодаря своей двойной природе слово выступает в языке одновременно как единица лексической системы и как единица грамматического строя языка. Отсюда два направления в словарной работе — лексико-семантическое (изучается все, что касается лексического значения слова,— многозначность, синонимы, антонимы) и лексико-грамматическое (слово изучается как часть речи (существительное, глагол и т. д.) и с точки зрения состава слова).Лексико-семантический и лексико-грамматический аспекты изучения слова должны быть совмещены, так как слово обладает двойной сущностью — лексической, обращенной, прежде всего к внеязыковой действительности (предметам и понятиям, обозначаемым словом), и грамматической, обращенной внутрь языка. Такое совмещение достигается довольно просто и успешно может применяться на практике. К примеру, дается словосочетание хорошие знания. Задается первый вопрос: Что обозначает слово знание — предмет или признак предмета? После того как учащиеся ответят на этот вопрос, задается следующий: На что указывает окончание — я в слове знания — на один или множество предметов. Первый вопрос формирует представление об имени существительном как о категории слов, обладающих предметностью. Второй вопрос формирует представление о морфологической категории числа. Знакомясь с новым словом, студенты вместе с усвоением его значения практически усваивают грамматические формы слова, его сочетаемость с другими словами, согласование, управление, изменение слова по падежам, числам и т. д., т. е. элементы грамматического строя. Это успешно реализуется в словосочетаниях и предложениях. Например, слово студент усваивается в словосочетаниях: умный, знающий, устремлённый, наш студент; направлять студента, учить студента, помогать студенту. Во фразах: Это наш студент. Он целеустремлённый. Студент сдаёт зачёт. Он занимается. С другой стороны, при усвоении той или иной грамматической конструкции (того или иного типа предложения) преподаватель должен пропустить через нее как можно больше слов, употребляемых в этой конструкции. Опора на родной язык, учет его положительного (транспозиция) и отрицательного (интерференция) влияния при овладении вторым языком — один из основополагающих факторов методики обучения русскому языку в национальных группах технических вузов. Более всего этот принцип действенен при изучении словарного состава, так как специфика языка проявляется, прежде всего в области значения и лексической сочетаемости слов. Почему в речи нерусских студентов появляются ошибки типа: дал «имя» картине (вм. название), меня «взяли» в семью (вм. приняли), «пришел» в Ташкент (вм. приехал)? Причина в несовпадении значений слов в родном и русском языках. В тюркских языках слова имяи названиесоответствуют одному слову и, взяли, приняли,передаются одним словом языку, пришели приехалне различаются и передаются словом келдим, т. е. данные слова в родном языке более широкие по объему и употребляются вместо двух русских слов, поэтому студенты путают эти слова.

Преодоление ошибок, возникающих вследствие несовпадения смысловых объемов слов в родном и русском языках, возможно только при более глубоком и тщательном изучении синонимии русского языка. С этой целью следует использовать упражнения, в которых предполагается выбор из двух-трех синонимов одного возможного. Например: Мне (дали, подарили) компьютер.

Помимо перечисленных методических принципов работы над словом, следует руководствоваться обще — дидактическими принципами, такими, как систематичность и последовательность, преемственность, доступность, наглядность, прочность усвоения знаний и навыков и др.

Литература:

  1. Методика преподавания русского языка русского языка в национальной школе. Уч.пособие для учащихся нац.групп Л. З. Закирова., Л. Г. Саяхова, К. З. Закирьянов и др.- Ленинград. отделение, 1990.
  2. Сосенко Э. Ю. Коммуникативные подготовительные упражнения. — М. — Русский язык, 1979.-140с.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, русский язык, студент, словарная работа, словосочетание, грамматическая форма, грамматическое значение, лексическая система, родной язык, связная речь.


Похожие статьи

Роль лексики для овладения иностранным языком

При обучении языку лексическое и грамматическое органично связаны: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы

У студентов следует пробудить интерес к тщательной работе над словом, к постоянному расширению словарного запаса.

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

Словарная работа преследует различныецелии имеет разноесодержание. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

В 4-ом классе продолжается работа по:  обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи

Основные термины (генерируются автоматически): сочинение, развитие речи, класс, работа, рассказ, русский язык, ребенок, связная речь, родной язык...

Работа над лексикой на продвинутом этапе обучения

Основные термины (генерируются автоматически): слово, русский язык, работа, лексика, язык, ошибка, язык специалиста, подготовленность группы, лексическая работа, студент.

Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой...

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, слово, отношение, словарный запас, группа слов, лексика, упражнение, письменная речь, словарный запас учащихся, интенсивное усвоение.

Грамматические категории русского языка в обучении нерусских

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, грамматическая категория, язык, категория, студент, существительное, Правило употребления, множественное число, явление, слово.

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

Русский язык, как и другие языки, представляет собой очень сложную, но и хорошо организованную систему. Нельзя овладеть языком, опираясь только на память и заучивая слова, грамматические формы слов, словосочетания и предложения.

Лексическая работа на уроках письма и развития речи...

Коммуникативная значимость новых слов для учащихся. Объяснение лексического значения слова детьми, на

Основные термины (генерируются автоматически): слово, активизация новых слов, русский язык, ребенок, обогащение словаря, словарная работа, запись слов...

Система работы с лингвистическими терминами как условие...

Данные упражнения опираются на конструирование слов, словосочетаний, предложений и

Как свидетельствует практика обучения русскому языку, фиксация термина необходима.

Задание 5.Составьте словарный диктант из терминов по разным разделам языка.

Роль лексики для овладения иностранным языком

При обучении языку лексическое и грамматическое органично связаны: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы

У студентов следует пробудить интерес к тщательной работе над словом, к постоянному расширению словарного запаса.

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

Словарная работа преследует различныецелии имеет разноесодержание. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

В 4-ом классе продолжается работа по:  обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи

Основные термины (генерируются автоматически): сочинение, развитие речи, класс, работа, рассказ, русский язык, ребенок, связная речь, родной язык...

Работа над лексикой на продвинутом этапе обучения

Основные термины (генерируются автоматически): слово, русский язык, работа, лексика, язык, ошибка, язык специалиста, подготовленность группы, лексическая работа, студент.

Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой...

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, слово, отношение, словарный запас, группа слов, лексика, упражнение, письменная речь, словарный запас учащихся, интенсивное усвоение.

Грамматические категории русского языка в обучении нерусских

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, грамматическая категория, язык, категория, студент, существительное, Правило употребления, множественное число, явление, слово.

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

Русский язык, как и другие языки, представляет собой очень сложную, но и хорошо организованную систему. Нельзя овладеть языком, опираясь только на память и заучивая слова, грамматические формы слов, словосочетания и предложения.

Лексическая работа на уроках письма и развития речи...

Коммуникативная значимость новых слов для учащихся. Объяснение лексического значения слова детьми, на

Основные термины (генерируются автоматически): слово, активизация новых слов, русский язык, ребенок, обогащение словаря, словарная работа, запись слов...

Система работы с лингвистическими терминами как условие...

Данные упражнения опираются на конструирование слов, словосочетаний, предложений и

Как свидетельствует практика обучения русскому языку, фиксация термина необходима.

Задание 5.Составьте словарный диктант из терминов по разным разделам языка.

Похожие статьи

Роль лексики для овладения иностранным языком

При обучении языку лексическое и грамматическое органично связаны: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы

У студентов следует пробудить интерес к тщательной работе над словом, к постоянному расширению словарного запаса.

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

Словарная работа преследует различныецелии имеет разноесодержание. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

В 4-ом классе продолжается работа по:  обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи

Основные термины (генерируются автоматически): сочинение, развитие речи, класс, работа, рассказ, русский язык, ребенок, связная речь, родной язык...

Работа над лексикой на продвинутом этапе обучения

Основные термины (генерируются автоматически): слово, русский язык, работа, лексика, язык, ошибка, язык специалиста, подготовленность группы, лексическая работа, студент.

Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой...

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, слово, отношение, словарный запас, группа слов, лексика, упражнение, письменная речь, словарный запас учащихся, интенсивное усвоение.

Грамматические категории русского языка в обучении нерусских

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, грамматическая категория, язык, категория, студент, существительное, Правило употребления, множественное число, явление, слово.

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

Русский язык, как и другие языки, представляет собой очень сложную, но и хорошо организованную систему. Нельзя овладеть языком, опираясь только на память и заучивая слова, грамматические формы слов, словосочетания и предложения.

Лексическая работа на уроках письма и развития речи...

Коммуникативная значимость новых слов для учащихся. Объяснение лексического значения слова детьми, на

Основные термины (генерируются автоматически): слово, активизация новых слов, русский язык, ребенок, обогащение словаря, словарная работа, запись слов...

Система работы с лингвистическими терминами как условие...

Данные упражнения опираются на конструирование слов, словосочетаний, предложений и

Как свидетельствует практика обучения русскому языку, фиксация термина необходима.

Задание 5.Составьте словарный диктант из терминов по разным разделам языка.

Роль лексики для овладения иностранным языком

При обучении языку лексическое и грамматическое органично связаны: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы

У студентов следует пробудить интерес к тщательной работе над словом, к постоянному расширению словарного запаса.

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

Словарная работа преследует различныецелии имеет разноесодержание. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

В 4-ом классе продолжается работа по:  обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи

Основные термины (генерируются автоматически): сочинение, развитие речи, класс, работа, рассказ, русский язык, ребенок, связная речь, родной язык...

Работа над лексикой на продвинутом этапе обучения

Основные термины (генерируются автоматически): слово, русский язык, работа, лексика, язык, ошибка, язык специалиста, подготовленность группы, лексическая работа, студент.

Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой...

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, слово, отношение, словарный запас, группа слов, лексика, упражнение, письменная речь, словарный запас учащихся, интенсивное усвоение.

Грамматические категории русского языка в обучении нерусских

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, грамматическая категория, язык, категория, студент, существительное, Правило употребления, множественное число, явление, слово.

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

Русский язык, как и другие языки, представляет собой очень сложную, но и хорошо организованную систему. Нельзя овладеть языком, опираясь только на память и заучивая слова, грамматические формы слов, словосочетания и предложения.

Лексическая работа на уроках письма и развития речи...

Коммуникативная значимость новых слов для учащихся. Объяснение лексического значения слова детьми, на

Основные термины (генерируются автоматически): слово, активизация новых слов, русский язык, ребенок, обогащение словаря, словарная работа, запись слов...

Система работы с лингвистическими терминами как условие...

Данные упражнения опираются на конструирование слов, словосочетаний, предложений и

Как свидетельствует практика обучения русскому языку, фиксация термина необходима.

Задание 5.Составьте словарный диктант из терминов по разным разделам языка.

Задать вопрос