Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Федорова, А. Г. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ / А. Г. Федорова, Л. В. Чекмазова, Е. М. Леднева, А. К. Какуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 953-954. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36707/ (дата обращения: 07.05.2024).



Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие.

  1. Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.
  2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
  3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
  4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
  5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
  6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию. Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей.

В соответствии с ФГОС ДО содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

В содержании двух образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определено содержание по организации образовательного процесса в направлении краеведения.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

‒ развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

‒ развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации;

‒ формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

‒ формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

‒ формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

‒ формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения.

Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции:

‒ чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;

‒ просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения;

‒ рассматривание книг, слушание историй, рисование и конструирование;

‒ рассказывание детям сюжетных истории о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением их функций;

‒ использование плоскостного моделирования архитектурных сооружений и их частей (например, крепости, площади);

‒ участие в играх «город-мечта» (что могло бы здесь находиться и происходить);

‒ использование проектной деятельности, проблемных ситуаций и поисковых вопросов.

Использование проектной деятельности, проблемных ситуаций и поисковых вопросов позволяют

стимулировать проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию); выдвижение детьми гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде, собиранию коллекций, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей);

вовлекать детей в игры-путешествия по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию;

включать детей в игры-экспериментирования и исследовательскую деятельность, позволяющую детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в городской среде (игры с флюгером, создание венков, исследование листьев лавра и др.);

подводить к пониманию значения в городской среде разнообразных элементов: венков славы, изображений ветвей деревьев, флюгеров;

способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности;

организовывать участие детей в жизни родного города: традициях, праздниках, содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городской акции).

Интеграция краеведческого содержания с другими разделами может состоять в следующем:

‒ участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

‒ обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.);

‒ участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе);

‒ развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;

‒ рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и пр.);

‒ участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;

‒ обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;

‒ участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, малая родина, город, городская среда, проектная деятельность, ребенок, безопасное поведение, детский сад, дошкольный возраст, познавательное развитие.


Похожие статьи

Тенденции познавательного развития детей старшего...

Keywords: cognitive development, preschool age, his native land. Постановка проблемы. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем очень важный и ответственный этап в процессе приобщения детей к азам...

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

детский сад, малая родина, родной край, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, уголок, Красная книга, свободное время, родитель воспитанников, Родина.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация, дошкольный возраст, воспитанник.

Развитие познавательной активности у детей старшего...

Такую пытливость ума развивает проектная деятельность.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через обогащение знаниями о природных камнях, песке, глине и экспериментирование с ними.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

родной город, город, малая родина, ребенок. Похожие статьи. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем.

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной...

детский сад, родной город, малая родина, окружающая среда, развивающая среда, Омутнинск, Александров, ближайшее окружение, Омутнинский завод, игра.

Проектная деятельность по краеведению как средство...

родной район, Новоильинский район, Ильинка, ребенок, творческая активность, педагогический процесс, проектная деятельность, родное село, родной город, домашний адрес.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Тенденции познавательного развития детей старшего...

Keywords: cognitive development, preschool age, his native land. Постановка проблемы. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем очень важный и ответственный этап в процессе приобщения детей к азам...

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

детский сад, малая родина, родной край, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, уголок, Красная книга, свободное время, родитель воспитанников, Родина.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация, дошкольный возраст, воспитанник.

Развитие познавательной активности у детей старшего...

Такую пытливость ума развивает проектная деятельность.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через обогащение знаниями о природных камнях, песке, глине и экспериментирование с ними.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

родной город, город, малая родина, ребенок. Похожие статьи. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем.

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной...

детский сад, родной город, малая родина, окружающая среда, развивающая среда, Омутнинск, Александров, ближайшее окружение, Омутнинский завод, игра.

Проектная деятельность по краеведению как средство...

родной район, Новоильинский район, Ильинка, ребенок, творческая активность, педагогический процесс, проектная деятельность, родное село, родной город, домашний адрес.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Похожие статьи

Тенденции познавательного развития детей старшего...

Keywords: cognitive development, preschool age, his native land. Постановка проблемы. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем очень важный и ответственный этап в процессе приобщения детей к азам...

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

детский сад, малая родина, родной край, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, уголок, Красная книга, свободное время, родитель воспитанников, Родина.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация, дошкольный возраст, воспитанник.

Развитие познавательной активности у детей старшего...

Такую пытливость ума развивает проектная деятельность.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через обогащение знаниями о природных камнях, песке, глине и экспериментирование с ними.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

родной город, город, малая родина, ребенок. Похожие статьи. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем.

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной...

детский сад, родной город, малая родина, окружающая среда, развивающая среда, Омутнинск, Александров, ближайшее окружение, Омутнинский завод, игра.

Проектная деятельность по краеведению как средство...

родной район, Новоильинский район, Ильинка, ребенок, творческая активность, педагогический процесс, проектная деятельность, родное село, родной город, домашний адрес.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Тенденции познавательного развития детей старшего...

Keywords: cognitive development, preschool age, his native land. Постановка проблемы. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем очень важный и ответственный этап в процессе приобщения детей к азам...

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

детский сад, малая родина, родной край, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, уголок, Красная книга, свободное время, родитель воспитанников, Родина.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация, дошкольный возраст, воспитанник.

Развитие познавательной активности у детей старшего...

Такую пытливость ума развивает проектная деятельность.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через обогащение знаниями о природных камнях, песке, глине и экспериментирование с ними.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

родной город, город, малая родина, ребенок. Похожие статьи. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем.

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной...

детский сад, родной город, малая родина, окружающая среда, развивающая среда, Омутнинск, Александров, ближайшее окружение, Омутнинский завод, игра.

Проектная деятельность по краеведению как средство...

родной район, Новоильинский район, Ильинка, ребенок, творческая активность, педагогический процесс, проектная деятельность, родное село, родной город, домашний адрес.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Задать вопрос