В настоящее время высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей заставляют нас педагогов-дошкольников, искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы.
«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя», так считал А. С. Макаренко.
В связи с этим ключевая роль воспитания и развития малыша, не только лежит на родителях, но и роль детского сада является основным создателем условий для формирования гармоничной развитой личности, обладающей творческими способностями к самовыражению.
«Человек, развитый эстетически с малых лет, ко всему в мире относится как к живому и ценному самим фактором своего существования» — С. Г. Лупан.
Выполняя любые художественно-творческие действия, ребёнок создает субъективно новое, то есть что-то интересное, прежде всего для себя. Дошкольник ещё не понимает ценности своего продукта для окружающих, но мы педагоги, должны помочь ребёнку дать понять и почувствовать, что его творчество приносит, прежде всего, радость родным и близким его людям.
Для того чтобы малыш к концу дошкольного возраста овладел некоторыми техническими навыками и способами продуктивной деятельности, необходимые для дальнейшего освоения, как школьной программы, так и его будущей жизни, необходима планомерная, последовательная и систематичная работа во всех видах деятельности.
Комплексный подход к выбору методов и форм проведения работы с детьми, позволит развить у них воображение, стремление к самостоятельности, что придаст им уверенности в себе, укрепит стремление к новым достижениям, разовьет функции движений кистей рук, речевые возможности.
В последнее время педагогами стала наблюдаться такая тенденция, у детей слабо развиты навыки самообслуживания, не уверенно пользуются столовыми приборами, неряшливы к своему внешнему виду. Дошкольник испытывает трудности в манипуляциях с орудиями труда, предметами деятельности. Многие малыши плохо говорят, слабо развиты функции речи, отсутствует усидчивость и внимание, имеются нарушения в координации движений. Сделать выводы несложно, у детей слабо развита мелкая и крупная моторика рук, которая тесно связана с речевыми функциями.
Немецкий философ И. Кант говорил, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом». Исследования современных физиологов подтвердили тесную связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях рук. Ослабевание мышц рук, вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот.
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили и учили. По рукам можно было судить о здоровье человека, о его положении в обществе. Руки выдавали образ жизни — белоручка он, или трудяга. По ним судили о силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере темперамента (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в нашем обиходе, часто встречаются народные поговорки и пословицы про руки. Например: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Руками развести», «Руки не оттуда растут» и т. д.
Развитие человеческого общества оказались тесно связанными с деятельностью рук, с творческими способностями личности человека и с его речевыми функциями. В чём же заключается эта связь? Первой формой общения были жесты, со временем они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошло много тысячелетий, пока развилась словесная речь, но она длительное время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. За многие поколения люди выполняли всё более сложную, кропотливую работу. И в связи с этим стали происходить увеличения двигательной проекции руки в мозге человека.
Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно, что одновременно двигало людей, как для разнообразных трудовых действий с орудиями труда и творческого поиска с ними. Примерно таков же ход развития и у детей.
Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи с творческим поиском в разных видах деятельности. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речевых и творческих способностей малыша. Всё последующее развитие ребенка совершенствуется в прямой зависимости от степени тренировки двигательных действий пальцев рук. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития, как речевых, так и творческих способностей у детей не удаётся. Именно мелкие мышцы рук способствуют развитие изобразительных умений, так и развития речи.
Мелкие мышцы рук или как мы называем мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Для того чтобы с раннего дошкольного возраста период у ребёнка плавно перешел в более старший, требует особого внимания родителей и педагогов. Периоды перехода то одной ступени развития к другой, педагог заранее должен выработать и разработать комплексные подходы к выбору методов и приемов художественно-творческих способностей детей. Подобрать и изучить для себя современные и вариативные средства и ресурсы, предметно-развивающая среда, указать базисные знания, умения и навыки детей.
Как писал К. Г. Паустовский: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возникнуть, если оставить его без пищи».
Адаптировать детей хорошо в летнее время года, когда большую часть времени малыши и педагог проводят на улице. Здесь полезными свойствами и качествами может обладать песок. Существует целая методика рисования на песке, игровые приёмы и упражнения, которые можно проводить не только на улице, но и в помещении, имея для этого специальное оборудование («Развитие моторики через рисование песком»). С этой информацией неплохо было бы познакомить родителей, оформив папку поместив её в родительский уголок.
Игры с песком не только развивают мелкую моторику, улучшают работу мозга, и как, следствие, память, соображение, координацию. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, и делает его прекрасным средством для развития и саморазвития. Песок является хорошим средством для заземления своих негативных эмоций. Вместо песка, в холодное время года (в группе), песок можно заменить манной крупой, где используется та же методика.
Способностью улучшить развитие моторики кистей рук, творческого воображения, произношение многих звуков, снятие эмоционального напряжения помогают пальчиковые гимнастики, упражнения и игры. Их большое множество, где педагог может использовать в разных вариациях (Данилова Л. «Пальчиковые игры», Москва, РОСМЕН, 2010 г.; Ткаченко Т. А. «Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики», ЭКСМО, Москва, 2011 г.)
Пальчиковая гимнастика очень важна в дошкольном возрасте. «Пальчиковые игры» — это инсценировка, каких-либо рифмованных историй, сказок, стишков, песенок при помощи пальцев. Необходимо помнить, что пальчиковая гимнастика применяется, как средство, повышающее тонус коры головного мозга. Использовать пальчиковые упражнения можно, как в промежуточное время образовательной деятельности, в разные периода режимных моментов, так и в индивидуальной работе с детьми, что повышает эффективность, творческий интерес детей к различным видам и игровой деятельности.
Для пластики рук и развития интереса к творчеству хорошо использовать в продуктивной деятельности в раннем дошкольном возрасте глину разных цветов и качеств: керамическую, белую, серую, коричневую. Работать детям с ней легко и интересно, что дает им время поэкспериментировать. Хорошо сравнить свойства глины с пластилином и пластилиновым тестом. Дети в процессе экспериментирования делают выводы, что глина мягче и пластичнее, чем пластилин, но пластилин разноцветный и с ним труднее работать пальчикам. Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста способствует формированию художественно-творческих способностей детей.
Продолжая работу в среднем дошкольном возрасте, так как у детей еще слабо развита моторика, не до конца сформирована речь, работы по изобразительной деятельности требуют доработки, педагог должен продолжить дальнейшую работу, не останавливаясь на достигнутом. Подобрать новый интересный материал для данного возрастного периода, учитывая зону ближайшего развития, чтобы творческая деятельность детей приносила им только радость и удовольствие. Дети должны сами проявлять интерес к творчеству в любое свободное от образовательной деятельности время.
Пальчиковые гимнастики, упражнения для активизации сенсорно — моторной сферы, техника рисования на песке и манке должна продолжаться с детьми и на этом возрастном этапе. Дети по-прежнему работают с глиной, изготавливают подарки для мам и пап к праздничным мероприятиям: «Тортик для мамы», «Якорь — брелок (для пап)». После просушки работы из глины необходимо доработать — расписать и украсить — ленточками, красиво упаковать с помощью педагога.
Продолжить работу необходимо со свойствами пластилинового (соленого) теста и оборудованием к нему. Одной из важных задач, на данном этапе, является формирование творческого поиска у малышей. Поэтому, детям дается полная свобода: они раскатывают скалочками, печатают печатками, лепят фигурки, фантазируют, как могут! Выполняя действия с пластилиновым материалом, у ребенка развивается пластика и функциональные способности кистей рук. Все готовые работы обязательно должны использоваться и обыгрываться в самостоятельной игровой деятельности, чтобы подчеркнуть значимость конечного результата — продукта творческой деятельности.
Перед Новым годом, при оформлении группы, предлагается (по подгруппам) роспись елочных украшений — шаров. Здесь требуется аккуратная и точная работа с кистью и красками. Но, как приятно рассматривать елочку, на которой висят украшения, изготовленные своими руками!
Интересна и понятна для данного возраста деятельность — знакомство детей со скульптурами малых форм, через работу на прогулке со снегом. Ещё во второй младшей группе отмечено, как детям нравилось лепить из снежной массы. Большие постройки делались совместно, используя лопаты: сгребая снег в кучу, прихлопывая его, отсекая краем лопаты лишнее, если в этом нуждалась задуманная постройка. Руководящая роль лежала на педагоге, то в этом году, инициаторами становятся сами дети, где приходится только помогать и подсказывать. Изготовить из снега можно: хоровод снеговиков, Дед Мороз со Снегурочкой, горка, снежная крепость. В морозный день ребята, отыскав снежные комочки и путем затирания на шероховатой поверхности, получали: фотоаппараты, телефоны, планшеты, оружие для игр в Армию. Все продукты своей деятельности дошколята использовали в свободной игровой деятельности: фотосалон, беседы по телефону, игры в планшете с просмотром мультфильмов, солдаты на боевых стрельбах и многое другое.
Для того чтобы у детей не угасал интерес к продуктивной деятельности, воспитателям необходимо пополнять необычными материалами и разнообразным оборудованием уголок творчества. Предлагаются разные размеры цветных ручек, фломастеров, маркеров; восковые мелки, воздушные маркеры, маркеры с запахом фруктов и ягод, трафареты, шаблоны, печатки и многое другое.
К началу старшего дошкольного возраста у детей появляется устойчивый интерес к творчеству, уверенности в своих действиях, с любым материалом и оборудованием. Хорошим подспорьем для детей будет природный и бросовый материал. Дети уже понимают безопасное отношение с мелкими предметами. Педагог в первую очередь должен познакомить детей с образцами, как иллюстрированного характера, так и натурального, чтобы ребята могли не только посмотреть, но и разглядеть поделки с разных сторон, из чего они изготовлены, потрогать и познакомиться с последовательностью их изготовления.
Широко воспитателями используются предметы народного и декоративного творчества: работы народных умельцев дымковской, семеновской, городецкой. Интерес проявляют дети к хохломе, гжели и многому другому. Необходимо оснастить группу достаточным количеством не только предметами народных промыслов, оборудованием к нему, но и разнообразным материалом. Это могут быть: шишки, желуди, каштаны, ракушки, камешки, бусинки, семена растений, веточки, фольга, нитки и многое другое.
Вся педагогическая деятельность проводится в полном взаимодействии социальными партнерами: родительские собрания, которые сейчас модно проводить в нетрадиционной форме с использованием ИКТ; подбор полезной информации в печатном виде в папках, в папках — раскладушках, буклетах, индивидуальные беседы и консультации, участие в конкурсах и т. д. Желание заниматься творчеством детьми, должно полностью совпадать с желанием родных и близких.
Перейдя в подготовительную к школе группу, этот период дошкольного возраста, когда ребенок уже собирается в школу, требует особого внимания. В этот период у дошкольника происходит масса изменений не только внешнего плана, но прежде всего внутреннего, дающих понять окружающим его исключительность. Это период перехода от одной ступени развития к другой. Поступление в школу знаменует собой начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ребенок должен быть готов к школе по всем показателям, в том числе художественно-эстетическим.
Выполняя художественно-творческие действия, ребенок создает субъективно новое, то есть что-то новое для себя. В процессе занятия творчеством ребенку помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусства, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим. Образная память, которая тесно связана с нервными окончаниями, имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего ребенка. Занятия изобразительно-художественной деятельностью удовлетворяют потребность ребенка в продуктивной, в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому. Неоспоримо то, что детское творчество представляет собой необычайную педагогическую ценность.
Чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен показать ребенку, как разобраться в изобразительном искусстве, помочь овладеть необходимыми способами художественной деятельности, техникой и приемами, изобразительными навыками и умениями, грамотно организовать его художественно-эстетическое развитие. Также педагогу необходимо выявить уровень развития на данном этапе, что важно для планирования последующей работы в течение данного промежутка времени. Педагог должен ребенку дать те знания, умения и навыки, которые будут необходимы ему для обучения в школе.
В подготовительной группе хорошо делать упор на живопись, где идет знакомство не только с жанрами живописи, но и их разновидностью в изображении. Для этого необходимо иметь в группе, на каждого ребенка: наборы акварельных красок, гуашевых, палитры, восковые мелки, кисти разных размеров. В уголке творчества для свободной деятельности, неплохо поместить: пастель и сангину, мольберты.
Для развития крупной моторики и силовых умений, в уголке физического развития, на каждого ребенка неплохо иметь: роллеры, эспандеры, скакалки.
Дети данной возрастной группы, имеющие базисные навыки и умения в работе с различными видами изображения, показывают свои творческие способности при изображении пейзажей, натюрмортов, портретов используя — гуашь, акварель, графические материалы — восковые мелки, пастель, сангину.
Детей 6–7 лет педагог может познакомить с техникой декупаж. Поэкспериментировать в этой технике не только с детьми, необходимо привлечь интерес родителей, что дает большой потенциал для творчества в кругу семьи.
Очень полезна и оказывающая хороший эффект для развития пластики движений кистей рук — техника пластилинография. При растяжке пластилина на пластину (картон), тренируются движения пальцев рук, где предает большей уверенности и изобретательности взаимодействие рук с орудием труда и материалом (стека, пластилин, природный и бросовый материал).
Данный возрастной период отличается повышенным вниманием ребенка к мотивированным процессам в окружающем мире, объяснению многообразных явлений и процессов. Участие взрослых, как родителей, так и педагогов, должно быть направлено на пробуждение самостоятельности и инициативы, на расширение возможностей в фиксации его образа мира. Здесь хорошим подспорьем, при совместной работе педагогами и родителями служит, разработка проектов, познавательного и творческого характера. С проектами необходимо познакомить, как детскую, так и взрослую аудиторию, выставить работы на участие в конкурсах.
Таким образом, педагогу необходимо показать возможное взаимодействие разнообразие мира через художественно-творческую деятельность. Ребенок должен быть готов к школе по всем показателям — физически и психически здоровым, духовно и нравственно воспитанным, эстетически развитым. Первоклассник должен обладать устойчивым сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы детской деятельности. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем точнее взаимодействие руки с предметами — ручкой, карандашом, ножницами, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, тем больше мастерства в детской руке и его голове. Художественно-эстетическое развитие дошкольника, является важнейшим средством в формировании личности ребенка к школе!
Литература:
- Сухомлинский В. А. «Родительская педагогика». — М.: «Знание», 1978.
- Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». — Москва: Издательство «Родничок», 1999.
- Данилова Л. «Пальчиковые игры», Москва, РОСМЕН, 2010.
- Ткаченко Т. А. «Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики», ЭКСМО, Москва, 2011.
- Леонова Н. Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ», ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.