Ведение инновационной деятельности в компаниях с государственным участием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 21.11.2016

Статья просмотрена: 366 раз

Библиографическое описание:

Пряжникова, А. А. Ведение инновационной деятельности в компаниях с государственным участием / А. А. Пряжникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 224-228. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35601/ (дата обращения: 05.05.2024).



В последние годы повсеместно мы слышим об инновациях. О них говорят в новостных блоках, на экономических форумах и т. д. Но что же такое «инновации» и от куда их взять предприятию? ФЗ № 127 [1] введено их определение: «Инновации введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях». И чтобы они работали на предприятие и государство (т. к. около 25 % ВВП страны должны составлять инновации [2]) необходимо вести инновационную деятельность[1]. Иными словами, инновации — это наука, превращенная в деньги.

Например, компания 3М находит техническим разработкам применение в разных сферах и, соответственно, более активно разрабатывает те технологии, которые дают возможности для роста на разных рынках.

Поэтому, для производства на предприятии новых продуктов или продуктов с улучшенными качествами необходимо проводить исследования, т. е. заниматься НИОКР. Для этих целей необходимо обладать уникальными технологическими компетенциями (далее — УТК), которых нет у конкурентов. Поскольку именно компетенции создают новые технологии и на их основе новые продукты (в т. ч. в других отраслях, на других рынках) под требования и потребности покупателей (заказчиков).

Соответственно, чтобы реализовывать науку в жизнь надо обладать совокупностью знаний, умений, навыков, способностей команды ученых, специалистов, которая позволяет им создавать инновационные технологии и продукты для различных сфер применения, технические характеристики которых отвечают критериям глобального превосходства (превышают характеристики лучших мировых аналогов) или глобальной конкурентоспособности (сопоставимы с характеристиками лучших мировых аналогов). Сформулированные УТК — основа для широкого их применения в плане коммерциализации и диверсификации.

Для большинства компаний существуют некоторые проблемы в формулировании собственных компетенций: подход является новым, не освоенным, отсутствуют методики, имеются сложности многоуровневого и многовариантного формулирования компетенций, пониманию нового мешает существующий «продуктовый» подход.

Следовательно, если мы не можем сформулировать собственные УТК, — надо их купить. Здесь возникает проблема в формировании запросов на внешние инновации. Т. к. требуется взаимодействие между инновационным, конструкторским и технологическим блоками, подход является новым, не освоенным, отсутствуют методики.

Зная эти проблемы, ГК «Ростех» совместно с вузами создали методики по формированию УТК (таблица) и запросов на инновации [3].

Таблица

Анкета уникальной технологической компетенции (УТК) [6]

Краткое название УТК

1

Информация о руководителе (представителе) команды носителей УТК

2

Контактные данные: ФИО, должность, электронная почта, моб. Тел.

3

Наименование организации, холдинговой компании

Информация о передовом инновационном продукте

4

Опишите присутствующий на рынке (или разрабатываемый) передовой инновационный продукт, отвечающий критериям глобального превосходства или глобальной конкурентоспособности (созданный на основе описываемой ниже УТК).

Указать наименование продукта, выполняемые им функции, принципы действия, базовые процессы и явления, лежащие в основе его функционирования, несколько важнейших характеристик, которые делают его глобально превосходящим или глобально конкурентоспособным на рынке, описать, в чем состоит новизна и отличительные характеристики продукта в сравнении с существующими на рынке, подкрепить описание количественными данными.

5

Ваша оценка уровня конкурентоспособности продукта:

— превосходящий мировой уровень;

— глобально конкурентоспособный.

Информация о технологии производства продукта

6

Опишите базовую технологию, позволяющую создавать и производить указанный Продукт, формулу изобретения

Информация об уникальной технологической компетенции (УТК)

7

Опишите уникальную технологическую компетенцию по представленным уровням (что именно уникального вы способны /умеете делать, за счет чего удалось создать указанный выше инновационный продукт?)

8

УТК-1 (что команда умеет делать — продукт, процесс)

9

УТК-0 (уровня физических явлений)

10

Опишите ограничения применения УТК (по размерам, весу, материалам, конструкциям, температуре, давлению, среде и др. параметрам)

11

Насколько сложно и почему конкурентам копировать Вашу УТК

Предложения по коммерциализации УТК

12

Коммерциализация УТК на основе создания новых рыночных продуктов гражданского назначения.

Опишите предлагаемые к созданию инновационные рыночные продукты на основе УТК.

Указать наименование продукта, выполняемые им функции, принципы действия, базовые процессы и явления, лежащие в основе его функционирования, несколько важнейших характеристик, которые делают его глобально превосходящим или глобально конкурентоспособным на рынке, описать, в чем состоит новизна и отличительные характеристики продукта в сравнении с существующими на рынке, подкрепить описание количественными данными.

Опишите новую потребительскую ценность (полезность продукта, на основе чего формируется желание и/или необходимость потребителя в его покупке) продукта, которая будет достигнута на основе использования Вашей УТК.

«Потребительская ценность товара — это соотношение между преимуществами (совокупность свойств и характеристик), которые получает потребитель в результате приобретения и последующего использования продукта, и затратами на его приобретение и использование».

Укажите, какие существующие продукты Ваш продукт будет вытеснять с рынка (заменять) за счет более высокой потребительской ценности, созданной УТК

Какие существующие на рынке продукты, будут вынуждены со временем его покинуть, в связи с тем, что ваш продукт создает более высокую потребительскую ценность и, выражаясь категориями диалектики, «отрицает», идет на смену уходящим с рынка? Например, автомобиль похоронил рынок конных экипажей, мобильный телефон вытесняет проводного предшественника, аддитивные технологии отрицают, начинают постепенно снижать объемы рынков литья, механической обработки, сварки и других технологий, компьютерное проектирование и моделирование меняет существующие процессы разработки и испытаний создаваемых продуктов.

13

Коммерциализация УТК путем оказания услуг внешним заказчикам

Опишите предложения рынку исходя из сформированных вариантов описания УТК, опишите по каждой отдельной формулировке потенциальных покупателей (заказчиков).

Опишите продукты, которые могут быть созданы для заказчиков на основе УТК.

Опишите ПРОБЛЕМУ (ЗАДАЧУ) заказчика, которую Вы способны решить на рынке.

Указать проблему, которая существует на рынке, включая технические, технологические, экономические и другие параметры, выраженные количественно и качественно, описать каким образом Вы будете решать эту проблему (задачу).

Дополнительная информация

14

Сформулируйте фразы, ключевые слова, отражающие УТК и позволяющие потенциальным заказчикам идентифицировать свои потребности и интересы в использовании вашей УТК, в том числе на основе информации, размещенной в поисковых системах

Предложение рынку

15

Сформулируйте рекламные объявления по продвижению УТК

Возникает вопрос: как мотивировать сотрудников к занятию инновационной деятельностью. Для этого существует материальное и нематериальное стимулирование. Видами материального стимулирования являются:

  1. Стимулирующие выплаты (премии): за квалификацию; за выполнение плана НИОКР; за поставку продукции (в т. ч. инновационной) и прочие.
  2. Выплата авторских вознаграждение и вознаграждений за содействие.

Виды нематериального стимулирования:

  1. Делегирование подчиненным достаточных прав и полномочий.
  2. Обеспечение эффективной связи результатов реализации работ и реакции руководителя.
  3. Повышение уровня компетентности подчиненных (обучение, переподготовка).
  4. Проведение внутрикорпоративных конкурсов, участие во всероссийских, региональных конкурсах.
  5. Повышение квалификации работников (обучение и развитие персонала).
  6. Создание благоприятной творческому труду атмосферы.

Как писал Уильям МакКнайт [4], основатель компании 3М: «Наймите способных работников и дайте им работать. С развитием бизнеса требуется делегировать ответственность и поощрять инициативу персоналом. Это требует терпимости. Те, кому мы даем полномочия, будут делать работу по-своему. Будут ошибки, но если путь по существу правилен, они не так серьезны, как ошибки руководства, указывающего специалистам, как им выполнять свою работу».

Не мало важным вопросом является вопрос об управлении результатами интеллектуальной деятельности (далее — РИД), их проблемам и правовому регулированию. Последнее, в стране, осуществляется в рамках Гражданского Кодекса РФ часть четвертая.

Управление РИД на различных стадиях жизненного цикла:

  1. Выявление предшествующей интеллектуальной собственности (ИС). Патентные исследования. Приобретение недостающих прав и (или) информации.
  2. Распределение прав: а) с заказчиком; б) исполнителями; в) с авторами (работниками и привлеченных по гражданско-правовым договорам).
  3. Выявление охраноспособных РИД и их правовая охрана (выбор формы охраны, патентование или режим ноу-хау, опубликование).
  4. Технический, бухгалтерский и налоговый учет (по затратам или оценка).
  5. Использование в собственном производстве или передача прав: лицензия или отчуждение, в том числе при внесении в уставной капитал.
  6. Прекращение правовой охраны.

Проблемные вопросы управления РИД в организациях Корпорации:

  1. На многих предприятиях отсутствуют патентно-лицензионные подразделения (отделы, службы), испытывается нехватка квалифицированных кадров, в особенности, молодого и среднего возраста.
  2. Ряд организаций Корпорации выплачивает значительные суммы авторам РИД, используемых при производстве продукции, и (или) вовлечены с ними в судебные процессы.
  3. Организации, поставляющие продукцию в рамках ВТС, несут обременительные для них расходы на обеспечение урегулирования лицензионных отношений с РФ в лице государственных заказчиков и (или) вовлечены в значительное количество судебных процессов с ФГБУ «ФАПРИД» при Роспатенте по вопросам задолженности за использование прав РФ на РИД.
  4. Организации Корпорации практически не используют возможности приобретения у государства прав на РИД гражданского назначения, в том числе безвозмездно.
  5. Расходы предприятий на НИОКР и создаваемые в ходе этих работ РИД в подавляющем большинстве случаев не капитализируются.
  6. Практически отсутствует зарубежное патентование РИД, неэффективно работает режим ноу-хау (секретов производства), слабо задействованы инструменты международно-правовой охраны российских РИД.
  7. Патентование только на территории РФ ведет к раскрытию секретов производства для иностранных конкурентов, без обеспечения монопольных прав.
  8. Несанкционированное копирование российских образцов, поставленных в ходе ВТС, приводит к утрате традиционных для организаций Корпорации рынков.
  9. Большинство организаций не заинтересовано в создании эффективной СУРИД, поскольку не ставит перед собой цели по завоеванию новых рынков и получению на них монопольного положения.

Следующим важным вопросом в развитии инновационной деятельности является вопрос финансирования проекта с помощью инвесторов (бизнес-ангелов, венчурных фондов), — когда для реализации проекта не достаточно собственных средств, а банки кредитов не дают.

Перед разработчиками стоит задача по заинтересовыванию инвесторов в финансировании именно его инновационного проекта. Здесь уже играют роль его ораторские качества, умение грамотно презентовать проект и бизнес-план.

Существует ряд вопросов, на которые инвестор обращает внимание и их очередность.

В первую очередь инвестора интересует:

‒ три главных пункта: продукт, рынок и команда менеджеров;

‒ риски потери инвестиций связанные с реализацией проекта;

‒ права компании на использование РИД;

‒ наличие в договоре между участниками проекта механизмов разрешения противоречий;

‒ степень защищенности интеллектуальной собственности;

‒ наличие положительных экспертных заключений и потенциальных покупателей технологии о ее инновационности;

‒ предполагаемые будущие инвестиции.

Во вторую очередь:

‒ ROI (Return on Investments) — возврат инвестиций;

‒ Break Even (точка безубыточности) — время достижения бизнесом критической точки, после которой он становится прибыльным;

‒ Exit Strategy (Стратегия выхода): IPO (размещение ценных бумаг компании на первичном финансовом рынке); продажа компании; M&A (слияние или поглощение).

И в третью очередь:

‒ Какова текущая стоимость компании и какую долю в суммарном капитале компании получит инвестор взамен инвестируемого капитала;

‒ Какие права и способы контроля за деятельностью компании получит инвестор (избрание исполнительным директором, в совет директоров, назначение на одну из менеджерских позиций, пассивная или активная роль, периодичность и структура отчетности и т. д.).

Из выше сказанного, выявлены внутренние проблемы ХК и организаций Корпорации по инновационному развитию

  1. Разработки есть. Коммерциализация крайне слабая. Неэффективные механизмы коммерциализации и управление этими процессами.
  2. Недостаточный уровень диверсификации деятельности, низкие объемы продаж гражданской продукции.
  3. Слабо развиты механизмы «открытых инноваций», система управления процессами взаимодействия с внешними инновационными предложениями, отсутствие в организациях функционала по развитию «открытых инноваций».
  4. Кадры в организациях Корпорации не имеют достаточных знаний и опыта в управлении инновациями и прежде всего в развитии механизмов «открытых инноваций».
  5. В инновационной сфере (вузы, наука, промышленность) превалирует «продуктовый» подход. Каталоги Российских разработок.

В этой связи, в ГК «Ростех» ведутся работы развитию инновационной деятельности компаний корпорации:

  1. Создать в ХК и организациях Корпорации системы управления УТК и Запросами на внешние инновации, включая «окно открытых инноваций» для приема поступающих предложений и систему работы с ними.
  2. Цели создания и развития систем управления УТК и Запросов:

2.1. УТК — формирование новой точки роста организации на основе ускорения процессов коммерциализации (рост объемов создания и продаж гражданской инновационной продукции) за счет использования слабо задействованных в настоящий момент нематериальных активов в виде УТК;

2.2. Запросов на внешние инновации — повышение эффективности привлечения внешних разработок для решения имеющихся у организации проблем и задач в научно-технической сфере.

  1. Указанные цели реализуются через решение следующих задач:

3.1. Принятие в компании управленческого решения (приказ, решение совета директоров) по созданию и развитию систем управления УТК и Запросов, включающей создание данного функционала в деятельности компании и подразделений, наделение руководителей и сотрудников соответствующими полномочиями и ответственностью.

3.2. Разработка и внедрение методических и нормативно-правовых материалов, направленных на организацию работ по формированию, описанию и продвижению на рынок УТК и Запросов, включая форматы описания информации и рекомендации по их заполнению, порядок принятия решений, планирования и контроля этой деятельности.

3.3. Формирование системы мотивации сотрудников, участвующих в этих процессах, на основе учета их текущих и перспективных интересов (роялти, премия, комиссия) и баланса с интересами компании.

3.4. Организация обучающих программ для сотрудников компании, касающихся роли и места УТК и Запросов в развитии инновационной экономики и компаний, особенностей управления ими, лучшим практикам по их формализованному описанию и продвижению на рынки.

3.5. Создание коммуникационной площадки и развитие партнерской сети, включающей вузы, научные организации, финансовые инструменты, консультантов, прежде всего специалистов по управлению, структурированию и описанию УТК и Запросов, информационные сети, способствующие их продвижению на рынки, потенциальных потребителей УТК и Запросов и других.

3.6. Формирование группы специалистов по проведению интервью с сотрудниками, участвующими в формировании УТК и Запросов.

  1. Участники процессов по развитию систем в компании:

‒ генеральный директор и заместители по инновационному развитию и инвестиционной деятельности, главные конструкторы, инженеры, технологи;

‒ руководители и сотрудники подразделений, включенные в данные процессы;

‒ научно-технический совет.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что инновации — это сердце компании и главное конкурентное преимущество перед другими. Однако на пути между идеей и выводом товара на рынок стоит большая преграда, преодоление которой является ее задачей.

Литература:

  1. ФЗ № 127 «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. 22.12.2014).
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. — URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 17.11.2016).
  3. Формирование запросов на инновации. Методические рекомендации для предприятий Корпорации «Ростех». // Госкорпорация Ростех. URL: http://rostec.ru/konkurs (дата обращения: 17.11.2016).
  4. Компания 3М. — URL: http://www.3mrussia.ru/3M/ru_RU/company-ru/about-3m/ (дата обращения: 17.11.2016).
  5. Каширин А. И. О Центре открытых инноваций ГК «Ростех» (ЦОИ) //. URL: http://www.rea.ru/ru/org/cathedries/rostechkaf/Documents/Каширин.РЭУ.презентация_ЦОИ_16.03.16.PDF (дата обращения: 17.11.2016).
  6. Центр открытых инноваций // ИКТ РУДН Институт космических технологий. URL: http://www.iptie-rudn.ru/oi (дата обращения: 17.11.2016).

[1] Инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности [1].

Основные термины (генерируются автоматически): рынок, инновация, организация Корпорации, продукт, заказчик, Запрос, проблема, процесс, уникальная технологическая компетенция, ваш продукт.


Похожие статьи

Содержание и этапы инновационного процесса. | Молодой ученый

Основные термины (генерируются автоматически): инновационный менеджмент, продукция, нововведение, продукт, рынок, производство, инновационная деятельность, инновация, инновационный процесс, создание новой.

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос.

Влияние инновационных технологий на конкурентоспособность...

‒ диверсификация деятельности. Современная инновационная деятельность компании выходит далеко за рамки только лишь научно-технической политики, основанной на разработке и внедрении нового продукта. Продуктовые инновации были и остаются важным...

Рынок инноваций и его структура | Статья в журнале...

Коммерческий обмен различными объектами инновационного продукта осуществляется на рынке инноваций.

Через этот рынок покупаются и продаются уже подтвердившие свою эффективность на практике технологические процессы и производимые продукты.

Организация разработки нового продукта | Статья в журнале...

Далее обратимся к параллельной форме организации процесса инноваций.

Дополнительно в таких случаях рассматривают вопрос возможности насыщения рынка существующим продуктам с помощью более производительных технологий и организационных нововведений.

Формирование стратегии: теоретические основы

Инновационный продукт и уникальный потребительский сегмент

Основные термины (генерируются автоматически): ресурсный подход, конкурентное преимущество, рыночная ориентация, ресурс, формирование стратегии, рынок сбыта, компетенция

Ваш вопрос.

Особенности маркетинга инновационного продукта

Ее состав определяется соответственно типам технологических инноваций.

Появления нового продавца инновационного продукта, являющегося аналогом вашего инновационного продукта

Оценка актуальности вывода на рынок инновационного продукта...

Разработка методики оценки компетенции «Инновационность»

Первый блок посвящён лидерским, организационным и управленческим компетенциям сотрудника, организации процессов внутри компании.

Например, знание иностранного языка, требований законодательства, умение работать с каким-либо программным продуктом.

Особенности использования информационных технологий...

Современные взгляды на инновации и инновационные процессы пополнились за счет

Скоро другие компании видят, как вам хорошо, и приходят на ваш рынок.

Но каждый раз, когда на рынке появляется революционный продукт, — добро пожаловать в голубой океан» [17].

Аутсорсинг как элемент реструктуризации бизнес-процессов на...

Недостаточно произвести технологию, продукт или услугу, необходимо уметь вывести ее на рынок

В качестве одного из возможных решений этой проблемы автор предложил

Во-вторых, основным проблемным звеном в организации бизнес-процессов работающих на базе...

Похожие статьи

Содержание и этапы инновационного процесса. | Молодой ученый

Основные термины (генерируются автоматически): инновационный менеджмент, продукция, нововведение, продукт, рынок, производство, инновационная деятельность, инновация, инновационный процесс, создание новой.

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос.

Влияние инновационных технологий на конкурентоспособность...

‒ диверсификация деятельности. Современная инновационная деятельность компании выходит далеко за рамки только лишь научно-технической политики, основанной на разработке и внедрении нового продукта. Продуктовые инновации были и остаются важным...

Рынок инноваций и его структура | Статья в журнале...

Коммерческий обмен различными объектами инновационного продукта осуществляется на рынке инноваций.

Через этот рынок покупаются и продаются уже подтвердившие свою эффективность на практике технологические процессы и производимые продукты.

Организация разработки нового продукта | Статья в журнале...

Далее обратимся к параллельной форме организации процесса инноваций.

Дополнительно в таких случаях рассматривают вопрос возможности насыщения рынка существующим продуктам с помощью более производительных технологий и организационных нововведений.

Формирование стратегии: теоретические основы

Инновационный продукт и уникальный потребительский сегмент

Основные термины (генерируются автоматически): ресурсный подход, конкурентное преимущество, рыночная ориентация, ресурс, формирование стратегии, рынок сбыта, компетенция

Ваш вопрос.

Особенности маркетинга инновационного продукта

Ее состав определяется соответственно типам технологических инноваций.

Появления нового продавца инновационного продукта, являющегося аналогом вашего инновационного продукта

Оценка актуальности вывода на рынок инновационного продукта...

Разработка методики оценки компетенции «Инновационность»

Первый блок посвящён лидерским, организационным и управленческим компетенциям сотрудника, организации процессов внутри компании.

Например, знание иностранного языка, требований законодательства, умение работать с каким-либо программным продуктом.

Особенности использования информационных технологий...

Современные взгляды на инновации и инновационные процессы пополнились за счет

Скоро другие компании видят, как вам хорошо, и приходят на ваш рынок.

Но каждый раз, когда на рынке появляется революционный продукт, — добро пожаловать в голубой океан» [17].

Аутсорсинг как элемент реструктуризации бизнес-процессов на...

Недостаточно произвести технологию, продукт или услугу, необходимо уметь вывести ее на рынок

В качестве одного из возможных решений этой проблемы автор предложил

Во-вторых, основным проблемным звеном в организации бизнес-процессов работающих на базе...

Задать вопрос