Проект управления процессом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 17.11.2016

Статья просмотрена: 575 раз

Библиографическое описание:

Чувпило, Е. К. Проект управления процессом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольной образовательной организации / Е. К. Чувпило. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 258-261. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35362/ (дата обращения: 05.05.2024).



В ходе экспериментальной работы с целью выявления эффективности введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) на основе анализа критериев, закрепленных в нем, в рамках формирующего эксперимента мною был разработан проект управления процессом реализации ФГОС ДО в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО).

Данный проект нацелен на совершенствование процесса управления введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОО.

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

Основные мероприятия:

− изучение нормативно-правовой базы ДОО, соотнесение ее с ФГОС. Этот процесс поможет совершенствованию аналитических умений педагогов;

− изучение образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов при изучении ФГОС ДО. Эта работа необходима для разработки плана повышения квалификации педагогического коллектива ДОО;

− анкетирование педагогов на предмет владения знаниями о современных педагогических технологиях, основного ресурса повышения качества современного дошкольного образования;

− разработка системы педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о педагогических технологиях.

Основной этап:

На этом этапе руководитель ДОО активно работает со старшим воспитателем и инициативной группой по проблеме разработки методических рекомендаций по работе с детьми в условиях реализации ФГОС. Эта деятельность помогает в развитии рефлексивных способностей воспитателей, а также формирует у них способность выбирать целесообразные педагогические технологии в зависимости от образовательных задач.

Заключительный этап:

На этом этапе происходит обобщение и трансляция опыта работы педагогов. Педагоги ДОО вместе со старшим воспитателем и заведующим анализируют проделанную работу, оценивают степень развития профессиональных качеств, их соответствие поставленным перед дошкольным образованием задачам.

Основные формы методической работы с воспитателями, направленные на реализацию ФГОС — это мероприятия, в которых педагоги осваивают позицию субъекта, реализующего деятельностный подход, а также способствующие формированию контрольно-оценочных навыков, развитию рефлексивной позиции. Такие формы работы это не просто консультации, где педагог ведет себя пассивно, а семинары — практикумы, проектировочные семинары, педагогические гостиные, круглые столы, работа в творческих группах и т. д. [3, с. 4]

Условия реализации проекта:

  1. материально — техническое обеспечение, которое выражается в приведении предметно-пространственной среды ДОО в соответствие с требованиями ФГОС;
  2. кадровые — повышение педагогической компетенции педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС ДО;
  3. методические — разработка системы мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО.

Предполагаемые риски:

  1. поглощение текущей работой, для минимизации риска необходимо распределение приоритетной деятельности;
  2. увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов;
  3. широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг.

Руководитель должен постараться минимизировать рассмотренные риски за счет правильно выстроенной системы руководства ДОО через систему мероприятий:

− создание инициативной группы;

− трансляция педагогического опыта как внутри коллектива, так и во внешний мир (посещение мастер-классов, открытых занятий, семинаров в других ДОО; участие в работе научно-педагогических конференций; написание статей в сборники научных трудов; участие в конкурсах педагогического мастерства);

− обсуждение возникающих затруднений и достигнутых результатов с заведующими ДОО, методистом Отдела образования с целью принятия эффективных управленческих решений.

Ожидаемые результаты выражаются в следующих параметрах:

− четкое определение изменений, которые необходимо провести в целях повышения качества дошкольного образования через содержание образовательных программ, технологии обучения и воспитания, способы и механизмы оценки результатов образовательного процесса;

− сформированная готовность педагогов к выбору программ, учебно-методических пособий, методов ведения педагогической деятельности;

− сформированность информационной, методической, технологической базы для работы педагогов ДОО с воспитанниками в соответствии с ФГОС;

− повышение уровня сформированности мотивационно — профессиональной компетентности педагогов ДОО: выработка новых ценностей, принципов взаимодействия и общения с дошкольниками;

− подведение материально-технической базы ДОО к уровню, который позволит обеспечить реализацию ООП ДО согласно ФГОС;

− ознакомление педагогов с технологиями разработки рабочих программ с учетом образовательных областей;

− расширение потребности педагогов в повышении профессиональной компетентности; реализация мероприятий по повышению профессиональной квалификации педагогов ДОО;

− повышение качества предоставляемых образовательных услуг. [1, с. 32]

Рассмотрим подробнее работу руководителя ДОО по управлению процессом реализации ФГОС ДО:

I направление. Работа с нормативно-правовой базой введения ФГОС ДО:

  1. создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального, муниципального уровня, а также локальные акты ДОО. С данным пакетом документов ознакомлен весь педагогический коллектив ДОО. Высокая степень технологичности реализации данного мероприятия позволила разработать дорожную карту введения ФГОС в ДОО. В данном документе представлена вся система мероприятия по различным направлениям введения ФГОС ДО;
  2. осуществляется постоянный контроль за процессом комплектования методического кабинета ДОО базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС ДО;
  3. проведение педагогических советов, том числе с приглашением специалистов отдела образования, представителей НИРО по вопросам реализации ФГОС в учебно-воспитательном процессе ДОО;
  4. проведение семинара-практикума на тему: «Готовность ДОО к введению ФГОС ДО. Трудности и пути решения». На семинаре-практикуме ставилась цель повышения профессиональной компетентности педагогов в процессе реализации требований ФГОС. В результате работы были выявлены затруднения, потребности и образовательные запросы педагогов ДОО для эффективной работы в соответствии с ФГОС ДО.
  5. еженедельные инструктивно-методические совещания педагогического коллектива по изучению ФГОС ДО, групповые и индивидуальные консультации педагогов ДОО, старшего воспитателя по написанию ООП, по изучению современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОО;
  6. участие заведующего ДОО, старшего воспитателя, педагогов в районных семинарах, круглых столах, конференциях, совещаниях по вопросам введения ФГОС ДО;
  7. изучение опыта реализации ФГОС ДО в других регионах через участие в видеоконференциях, изучение материалов научно-практических конференций, интернет-ресурсов;
  8. выполнение самоаудита ДОО, что позволило определить положительные и отрицательные тенденции процесса реализации ФГОС ДОО, наметить пути руководства развитием соответствия материально-технической базы реализации ООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.

II направление: Организационное обеспечение процесса руководства введением ФГОС ДО:

  1. создание рабочей группы ДОО по введению и реализации положений ФГОС ДО;
  2. создание и контроль работы за системой методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО в ДОО;
  3. создание условий для участия педагогического коллектива ДОО в работе учебно-методических объединений системы образования района;
  4. утверждение в ДОО ООП и локальных актов, обеспечивающих реализацию положений ФГОС ДО. [4, с. 22]

III направление: Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО в ДОО:

  1. прохождение всеми педагогическими работниками ДОО курсов повышения квалификации НИРО по программе «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» (объем — 72 часа);
  2. участие заведующего, старшего воспитателя и педагогических работников ДОО в проектах и педагогических марафонах различного уровня, например, Общероссийском проекте «Школа цифрового века».

IV направление: финансово-экономическое обеспечение управления процессом реализации ФГОС ДОО.

Здесь выполнялись следующие управленческие функции:

  1. планирование расходов средств учредителя и субъекта РФ на развитие ДОО;
  2. постоянная работа по корректировке и выполнению муниципального задания;
  3. управление работой по выполнению требований ФГОС ДО к реализации ООП.

V направление: информационное обеспечение введения ФГОС ДО.

  1. информирование родителей (законных представителей) о введении, реализации ФГОС ДО в ДОО происходит через родительские собрания, информационные стенды, персональный сайт, СМИ, а также через систему индивидуальной работы;
  2. проведение в ДОО общих родительских собраний по введению ФГОС ДО («Организация образовательной деятельности педагогического коллектива в 2015–2016 учебном году в соответствии с требованиями ФГОС ДО», «Взаимодействие ДОО с семьей как ресурс развития взрослых и детей», «Правовые аспекты управления качеством образования в ДОО — ФГОС ДО»).

По итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС в ДОО прослеживается организованное ознакомление педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников с особенностями организации образовательного процесса в ДОО с введением ФГОС ДО. [2]

В процессе реализации описанных выше мероприятий были отмечены следующие результаты работы по управлению процессом реализации ФГОС ДО:

  1. педагоги ДОО стали использовать в работе современные образовательные технологии. В ДОО постоянно происходит обмен опытом, воспитатели, успешно освоившие ту или иную образовательную технологию, охотно и успешно делятся опытом с коллегами;
  2. педагоги стали ориентироваться на организацию здоровьесберегающей среды;
  3. педагогический коллектив ДОО осознал необходимость перехода на развивающие системы воспитания и обучения.

На особый контроль со стороны заведующего ДОО были поставлены следующие направления работы педагогического коллектива:

  1. постоянное пополнение базы учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС ДО (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);
  2. участие каждого члена педагогического коллектива ДОО в конференциях, сборниках статей по проблемам реализации ФГОС ДОО;
  3. работа по формированию психологического климата в коллективе, создание творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи;
  4. организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом возможностей индивидуального подхода к каждому ребенку.

Таким образом, предложенный проект управления процессом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОО будет способствовать росту педагогического мастерства коллектива ДОО, что улучшит учебно-образовательный процесс и будет способствовать формированию личности воспитанников в соответствии с современными запросами общества.

Литература:

  1. Королева С. В. Моделирование процесса управления качеством в дошкольной образовательной организации // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 1. — С. 31–34.
  2. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОО. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
  3. Мартьянова О. П., Сиденко Е. А. Готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 4 С. 2–4.
  4. Полякова О. Д. ФГОС дошкольного образования: основные идеи и принципы // Научный поиск. 2014. № 2.1. С. 22.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический коллектив, дошкольное образование, старший воспитатель, процесс реализации, введение, образовательный процесс, работа, соответствие, Федеральный государственный образовательный стандарт, инициативная группа.


Похожие статьи

Организация образовательного процесса в дошкольной...

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят очень серьезные преобразования. Согласно Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...

Организация социального партнерства дошкольной организации...

Ст.воспитатель. Введение инноваций в организацию образовательного процесса

Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного...

Особенности управления ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Введение ФГОС дошкольного образования — длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований стандарта.

Интеграция образовательных областей в образовательной...

В связи с введением новых Федеральных государственных стандартов к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

Использование современных инновационных технологий...

Улучшение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ведет по цепной реакции к улучшению профессиональной компетентности современного педагога

– улучшение качества дошкольного образования и профессиональных навыков педагогического коллектива

Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по...

детский сад, образовательная деятельность, методическая служба, педагогический коллектив, старший воспитатель, передовой педагогический опыт, педагог, основная образовательная программа, методическая работа...

Сущность методического сопровождения педагогов...

Важнейшим требованием к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является постоянное методическое сопровождение педагогов.

Планирование воспитательно-образовательной деятельности...

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.

Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения.

Проектирование основной образовательной программы...

Педагогический коллектив может самостоятельно создавать свою модель педагогического процесса, а следовательно, педагоги свободны в выборе технологий, средств, методов для реализации основных целей и задач дошкольного образования.

Похожие статьи

Организация образовательного процесса в дошкольной...

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят очень серьезные преобразования. Согласно Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...

Организация социального партнерства дошкольной организации...

Ст.воспитатель. Введение инноваций в организацию образовательного процесса

Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного...

Особенности управления ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Введение ФГОС дошкольного образования — длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований стандарта.

Интеграция образовательных областей в образовательной...

В связи с введением новых Федеральных государственных стандартов к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

Использование современных инновационных технологий...

Улучшение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ведет по цепной реакции к улучшению профессиональной компетентности современного педагога

– улучшение качества дошкольного образования и профессиональных навыков педагогического коллектива

Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по...

детский сад, образовательная деятельность, методическая служба, педагогический коллектив, старший воспитатель, передовой педагогический опыт, педагог, основная образовательная программа, методическая работа...

Сущность методического сопровождения педагогов...

Важнейшим требованием к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является постоянное методическое сопровождение педагогов.

Планирование воспитательно-образовательной деятельности...

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.

Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения.

Проектирование основной образовательной программы...

Педагогический коллектив может самостоятельно создавать свою модель педагогического процесса, а следовательно, педагоги свободны в выборе технологий, средств, методов для реализации основных целей и задач дошкольного образования.

Задать вопрос