Проблемы кадрового обеспечения СПО (на примере Оренбургской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 14.10.2016

Статья просмотрена: 2784 раза

Библиографическое описание:

Валеева, Л. И. Проблемы кадрового обеспечения СПО (на примере Оренбургской области) / Л. И. Валеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 280-284. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34212/ (дата обращения: 30.04.2024).



Проблемы кадрового обеспечения СПО (на примере Оренбургской области)

Валеева Лилия Ильясовна, магистрант

Оренбургский государственный педагогический университет

Цель данной статьи — выявить проблемы кадрового обеспечения СПО (на примере образовательных заведений Оренбургской области).

В настоящее время среднее профессиональное образование выступает одним из приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации.

Сегодня на рынке труда специалисты со средним специальным образованием более востребованы, чем выпускники высших учебных заведений, так как обучающийся среднего профессионального учебного заведения получает востребованную профессию в достаточно короткий срок и, при этом, приобретает квалификацию специалиста-практика, будущего мастера своего дела [2].

Поэтому одной из важных задач системы СПО выступает обеспечение качества подготовки специалиста. Принимая во внимание тот факт, что основной деятельностью образовательного учреждения становится деятельность по предоставлению образовательных услуг, можно утверждать, что качество образования в первую очередь зависит от достижения высокого качества кадрового обеспечения.

Под кадровым обеспечением СПО мы понимаем целенаправленную деятельность по формированию квалифицированного кадрового потенциала, способного подготовить конкурентоспособных выпускников конкретного образовательного учреждения.

Кадровое обеспечение СПО характеризуется рядом показателей, которые должны быть прописаны в образовательном стандарте. На современном этапе СПО испытывает ряд проблем в области кадрового обеспечения.

Для иллюстрации наших положений рассмотрим кадровое обеспечение ГАПОУ «Акбулакский политехнический техникум», который находится в Оренбургской области.

Данный техникум является современным автономным профессиональным образовательным учреждением, который располагает хорошей и постоянно развивающейся материальной базой, имеет устойчивый имидж успешного образовательного учреждения не только в Акбулакском районе, но и по области.

Подготовку специалистов в данном техникуме осуществляет педагогический коллектив, который обеспечивает подготовку выпускников в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Таблица 1

Сведения окадровом составе

Показатель

Количество (чел.)

% от общего количества педагогических работников

Всего педагогических работников

37

100

в том числе

административно-управленческий персонал

5

13,5

преподаватели

20

54,5

мастера производственного обучения

8

21,6

воспитатели (в т. ч. соц.педагог)

4

10,8

Источник: составлено автором по [5].

В техникуме работает 37 педагогических работника, из них 5 человек относятся к административно-управленческим работникам, 20 преподавателей, 8 мастеров производственного обучения и 4 воспитателя.

Рис.1. Показатели педагогического стажа работников техникума

Источник: составлено автором по [5].

Анализируя показатели педагогического стажа работников, можем отметить следующее: 32,4 % преподавателей имеют маленький педагогический стаж до 5 лет, более 20 лет педагогического стажа имеют 24,3 % преподавателей.

Рис. 2. Возрастной состав педагогических кадров

Источник: составлено автором по [5].

По данной диаграмме можно судить о том, что в техникуме работают 16,2 % преподавателей в возрасте до 30 лет, педагоги в возрасте до 40 лет — 37,8 % и 45,9 % преподавателей в возрасте выше 40 лет.

Рис. 3..Показатели наличия образования

Источник: составлено автором по [5].

По диаграмме видно, что в данном техникуме 75,6 % работников имеют высшее образование, среднее специальное образование имеют 18,9 % работников, и лишь 5,4 % работников имеют среднее образование.

Рис. 4. Показатели квалификационных категорий педагогических работников

Источник: составлено автором по [5].

Анализируя показатели, можно сделать вывод: 45,9 педагогических работников имеют первую категорию, высшая категория у 24,3 % педагогических работников, вторая — 2,7 % педагогических работников, у 27 % работников категория отсутствует.

Изучив кадровое обеспечение данного техникума, мы можем выделить основные проблемы кадровой политики в системе среднего профессионального образования.

Существует тенденция старения педагогических кадров, то есть нет необходимого количества молодых сотрудников для замещения преподавателей преклонного возраста.

У 20 % педагогических сотрудников нет высшего образования, что нарушает требование образовательных стандартов.

Отсутствие базового профильного образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины.

У большинства сотрудников отсутствует педагогическое образование, необходимое для осуществления образовательной деятельности в системе СПО.

25 % сотрудников не имеют квалификационной категории.

Отсутствует сотрудничество с ВУЗами для поиска молодых специалистов.

Обобщая вышесказанное, перечислим основные проблемы кадрового обеспечения в данном техникуме:

1) старение педагогических кадров;

2) отсутствие высшего образования;

3) отсутствие педагогического образования;

4) несоответствие базового профильного образования профилю преподаваемой дисциплины;

5) отсутствие омоложения кадров;

6) отсутствие сотрудничества с ВУЗами с целью подготовки молодых специалистов.

Помимо названных проблем имеются и общие проблемы кадрового обеспечения. Одной из основных кадровых проблем системы СПО является несоответствие стимулирующих надбавок реальной действительности, что естественным образом влияет на мотивацию сотрудников.

Также существует значительная проблема повышения квалификации. Преподаватели повышают квалификацию в рамках «стен» своего образовательного учреждения, «соседнего» СПО, что зачастую носит формальный характер.

Таким образом, под кадровым обеспечением СПО мы понимаем целенаправленную деятельность по формированию квалифицированного кадрового потенциала, способного подготовить конкурентоспособных выпускников конкретного образовательного учреждения.

Несмотря на значимость СПО в современной системе российского образования, вопрос обеспечения кадрами является проблемным в данных образовательных учреждениях.

Литература:

  1. Караваева Л. П. Престиж преподавателя среднего профессионального образования //Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 181–184.
  2. Мальцева Т. И. Система управления персоналом образовательного учреждения //Пермь: Меркурий, 2012. — С. 43–44.
  3. Маркин В. А. Кадровое обеспечение предприятия: практика, проблемы и пути их решения // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 909–912.
  4. Маслова В. М. Управление персоналом. 2-е изд., перераб. И доп. — М.:2015. — 492 с.
  5. http://www.pu51.akbulak.ru
Основные термины (генерируются автоматически): кадровое обеспечение, образовательное учреждение, работник, высшее образование, Оренбургская область, базовое профильное образование, квалифицированный кадровый потенциал, педагогическое образование, производственное обучение, профессиональное образование.


Похожие статьи

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования.

Кадровый потенциал определяется квалификационными и творческими способностями работников.

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических...

Рубрика: Система образования. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г. Дата публикации: 06.02.2017.

В настоящее время в разных регионах России существует острая проблема нехватки педагогических кадров.

Непрерывное образование в системе повышения квалификации...

Современный учитель сегодня постоянно в поисках активных инновационных технологий, чтобы подготовить своих учеников и сделать их конкурентоспособными в быстро меняющимся мире. Непрерывное профессиональное обучение известная истина и актуальна сегодня.

Актуальные кадровые риски в дошкольном образовании

Отток педагогических кадров также является типичным кадровым риском для дошкольного образования.

В частности, в нашем детском саду высшее образование имеют 30 % педагогических работников, из них педагогическое или профильное образование имеют...

Особенности подготовки педагогических работников для...

Статья посвящена обоснованию целесообразности и эффективности использования дистанционной формы обучения в процессе подготовки педагогических кадров для работы в учреждениях профессионального образования.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Аспирантура — третья ступень высшего образования

Где можно продолжить обучение. Высшее образование.

Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов.

Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов...

Инновационные методы в среднем профессиональном...

практическая деятельность, активный метод обучения, метод обучения, сфера образования, инновация, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая инновация, профессиональное образование...

Похожие статьи

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования.

Кадровый потенциал определяется квалификационными и творческими способностями работников.

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических...

Рубрика: Система образования. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г. Дата публикации: 06.02.2017.

В настоящее время в разных регионах России существует острая проблема нехватки педагогических кадров.

Непрерывное образование в системе повышения квалификации...

Современный учитель сегодня постоянно в поисках активных инновационных технологий, чтобы подготовить своих учеников и сделать их конкурентоспособными в быстро меняющимся мире. Непрерывное профессиональное обучение известная истина и актуальна сегодня.

Актуальные кадровые риски в дошкольном образовании

Отток педагогических кадров также является типичным кадровым риском для дошкольного образования.

В частности, в нашем детском саду высшее образование имеют 30 % педагогических работников, из них педагогическое или профильное образование имеют...

Особенности подготовки педагогических работников для...

Статья посвящена обоснованию целесообразности и эффективности использования дистанционной формы обучения в процессе подготовки педагогических кадров для работы в учреждениях профессионального образования.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Аспирантура — третья ступень высшего образования

Где можно продолжить обучение. Высшее образование.

Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов.

Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов...

Инновационные методы в среднем профессиональном...

практическая деятельность, активный метод обучения, метод обучения, сфера образования, инновация, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая инновация, профессиональное образование...

Задать вопрос