Поиск эффективных форм сотрудничества СПО и производства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Платонова, М. Ю. Поиск эффективных форм сотрудничества СПО и производства / М. Ю. Платонова, М. Е. Елецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.2 (116.2). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31481/ (дата обращения: 27.04.2024).



В настоящий момент в нашей стране идет реформа образования. Профессионально-техническое образование должно быть встроено в процессы модернизации, которые затрагивают все отрасли промышленности. Основной целью СПО сегодня является подготовка кадров, востребованных современным производством.

Современные стандарты требуют наличия тесных связей учебного процесса с потребностями производства. В этих условиях основными, на наш взгляд, задачами, стоящими перед преподавателями средних специальных учебных заведений являются:

 поиск эффективных форм сотрудничества производства и учебных заведений;

 внедрение практико-ориентированного подхода в учебный процесс.

Поиск эффективных форм сотрудничества производства иучебных заведений. При этом основная ответственность ложится на плечи выпускающих цикловых комиссий, которые должны формировать учебные модули под заказ предприятий. Однако необходимо отметить, что заинтересованность в сотрудничестве должна быть двухсторонней. Именно предприниматели должны, с одной стороны, сформировать заказ, т. е. четко определить, сколько специалистов, какого уровня и какой квалификации требуется, а, с другой стороны, предоставить возможность студентам и преподавателям познакомиться с новым современным оборудованием и технологиями. И здесь существенно возрастает роль учебно-производственных практик, которые становятся реальным отражением такого сотрудничества.

Цикловые комиссии общепрофессиональных дисциплин осуществляют взаимодействие с производством опосредованно через выпускающие комиссии. Надо сказать, что новые стандарты довольно поверхностно прописывают требования к изучаемому в рамках дисциплины материалу. Основной акцент делается на формировании компетенций выпускника. В этих условиях чрезвычайно важной становится роль межпредметных связей между выпускающими и общепрофессиональными цикловыми комиссиями.

Внедрение практико-ориентированного подхода вучебный процесс предполагает кардинальное изменение организации самого учебного процесса. Сфера реализации практико-ориентированного подхода в рамках учебного процесса чрезвычайно широка: новые технологии, межпредметные связи, разработка практико-ориентированных заданий и средств контроля знаний студентов, совершенствование лабораторной базы, повышение профессионального уровня преподавателей, разработка методической документации.

Практико-ориентированные задания являются новой формой практических заданий. Такие задания уже появились в виде отдельного раздела в ГИА и ЕГЭ по математике. Цель их появления отчетливо показать учащемуся, какие практические приложения могут иметь те или иные разделы математики в реальной жизни. Учитывая нынешний контингент студентов, назрела острая необходимость разработки практико-ориентированных заданий по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам СПО. Особенностью этих заданий является то, что их невозможно составить без помощи преподавателей других цикловых комиссий. Задания по математике должны помочь составить преподаватели физики и электротехники, по электротехнике — преподаватели выпускающих цикловых комиссий. Первый опыт создания таких заданий показал, что они вызывают интерес у студентов и способствуют закреплению навыков и умений.

С учетом практико-ориентированного подхода существенные изменения происходят в лабораторной базе цикловых комиссий. Переход на новые стандарты потребовал создания новых лабораторных работ, в том числе ориентированных на развитие межпредметных связей в цикловых комиссиях по общепрофессиональным дисциплинам, и имеющих непосредственную профессиональную направленность в выпускающих цикловых комиссиях.

Вопрос преподавательских кадров по учебным дисциплинам технического профиля в ближайшее время станет критическим. Уже сегодня преподавателей по электротехнике и тем более электронике найти практически невозможно. Старые кадры уходят, а новые никто не готовит. Вопрос повышения профессионального уровня преподавателей технического профиля на уровне города не решается. В качестве новой формы повышения профессионального уровня преподавателей может быть предложено проведение мастер-классов преподавателями цикловых комиссий, осуществляющих подготовку студентов в рамках одной специальности. Такие мастер классы будут способствовать развитию межпредметных связей, обмену опытом и в итоге профессиональному росту преподавателя.

Грамотное методическое оформление всей учебной документации является заключительным этапом в работе преподавателя. И здесь очень важными являются базовые документы, определяющие требования к оформлению документов. Такие документы должны быть очень тщательно предварительно проанализированы и выверены.

Вопросам совершенствования системы подготовки квалифицированных специалистов был посвящен Городской научно-практический семинар «Преемственность СПО и производства в русле инновационных изменений в системе профессионального образования», который проводился в нашем колледже.

В рамках семинара были рассмотрены следующие вопросы:

 реализация практико-ориентированного подхода и инновационных педагогических технологий в образовательном процессе;

 роль формирования межпредметных связей в подготовке квалифицированного специалиста;

 организация производственной практики;

 требования современного производства к подготовке квалифицированного специалиста.

По результатам работы Городского научно-практического семинара «Преемственность СПО и производства в русле инновационных изменений в системе профессионального образования» были разработаны следующие рекомендации по совершенствованию системы подготовки квалифицированных специалистов

  1. В рамках развития межпредметных связей:

 преподавателям выпускающих цикловых комиссий организовать проведение тематических семинаров для преподавателей общепрофессиональных дисциплин;

 проводить согласование рабочих программ по общепрофессиональным дисциплинам с преподавателями выпускающих цикловых комиссий;

 ввести профориентацию, четко направленную на будущую профессию студента, в преподавании дисциплин любого цикла, начиная с первого курса;

 обеспечить условия социально-психологической комфортности обучения студентов, в-первую очередь, при адаптации студентов первого курса.

  1. В рамках реализации практико-ориентированного подхода ивнедрения инновационных педагогических технологий вобразовательный процесс:

 организовать издание методического сборника, отражающего опыт использования преподавателями новых педагогических технологий;

 создавать условия для организации исследовательской работы студентов; обобщать и распространять опыт такой работы.

  1. В рамках развития учебных ипроизводственных практик:

 на городском уровне рассмотреть возможность формирования базы данных потребности предприятий и организаций города и области в молодых специалистах СПО;

 расширить круг предприятий и организаций, с которыми необходимо заключить долгосрочные договора о взаимном сотрудничестве. Конечная цель такой работы — создание формы сотрудничества, при которой работодатели представляют в плановом порядке заявки на подготовку или переподготовку специалистов по профильным специальностям колледжа. На первом этапе необходимо определить весь возможный перечень предприятий и организаций города и области, с которыми необходимо заключить договора заявочной компании и учет вести в электронной форме;

 производственные практики проводить четко по профилю специальности;

 планы учебной практики корректировать с учетом потребностей производства.

  1. В рамках развития сотрудничества СПО ипроизводства:

 на городском уровне организовать курсы повышения квалификации для преподавателей специальных и общепрофессиональных дисциплин на базе ведущих высших учебных заведений и профильных предприятий;

 организовать стажировки для преподавателей специальных дисциплин с целью ознакомления с новыми технологиями и новым оборудованием на базе профильных предприятий;

 организовать регулярное проведение практических семинаров для преподавателей специальных и общепрофессиональных дисциплин с целью ознакомления с новыми технологиями на базе профильных предприятий;

 преподавателям специальных дисциплин и представителям производства организовать совместный мониторинг изменений потребностей работодателя с целью своевременной корректировки учебных планов;

 расширять сотрудничество по организации целевой подготовки специалистов по заявке предприятий и организаций.

 на городском уровне создать базу вакансий для выпускников СПО по специальностям.

В нашем колледже некоторые рекомендации уже реализованы на практике. Надеемся, что наш опыт будет интересен и полезен преподавателям других учебных заведений СПО.

Основные термины (генерируются автоматически): практико-ориентированный подход, комиссия, городской уровень, дисциплина, задание, преподаватель, преподаватель выпускающих, профессиональный уровень преподавателей, учебный процесс, Городской научно-практический семинар.


Похожие статьи

Практико-ориентированный подход к преподаванию...

Практико-ориентированный подход к преподаванию педагогических дисциплин. Автор: Мокшина Надежда Григорьевна.

Целевая аудитория: ‒ студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата)

Практико-ориентированный подход в подготовке...

Поэтому, в процессе профессиональной подготовке специалистов любого профиля актуальной является проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне системы среднего...

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

Задача преподавателя подготовить практико-ориентированного специалиста, которого получит производство. Для развития инновационной экономики нужны подготовленные кадры. Вузы, выпускающие преподавателей для учреждений среднего профессионального...

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания...

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе.

В наш вуз поступают выпускники сельских и городских школ. К сожалению, они сами отмечают, что их уровень подготовки не всегда соответствует...

Подготовка будущего учителя к взаимодействию...

Дисциплина носит практико-ориентированный характер, что позволяет развить

Она предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата).

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

При решении ситуационной задачи преподаватель и студенты преследуют разные цели: для

Задания для студентов в этих задачах составляются разного уровня сложности (от

– второй подход основан на выделенных типах практико-ориентированных задач, которые...

Педагогический инструментарий преподавания правовых...

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель

 личностно-ориентированный подход — индивидуализирует обучение, относительно

 ситуационные задания — это практическая работа обучающихся, стимулирующая процесс...

Практико-ориентированный подход к преподаванию...

Практико-ориентированный подход к преподаванию педагогических дисциплин. Автор: Мокшина Надежда Григорьевна.

Целевая аудитория: ‒ студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата)

Практико-ориентированный подход в подготовке...

Поэтому, в процессе профессиональной подготовке специалистов любого профиля актуальной является проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне системы среднего...

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

Задача преподавателя подготовить практико-ориентированного специалиста, которого получит производство. Для развития инновационной экономики нужны подготовленные кадры. Вузы, выпускающие преподавателей для учреждений среднего профессионального...

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания...

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе.

В наш вуз поступают выпускники сельских и городских школ. К сожалению, они сами отмечают, что их уровень подготовки не всегда соответствует...

Подготовка будущего учителя к взаимодействию...

Дисциплина носит практико-ориентированный характер, что позволяет развить

Она предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата).

Педагогический инструментарий преподавания правовых...

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель

 личностно-ориентированный подход — индивидуализирует обучение, относительно

 ситуационные задания — это практическая работа обучающихся, стимулирующая процесс...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

При решении ситуационной задачи преподаватель и студенты преследуют разные цели: для

Задания для студентов в этих задачах составляются разного уровня сложности (от

– второй подход основан на выделенных типах практико-ориентированных задач, которые...

Похожие статьи

Практико-ориентированный подход к преподаванию...

Практико-ориентированный подход к преподаванию педагогических дисциплин. Автор: Мокшина Надежда Григорьевна.

Целевая аудитория: ‒ студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата)

Практико-ориентированный подход в подготовке...

Поэтому, в процессе профессиональной подготовке специалистов любого профиля актуальной является проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне системы среднего...

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

Задача преподавателя подготовить практико-ориентированного специалиста, которого получит производство. Для развития инновационной экономики нужны подготовленные кадры. Вузы, выпускающие преподавателей для учреждений среднего профессионального...

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания...

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе.

В наш вуз поступают выпускники сельских и городских школ. К сожалению, они сами отмечают, что их уровень подготовки не всегда соответствует...

Подготовка будущего учителя к взаимодействию...

Дисциплина носит практико-ориентированный характер, что позволяет развить

Она предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата).

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

При решении ситуационной задачи преподаватель и студенты преследуют разные цели: для

Задания для студентов в этих задачах составляются разного уровня сложности (от

– второй подход основан на выделенных типах практико-ориентированных задач, которые...

Педагогический инструментарий преподавания правовых...

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель

 личностно-ориентированный подход — индивидуализирует обучение, относительно

 ситуационные задания — это практическая работа обучающихся, стимулирующая процесс...

Практико-ориентированный подход к преподаванию...

Практико-ориентированный подход к преподаванию педагогических дисциплин. Автор: Мокшина Надежда Григорьевна.

Целевая аудитория: ‒ студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата)

Практико-ориентированный подход в подготовке...

Поэтому, в процессе профессиональной подготовке специалистов любого профиля актуальной является проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне системы среднего...

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

Задача преподавателя подготовить практико-ориентированного специалиста, которого получит производство. Для развития инновационной экономики нужны подготовленные кадры. Вузы, выпускающие преподавателей для учреждений среднего профессионального...

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания...

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе.

В наш вуз поступают выпускники сельских и городских школ. К сожалению, они сами отмечают, что их уровень подготовки не всегда соответствует...

Подготовка будущего учителя к взаимодействию...

Дисциплина носит практико-ориентированный характер, что позволяет развить

Она предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата).

Педагогический инструментарий преподавания правовых...

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель

 личностно-ориентированный подход — индивидуализирует обучение, относительно

 ситуационные задания — это практическая работа обучающихся, стимулирующая процесс...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

При решении ситуационной задачи преподаватель и студенты преследуют разные цели: для

Задания для студентов в этих задачах составляются разного уровня сложности (от

– второй подход основан на выделенных типах практико-ориентированных задач, которые...

Задать вопрос