Использование ИКТ-компетенции в подготовке и проведении урока литературного чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 09.06.2016

Статья просмотрена: 347 раз

Библиографическое описание:

Евфимовская, А. В. Использование ИКТ-компетенции в подготовке и проведении урока литературного чтения / А. В. Евфимовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 855-856. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31420/ (дата обращения: 08.05.2024).



Цель включения ИКТ в учебный процесс — с помощью разных форм учебно-познавательной деятельности на уроках и в ходе выполнения домашних заданий сделать самостоятельную работу учащихся целенаправленной и активной.

Информационные технологии на уроке позволяют учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на любом уроке являются:

‒ игровая деятельность;

‒ создание положительных эмоциональных ситуаций;

‒ работа в парах;

‒ проблемное обучение.

Всё это возможно проводить, используя возможности ИКТ, аудио- и видео-материалы открытой сети Интернет.

Покажем это на примере уроков литературного чтения.

Компьютерные технологии могут быть органично включены в любой этап урока литературного чтения, позволяют использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Компьютер помогает вовлечь всех учеников класса в литературное творчество.

На уроках литературного чтения использую иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Хорошо проходит данный вид работы в группах. Выполненные детьми работы сканирую, и каждая группа приступает к созданию диафильма по заданной теме.

В результате дети точнее усваивают последовательность событий, что помогает им при пересказе произведения. Известно, что большинство людей запоминают 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 40–50 %.

Чтобы заинтересовать ребёнка книгой, вызвать у него желание отыскать эту книгу как можно быстрее, мы собираем информацию о писателе:

‒ факты биографии

‒ портреты

‒ фотографии

‒ иллюстрации из книг

Составляя презентации к урокам, иногда вставляю в них документальные фильмы или аудиозапись с голосом писателя. Сначала я предлагаю им по фотографии или по портрету предположить, какой это человек, что его волнует, радует, определить его характер. И только после высказанных детьми предположений, предлагаю посмотреть, прослушать найденный мной материал. Так рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг. Эта работа заинтересовала ребят, теперь они сами в начале урока знакомства с новым писателем стали спрашивать: «А что это за человек, чем он интересовался, а он ещё жив?».

Используя возможности ИКТ, на любом уроке можно организовать выставку книг. Цель такой виртуальной выставки — представить разные издания одной и той же книги или представить как можно больше книг одного и того же писателя, вызвать у младшего школьника интерес к книгам, желание как можно быстрее её рассмотреть, подержать в руках, прочитать её.

На уроках закрепления изучаемого материала часто использую работу с кроссвордами, которые предлагаю готовить самим детям. Эта работа может быть индивидуальным заданием для каждого ученика или проходить в малых группах. Разгадывание кроссворда проводим с помощью интерактивной доски. Такая работа стимулирует учащихся внимательно прочитывать текст и вызывает эмоциональный подъем.

Новый подход к урокам литературного и внеклассного чтения с использованием ИКТ дает положительные результаты: каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, стимулирует учащихся внимательно прочитывать художественный текст, расширяет круг детского чтения. Показателем результативности такой работы является тот факт, что учащиеся самостоятельно ищут и читают другие произведения писателей.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, позволяют формировать вдумчивого и грамотного читателя может и тем самым поднять на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова француженки Сесиль Лупан, которая в своей книге «Поверь в своё дитя», обращаясь к родителям и педагогам, писала: “Привить ребёнку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.
  2. Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения: Кн.для учителя. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение,1991.
  3. Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З. Планируемые результаты начального общего образования. ФГОС. — М.: Просвещение, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): книга, литературное чтение, урок, вид работы, работа, ребенок.


Похожие статьи

Преодоление трудностей понимания художественного текста на...

Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе. Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста. Метод беседы.

Методические приемы для формирования УУД на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): литературное чтение, ребенок, урок, действие, умение, произведение, прием

Формирование орфоэпической культуры младших школьников при работе над произносительными архаизмами на уроках литературного чтения.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение. Любимый у учащихся вид чтения — ролевое чтение.

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе.

Методические способы формирование читательского интереса

На уроках свободно можно комбинировать разные методы, приемы и различные формы организации работы, возможно

Литературное чтение — процесс особенно творческий, ни одна книга не была понята одинаково, каждый новый читатель представляет себе всё по-своему.

Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения...

Издание книг.

4. Бойкина Н. В. Литературное чтение. Диагностические работы для учащихся 3 класса/ Бойкина Н. В. — СПб: СМИО Пресс, 2008–72 с.

Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе.

Формирование читательской компетенции младших школьников

Большое внимание на уроках следует уделять словарной работе, особенно при чтении сложных текстов.

Чтобы повысить интерес детей к чтению, на уроках литературного чтения нужно использовать такой прием, как драматизация.

О подготовке младших школьников к интерпретации...

Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги. Словарная работа на уроках

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности.

Возможности современных программ и учебников по...

В 1 классе на уроках литературного чтения необходимо научить детей выбирать тему проекта, определять, индивидуальную или в групповую работу. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно формируются навыки работы в группе.

Формирование читательской культуры младших школьников на...

Внеклассная работа по литературному чтению имеет большое значение для формирования читательской культуры младших школьников.

На листьях дерева написано название книг, которые дети прочитали дома. В оформлении листьев участвуют родители.

Преодоление трудностей понимания художественного текста на...

Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе. Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста. Метод беседы.

Методические приемы для формирования УУД на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): литературное чтение, ребенок, урок, действие, умение, произведение, прием

Формирование орфоэпической культуры младших школьников при работе над произносительными архаизмами на уроках литературного чтения.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение. Любимый у учащихся вид чтения — ролевое чтение.

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе.

Методические способы формирование читательского интереса

На уроках свободно можно комбинировать разные методы, приемы и различные формы организации работы, возможно

Литературное чтение — процесс особенно творческий, ни одна книга не была понята одинаково, каждый новый читатель представляет себе всё по-своему.

Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения...

Издание книг.

4. Бойкина Н. В. Литературное чтение. Диагностические работы для учащихся 3 класса/ Бойкина Н. В. — СПб: СМИО Пресс, 2008–72 с.

Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе.

Формирование читательской компетенции младших школьников

Большое внимание на уроках следует уделять словарной работе, особенно при чтении сложных текстов.

Чтобы повысить интерес детей к чтению, на уроках литературного чтения нужно использовать такой прием, как драматизация.

О подготовке младших школьников к интерпретации...

Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги. Словарная работа на уроках

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности.

Возможности современных программ и учебников по...

В 1 классе на уроках литературного чтения необходимо научить детей выбирать тему проекта, определять, индивидуальную или в групповую работу. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно формируются навыки работы в группе.

Формирование читательской культуры младших школьников на...

Внеклассная работа по литературному чтению имеет большое значение для формирования читательской культуры младших школьников.

На листьях дерева написано название книг, которые дети прочитали дома. В оформлении листьев участвуют родители.

Похожие статьи

Преодоление трудностей понимания художественного текста на...

Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе. Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста. Метод беседы.

Методические приемы для формирования УУД на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): литературное чтение, ребенок, урок, действие, умение, произведение, прием

Формирование орфоэпической культуры младших школьников при работе над произносительными архаизмами на уроках литературного чтения.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение. Любимый у учащихся вид чтения — ролевое чтение.

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе.

Методические способы формирование читательского интереса

На уроках свободно можно комбинировать разные методы, приемы и различные формы организации работы, возможно

Литературное чтение — процесс особенно творческий, ни одна книга не была понята одинаково, каждый новый читатель представляет себе всё по-своему.

Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения...

Издание книг.

4. Бойкина Н. В. Литературное чтение. Диагностические работы для учащихся 3 класса/ Бойкина Н. В. — СПб: СМИО Пресс, 2008–72 с.

Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе.

Формирование читательской компетенции младших школьников

Большое внимание на уроках следует уделять словарной работе, особенно при чтении сложных текстов.

Чтобы повысить интерес детей к чтению, на уроках литературного чтения нужно использовать такой прием, как драматизация.

О подготовке младших школьников к интерпретации...

Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги. Словарная работа на уроках

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности.

Возможности современных программ и учебников по...

В 1 классе на уроках литературного чтения необходимо научить детей выбирать тему проекта, определять, индивидуальную или в групповую работу. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно формируются навыки работы в группе.

Формирование читательской культуры младших школьников на...

Внеклассная работа по литературному чтению имеет большое значение для формирования читательской культуры младших школьников.

На листьях дерева написано название книг, которые дети прочитали дома. В оформлении листьев участвуют родители.

Преодоление трудностей понимания художественного текста на...

Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе. Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста. Метод беседы.

Методические приемы для формирования УУД на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): литературное чтение, ребенок, урок, действие, умение, произведение, прием

Формирование орфоэпической культуры младших школьников при работе над произносительными архаизмами на уроках литературного чтения.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение. Любимый у учащихся вид чтения — ролевое чтение.

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе.

Методические способы формирование читательского интереса

На уроках свободно можно комбинировать разные методы, приемы и различные формы организации работы, возможно

Литературное чтение — процесс особенно творческий, ни одна книга не была понята одинаково, каждый новый читатель представляет себе всё по-своему.

Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения...

Издание книг.

4. Бойкина Н. В. Литературное чтение. Диагностические работы для учащихся 3 класса/ Бойкина Н. В. — СПб: СМИО Пресс, 2008–72 с.

Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе.

Формирование читательской компетенции младших школьников

Большое внимание на уроках следует уделять словарной работе, особенно при чтении сложных текстов.

Чтобы повысить интерес детей к чтению, на уроках литературного чтения нужно использовать такой прием, как драматизация.

О подготовке младших школьников к интерпретации...

Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги. Словарная работа на уроках

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности.

Возможности современных программ и учебников по...

В 1 классе на уроках литературного чтения необходимо научить детей выбирать тему проекта, определять, индивидуальную или в групповую работу. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно формируются навыки работы в группе.

Формирование читательской культуры младших школьников на...

Внеклассная работа по литературному чтению имеет большое значение для формирования читательской культуры младших школьников.

На листьях дерева написано название книг, которые дети прочитали дома. В оформлении листьев участвуют родители.

Задать вопрос