Причины и следствия неравномерного износа тормозных колодок автомобиля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 17.05.2016

Статья просмотрена: 3016 раз

Библиографическое описание:

Клищенко, Ф. Ю. Причины и следствия неравномерного износа тормозных колодок автомобиля / Ф. Ю. Клищенко, М. В. Полуэктов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30187/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются возможные причины и следствия неравномерности износа внутренней и внешней тормозных колодок, одного тормозного механизма.

Ключевые слова: неравномерный износ, тормозные колодки, дисковые тормозные механизмы.

При проведении технического обслуживания и проверки состояния тормозной системы зачастую наблюдается явление неравномерного износа тормозных колодок одного тормозного механизма. Как показывает статистика, внутренняя тормозная колодка в ряде случаев изнашивается значительно быстрее внешней. [2]

Поскольку тормозная система является наиболее сильно влияющей на безопасность движения автомобиля, исследования, связанные с совершенствованием её эксплуатации, в частности, исследование причин и следствий неравномерного износа является актуальным. [3]

В тех случаях, когда усилия, передаваемые на колодки, имеют одинаковые значения в каждый момент времени, причиной неравномерного износа являются внешние факторы, в частности, попадание пыли и песка в зазор пары трения. Частицы загрязнений создают условия для абразивного изнашивания, интенсивность которого может быть очень высокой.

В случае, когда усилие передаётся колодкам неравномерно, необходима дальнейшая диагностика узла. Как правило, причина неравномерности заключается в засорении направляющих, по которым перемещаются колодки. Как следствие необходима их чистка с заменой уплотнительных пылезащитных манжет и обновление смазки. В ряде случаев, когда на направляющих присутствуют следы коррозии, направляющие требуется заменить. При этом в соответствии с технологическими требованиями необходимо менять и тормозные колодки вместе с тормозными дисками.

Неравномерный износ может быть также вызван разбуханием уплотнительных манжет тормозных цилиндров или попаданием загрязнений в их рабочую область, что требует проведения работ по очистке, замене тормозной жидкости или тормозных цилиндров в сборе.

В ходе проведенного анализа были рассмотрены возможные последствия неравномерного износа тормозных колодок. Во-первых, при более быстром истирании одной колодки, вторая ещё не вырабатывает свой ресурс, а замену требуется производить комплектом, что является не рациональным с экономической точки зрения. Второй сложностью является то, что контролировать остаточную толщину внутренней колодки менее удобно внешней. Следовательно, имеется риск несвоевременного обнаружения выработки ресурса колодки, что приведёт к трению металлической части колодки о тормозной диск. И, соответственно, снижению эффективности торможения, а также выводу из строя диска, замена которого по затратам обходится существенно дороже замены тормозных колодок.

С точки зрения эксплуатации автомобиля, при неравномерном износе происходит неравное распределения усилий на тормозные колодки, следовательно, эффективность торможения снижается, требуется большее усилие нажатия на педаль тормоза для обеспечения тех же значений показателей торможения, как на исправном автомобиле. Такая работа, особенно на больших скоростях может увеличить тормозной путь, что повышает вероятность аварийных ситуаций.

В теории автомобиля для оценки тормозных свойств используется ряд показателей: максимальное замедление, тормозной путь, время срабатывания тормозных механизмов, диапазон и алгоритм изменения тормозных усилий. [6]

Эти показатели определяются конструкцией систем и механизмов автомобиля и сильно зависят от состояния элементов этих систем.

При подсчёте тормозного пути учитывается, что после нажатия на педаль тормоза автомобиль начнёт замедляться не моментально, а через некоторое время. Для автомобилей с гидроприводом тормозов это время составляет 0,1–0,3 с. Ещё некоторое время (0,36–0,54 с) понадобится для нарастания тормозного усилия от нуля до максимума. Предположим, что из-за закисания направляющей тормозного суппорта время срабатывания тормозной системы увеличилось на 0,1 с и время нарастания усилия увеличилось на 0,3 с. Если перевести на расстояние, которое проходит автомобиль за 0,4 с на скорости 100 км/ч, получим около 11 метров. Следовательно, тормозной путь данного автомобиля со скорости 100 км/ч до 0 км/ч увеличится на 11 метров. В тяжёлой дорожной ситуации это может оказаться критичным значением.

Также необходимо затронуть вопрос распределения сил на тормозной диск и сопутствующие элементы. При резких торможениях в тормозной системе возникают довольно значительные усилия. Если усилия на внутренней и внешней тормозных колодках равны (F1=F2 на рисунке1), то тормозной диск работает в зоне контакта с колодками на сжатие.

C:\документы\для института\для диплома магистра\тормозный диск с силами-2.jpg

Рис. 1. Схема тормозного диска с усилиями, возникающими при неравномерном распределении тормозных усилий

При неравномерности усилий сила F1, действующая на диск со стороны внутренней колодки, становится большей, чем F2. Помимо более быстрого изнашивания внутренней колодки, возникает повышенное изгибающее напряжение в сечении A-A. В процессе торможения точка приложения силы F1 изменяется, а после торможения F1=0. Воздействие переменных усилий может спровоцировать деформацию диска. Однако для оценки вероятности данного исхода необходимо проведение дополнительного исследования. [5]

Указанные воздействия будут также восприниматься ступичным подшипником, что негативно скажется на его сроке службы. Со временем подшипник выходит из строя из-за образования зазора в сопрягаемых элементах выше допустимого и требует замены.

Своевременная проверка и диагностика тормозной системы, в частности, проверка равномерности износа тормозных колодок, поможет избежать преждевременной замены:

‒ комплекта тормозных колодок;

‒ тормозного диска, по причине изнашивания его внутренней части или нарушении геометрии

‒ ступичного подшипника из-за возникновения повышенных люфтов вследствие дополнительных воздействующих усилий.

Однако применительно к тормозной системе экономические вопросы имеют не столь высокое значение, как надёжность. Надёжная работа элементов тормозных механизмов обеспечивает высокий уровень активной безопасности транспортных средств.

Литература:

  1. Радченко, М. Г. Методы и средства испытаний на долговечность элементов автоматизированных тормозных систем / М. Г. Радченко, М. В. Полуэктов, А. А. Ревин // Сборник научных трудов SWorld: матер. междунар. науч.-практ. конф. «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании '2012». — 2012. — Вып. 4, т. 2. — C. 56–58.
  2. Ревин, А. А. Экспресс-оценка долговечности тормозных накладок по результатам подконтрольной эксплуатации автотранспортных средств: монография / А. А. Ревин, С. В. Тюрин, М. В. Полуэктов; ВолгГТУ. — Москва: Инновационное машиностроение, 2015. — 148 с.
  3. Радченко, М. Г. Особенности ресурсных испытаний элементов гидравлического тормозного привода автомобилей с АБС / М. Г. Радченко, М. В. Полуэктов, А. А. Ревин // Автомобильный транспорт: сб. науч. тр. / Харьковский нац. автомобильно-дорожный ун-т. — 2011. — Вып. 29. — C. 90–93.
  4. Ревин, А. А. АБС и ресурс элементов тормозной системы / А. А. Ревин, М. В. Полуэктов, М. Г. Радченко // Автомобильная промышленность. — 2009. — № 10. — C. 39–40.
  5. Влияние рабочего процесса АБС на долговечность элементов шасси автомобиля: монография / А. А. Ревин, М. В. Полуэктов, М. Г. Радченко, Р. В. Заболотный; под ред. А. А. Ревина. — М.: Машиностроение, 2013. — 222 с.
  6. Н. Н. Вишняков, В. К. Вахламов, А. Н. Нарбут «Автомобиль. Основы конструкции» Москва, «Машиностроение», 1986г.
Основные термины (генерируются автоматически): неравномерный износ, тормозная система, колодка, тормозной диск, тормозной путь, внутренняя колодка, усилие, A-A, ступичный подшипник, тормозной механизм.


Похожие статьи

Неравномерный износ тормозных колодок одной из сторон оси...

В статье приведены результаты экспериментальных исследований неравномерности износа внутренней и внешней тормозных колодок, установленных на одном тормозном диске. Ключевые слова: неодинаковый износ, тормозные колодки...

Средства для испытания манжет главного тормозного цилиндра

Рабочий процесс торможения с антиблокировочной тормозной системой существенно отличается от обычного процесса торможения.

Износ манжет распределен неравномерно, как по окружности, так и вдоль направления движения, большая величина износа наблюдается...

Повышение ресурса чугунных тормозных колодок локомотива

Изнашивание и интенсивность тормозных колодок из высокофосфористого чугуна в 2-2,5 раза меньше, чем колодок из обычного перлитового чугуна, не легированного фосфором.

Причины и следствия неравномерного износа тормозных колодок автомобиля.

Оценка тормозных свойств грузового автомобиля вагонной...

В состав тормозной системы входит пневматический регулятор тормозных сил

, где kТ1 — коэффициент тормозного механизма передней оси; p1 –давление в тормозной камере передней оси

Неравномерный износ тормозных колодок одной из сторон оси автомобиля.

Восстановление моторно-осевого подшипника локомотива в СЛД...

Повышение ресурса чугунных тормозных колодок локомотива. Методика определения границы устойчивой работы осевого компрессора. Моделирование влияния угла установки входного направляющего аппарата на характеристику осевого компрессора.

Система контроля колесных пар железнодорожных вагонов

Износ от воздействия неметаллических тормозных колодок.

Неравномерный по поперечному профилю круговой износ, при котором угол наклона

Колесная пара подлежит выкатке. Представлена система контроля текущего состояния железнодорожных колесных пар.

Анализ неисправностей тормозного оборудования вагонов

Ключевые слова: отказы тормозного оборудования, неисправности, причины отказов, излом тормозной магистрали, система учетов отказов.

Сцепление колес с рельсами уменьшается из-за попадания снега или при инее, композиционные тормозные колодки обледеневают и...

Режимы стендовых испытаний для экспресс оценки долговечности...

  Определение силовых характеристик торможения, температурного режима и пути трения накладок: тормозные моменты на тормозном диске, давления, действующие во фрикционной паре накладка — тормозной диск, поверхностная температура, удельная работа сил трения...

Похожие статьи

Неравномерный износ тормозных колодок одной из сторон оси...

В статье приведены результаты экспериментальных исследований неравномерности износа внутренней и внешней тормозных колодок, установленных на одном тормозном диске. Ключевые слова: неодинаковый износ, тормозные колодки...

Средства для испытания манжет главного тормозного цилиндра

Рабочий процесс торможения с антиблокировочной тормозной системой существенно отличается от обычного процесса торможения.

Износ манжет распределен неравномерно, как по окружности, так и вдоль направления движения, большая величина износа наблюдается...

Повышение ресурса чугунных тормозных колодок локомотива

Изнашивание и интенсивность тормозных колодок из высокофосфористого чугуна в 2-2,5 раза меньше, чем колодок из обычного перлитового чугуна, не легированного фосфором.

Причины и следствия неравномерного износа тормозных колодок автомобиля.

Оценка тормозных свойств грузового автомобиля вагонной...

В состав тормозной системы входит пневматический регулятор тормозных сил

, где kТ1 — коэффициент тормозного механизма передней оси; p1 –давление в тормозной камере передней оси

Неравномерный износ тормозных колодок одной из сторон оси автомобиля.

Восстановление моторно-осевого подшипника локомотива в СЛД...

Повышение ресурса чугунных тормозных колодок локомотива. Методика определения границы устойчивой работы осевого компрессора. Моделирование влияния угла установки входного направляющего аппарата на характеристику осевого компрессора.

Система контроля колесных пар железнодорожных вагонов

Износ от воздействия неметаллических тормозных колодок.

Неравномерный по поперечному профилю круговой износ, при котором угол наклона

Колесная пара подлежит выкатке. Представлена система контроля текущего состояния железнодорожных колесных пар.

Анализ неисправностей тормозного оборудования вагонов

Ключевые слова: отказы тормозного оборудования, неисправности, причины отказов, излом тормозной магистрали, система учетов отказов.

Сцепление колес с рельсами уменьшается из-за попадания снега или при инее, композиционные тормозные колодки обледеневают и...

Режимы стендовых испытаний для экспресс оценки долговечности...

  Определение силовых характеристик торможения, температурного режима и пути трения накладок: тормозные моменты на тормозном диске, давления, действующие во фрикционной паре накладка — тормозной диск, поверхностная температура, удельная работа сил трения...

Задать вопрос