Синтез и анализ лингвистической системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 19.04.2016

Статья просмотрена: 1903 раза

Библиографическое описание:

Рахимова, М. И. Синтез и анализ лингвистической системы / М. И. Рахимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1159-1161. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28736/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье идет речь о синтезе и анализе лингвистической системы, языковых констант (языковых единиц).

Ключевые слова: картина мира языковая, формализация языковая, виды организации языковой системы, формализация, экстраполяция

Любой язык по своей природе логичен, но не абсолютно. Основное качество языка — системность — обусловлено выполнением в мышлении человека логических операций синтеза и анализа. Анализ и синтез являются основными способами мышления человека, выявляющими причинно-следственные отношения в мире. Реально этих связей может и не быть, но их выстраивание помогает человеку ориентироваться в мире, что со временем формирует такую особенность человеческого мышления, как память. В памяти откладывается мир, но не таким, каким я является в реальности, а в виде расчленённых и связанных между собой представлений выраженных вербальными знаками. Память — это хранилище сжатой (с изменениями или без изменений) значимой информации. Весь этот опыт необходим человеку не только для того, чтобы осуществлять адекватную социальную деятельность, но и для того, чтобы развиваться интеллектуально.

Синтез и анализ важны для ориентации человека в языковой системе, а следовательно, и для его включения в социальное пространство, в рамках которого люди объединены одним языком. Человек попадая в общество, проходит не только социальную, но и языковую адаптацию. Он пытается найти свое место в социуме и определить в нем свою роль. Он пытается познать универсальные законы общества и усвоить общепринятую (в том числе и языковую) модель поведения. Однако универсальность — лишь одна сторона языковой активности. Имея уникальное мышление, человек обречен иметь и уникальное его выражение, выходящее за рамки строгой логики. Соотношение анализа и синтеза в лингвистике определяет формирование субъективных и объективных языков.

Лингвистическая система состоит из языковых констант (языковых единиц), связей и отношений между ними, правил языка и алгоритмов объединения языковых единиц по соответствующим правилам с учетом существующих связей. Выполняемые человеком операции синтеза и анализа позволяет ему следовать алгоритмам лингвистики в процессе его использования. Логические операции анализа и синтеза управляют закономерными процессами в языке и речи, и с этой точки зрения значение синтеза и анализа в развитии лингвистики и мыслительной активности человека является определяющим.

Анализ и синтез лежат в основе понимания и восприятия слов и связей между ними, они определяют разграничение значения и смысла слова и формируют умение оперировать правилами лингвистики. В этом отношении выявляется не только детерминизм процессов, протекающих в языке и речи, но и индетерминизм, поскольку синтез не является строго логической операцией. Синтез предполагает прогнозирование, которое не всегда оказывается верным или соответствующим известной системе. Прогноз осуществляется действием одного из основных принципов человеческого мышления и проявления рассудочной деятельности человека как биологического вида — экстраполяцией.

Экстраполяция позволяет по- новому объединять расчлененные представления о мире, но с учетом личного опыта и переживания, она формирует лингвистическую картину мира. Развитие экстраполятивного мышления древних людей привело к отходу от предметного способа мышления и обусловило развитие отвлеченности и абстрактности в системе языков. Именно этот процесс во многом определил формирование метонимического и метафорического типов изменений в смысловой структуре слова и определил векторную направленность развития семантики всех известных языковых систем в целом.

Абстрактность — вектор развития всех языков, это семантический закон, определяющий развитие языков, выражение детерминизма в лингвистике, однако семантическое наполнение каждого языка неповторимо, и в этом выражается стохастичность языковых процессов. Однако абстрактное представление является настолько широким и объемным, что в значении абстракций людям приходится договариваться. В результате происходит конвенционализация стандартизация представлений и знаний о мире, а также конвенционализация стандартизация модели мира в целом. Это неизбежный процесс, характеризующиеся использованием языка в обществе, поскольку язык должен подчиняться коллективному мышлению, имеющему универсальный характер.

Лингвистическая активность индивидов способствует формированию языка как системы, представленной в виде многоуровневой классификации. На основании разграничения внутренней и внешней языковой активности человека и воздействия оказываемого человеком на язык, языковую систему можно рассматривать и как искусственную классификацию, элементами которой выступают модульные единицы, и как естественную классификацию, элементами которой являются автономные единицы.

В целом естественная классификация формируется путем «снизу вверх» поскольку в мышлении человека в языковую систему входят языковые единицы как автономные объекты. Искусственная классификация имеет направление «сверху вниз», так как имеет дело с модульными единицами.

Классификация языка предполагает его стандартизацию. Естественная стандартизация отражает потребности всего общества, а искусственная — потребности научного сообщества и государства. В процессе освоения языка, предлагаемого обществом, индивид стремится, с одной стороны, соответствовать стандартным языковым показателям, а с другой — выразить свою индивидуальность. В этом отношении язык является не только классификацией, он является классификатором, поскольку определяет дальнейшее направление мышления человека в области построения классификации языка.

Подчеркивается, что логические операции синтеза и анализа, находящиеся в основании метода классификации, позволяют осмысливать язык как систему, единицы которой находятся в постоянном взаимодействии, а доступность этого метода позволяет языку быть системой высокой степени надежности. Функционирование языка определяется правилами оперирования его единицами, делает его системой высокой точности и надежности, поскольку именно это обеспечивает языку стабильность при возникновении диссипативных структур.

Языковая активность человека, которую он проявляет в обществе, ориентирована на вербализацию возникшей в мышлении человека идеи. Инициатором идеи всегда выступает индивид, который вербализует ее в рамках своего субъективного языка. Процесс вербализации обусловлен осуществлением индивидом мыслительных логических операций синтеза и анализа, способствующих структурализации представлений о языке в мышлении человека. Анализ и синтез выделяются лишь условно — в их действии противоположных логических направлениях, они являются мыслительными категориями, использующимися носителем языка — субъектом речи. Однако они не могут осуществляться независимо друг от друга, поскольку представляют собой связанное единство. Вербализованная идея может быть принята объективным языком в случае его общественного одобрения и признания другими людьми, в этом случае она приобретает конвенциональный, кодифицированный и стандартизированный характер. Творческий потенциал, реализуемый в языковой активности и речевой деятельности человека, обогащает систему объективного языка вербализованными идеями и тем самым способствует эволюции языка посредством активизации механизмов его развития.

Формирование и развитие языка определяется внутренним стремлением языка к формализации. Этот механизм является основным способом естественного и искусственного кодирования человеком и обществом представлений и знаний о мире. Формализация также обусловлена осуществлением в мышлении человека логических операций синтеза и анализа. Реализация этого процесса необходима прежде всего для выражения мыслей человека в рамках субъективного языка и стандартизации объективного языка.

Таким образом, лингвистика представляет собой ненаправленную языковую деятельность и определяет континуальное развитие языковой системы, ориентированной на выражение мыслей и понятий человека.

Литература:

  1. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы языка. –М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1995.
  2. Бушуй А. М. Сущность языка как проблема общей лингвистики. — Самарканд: СамГИИЯ, 2004.
  3. Бушуй А. Язык и действительность. — Ташкент: Фан, 2005.
  4. Кузнецов А. М. Общее языкознание Москва, 2015
Основные термины (генерируются автоматически): язык, языковая система, анализ, логическая операция синтеза, мышление человека, единица, объективный язык, синтез, естественная классификация, искусственная классификация.


Ключевые слова

экстраполяция, картина мира языковая, формализация языковая, виды организации языковой системы, формализация

Похожие статьи

Языки аналитические и синтетические | Статья в журнале...

Рассмотрим грамматические способы синтетического строя языков. Внутренняя флексия и чередования.

Классификация служебных слов выделяет: 1. Предлоги, выражающие подчинительные отношения между членами предложения (сижу на лавочке, жду у подъезда...

Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация»...

От 3 месяцев до 30 месяцев: предметом деятельности является вокальные упражнения с голосовым аппаратом, в развитии идет формирование специфических сенсорных эталонов речи, овладение языком, а характеристикой интеллектуальных операций является анализ и синтез...

Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном...

Переходя к классификациям, мы должны, прежде всего, рассмотреть виды чтения.

В методике преподавания иностранных языков исследователи используют различные

1. По психологическим особенностям их восприятия (по использованию логических операций).

Теория ошибки в свете различных подходов | Статья в журнале...

ошибка, иностранный язык, смысловая сторона речи, нарушение, ошибка понимания, языковая система, речевая деятельность, родной язык, ошибка говорения, классификация.

О взаимосвязи мышления и языка | Статья в журнале...

О взаимосвязи мышления и языка. Аминев Дамир Марселевич, студент

Его можно определить как способность человека обрабатывать информацию по логическим

Основными единицами речи, как наиболее распространенного вида языка, являются слова, при помощи...

Метод обобщённого правила рекурсии как средство развития...

Программирование на языке Пролог упорядочивает мышление и позволяет человеку, изучающему этот язык программирования, лучше разобраться в своей мыслительной

Все операции логического мышления тесно связаны и постоянно переходят друг в друга.

Средства развития лингвистического мышления

Роль языка в формировании лингвистического мышления огромна, т.к. язык представляет собой определенную систему знаков и правил

Абелева И. Ю. «Речь о речи коммуникативная система человека» (М; 2004 -304с.)

Понятийный тезаурус лингвистического анализа текста.

Системный анализ и математика: синтез наук в современном...

Математика и системный анализ: синтез наук. Теория систем — это область научного знания об окружающем мире как совокупность

Как это ни странно, но математика — единственный язык, который «понимает» природа, на котором мы можем задавать ей вопросы и получать ответы.

К вопросу лингвистических парадигмах и методах исследования...

В этом исследовании впервые была применена теория о родстве индоевропейских языков.

Внутренняя же реконструкция имеет целью восстановить прошлую систему какого-либо языка путем логических выводов из описания существующей системы этого же самого языка.

Похожие статьи

Языки аналитические и синтетические | Статья в журнале...

Рассмотрим грамматические способы синтетического строя языков. Внутренняя флексия и чередования.

Классификация служебных слов выделяет: 1. Предлоги, выражающие подчинительные отношения между членами предложения (сижу на лавочке, жду у подъезда...

Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация»...

От 3 месяцев до 30 месяцев: предметом деятельности является вокальные упражнения с голосовым аппаратом, в развитии идет формирование специфических сенсорных эталонов речи, овладение языком, а характеристикой интеллектуальных операций является анализ и синтез...

Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном...

Переходя к классификациям, мы должны, прежде всего, рассмотреть виды чтения.

В методике преподавания иностранных языков исследователи используют различные

1. По психологическим особенностям их восприятия (по использованию логических операций).

Теория ошибки в свете различных подходов | Статья в журнале...

ошибка, иностранный язык, смысловая сторона речи, нарушение, ошибка понимания, языковая система, речевая деятельность, родной язык, ошибка говорения, классификация.

О взаимосвязи мышления и языка | Статья в журнале...

О взаимосвязи мышления и языка. Аминев Дамир Марселевич, студент

Его можно определить как способность человека обрабатывать информацию по логическим

Основными единицами речи, как наиболее распространенного вида языка, являются слова, при помощи...

Метод обобщённого правила рекурсии как средство развития...

Программирование на языке Пролог упорядочивает мышление и позволяет человеку, изучающему этот язык программирования, лучше разобраться в своей мыслительной

Все операции логического мышления тесно связаны и постоянно переходят друг в друга.

Средства развития лингвистического мышления

Роль языка в формировании лингвистического мышления огромна, т.к. язык представляет собой определенную систему знаков и правил

Абелева И. Ю. «Речь о речи коммуникативная система человека» (М; 2004 -304с.)

Понятийный тезаурус лингвистического анализа текста.

Системный анализ и математика: синтез наук в современном...

Математика и системный анализ: синтез наук. Теория систем — это область научного знания об окружающем мире как совокупность

Как это ни странно, но математика — единственный язык, который «понимает» природа, на котором мы можем задавать ей вопросы и получать ответы.

К вопросу лингвистических парадигмах и методах исследования...

В этом исследовании впервые была применена теория о родстве индоевропейских языков.

Внутренняя же реконструкция имеет целью восстановить прошлую систему какого-либо языка путем логических выводов из описания существующей системы этого же самого языка.

Задать вопрос