Интернет-ресурсы как источник подготовки к занятиям в вузе: отношение студентов к существованию «пиратского» контента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 18.04.2016

Статья просмотрена: 141 раз

Библиографическое описание:

Салтанов, В. С. Интернет-ресурсы как источник подготовки к занятиям в вузе: отношение студентов к существованию «пиратского» контента / В. С. Салтанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 858-861. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28674/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова:интернет-пространство, интернет-ресурсы, авторское право, «антипиратский» закон, BitTorrent-трекеры, социологическое исследование.

Сегодня мир «неукоснительно движется в сторону информационного этапа своего развития» [5, с. 79]. Питательной средой этого процесса является стремительное развитие технологий, развитие, поощряемое государством любой страны [7, с. 90].

Интернет становится «одним из самых значительных явлений последних двух десятилетий и символом новой эпохи» [5, с. 80]. Причины его популярности очевидны: «Во-первых, полная анонимность субъектов коммуникации. Во-вторых, актуальность и многообразие предоставляемой информации. В-третьих, возможность общения без ограничений» [4, с. 667].

Идея создания Интернета появилась в 1950 гг., термин — только в 1983 году, а его широкое распространение — в 1990-е годы [9]. Часто Интернет является альтернативным, а иногда единственным средством получения информации [8, с. 3]: более половины россиян (56 %) регулярно пользуются Интернетом [2, с.10]: а суточная аудитория «Яндекса» превосходит зрительскую аудиторию таких компаний, как «Первый канал» [1, с. 23].

К сожалению, в последнее время Интернет все чаще становится местом содержания опасного (способствующего разжиганию религиозной и национальной розни) и пиратского (незаконно использующего труды авторов) контента [4, с. 667].

Это приводят государство к пониманию необходимости принятия решительных действий, направленных «на информационную безопасность не только военно-стратегических, но и гражданских структур. Сегодня власти РФ предпринимают решительные шаги, в рамках которых можно выделить три направления. Первое, охранительное, базируется на создании специальных государственных органов, призванных вести мониторинг и обработку информации, а также борьбу с пиратством и другими виртуальными угрозами. Второе, просветительское, основано на работе с разнообразными СМИ — теле- и радиовещательными компаниями и печатными изданиями. Третье, популяризаторское, ориентировано на создание положительного Интернет-образа государства» [6, с. 7].

В марте 2016 года в рамках деятельности научной секции кафедры «Истории Отечества, истории медицины, политологии и социологии» ПГМУ имени академика Е. А. Вагнера Минздрава России был проведен опрос среди студентов-медиков 1 курса с целью выяснить их отношение к существованию «пиратского» контента в Интернете. В качестве респондентов выступили 30 человек.

Подавляющее число респондентов (90 %) считает, что любой труд должен быть вознагражден. Однако почти каждый четвертый (23 %) уверен, что придерживаться авторского права необязательно. Почти каждый респондент скачивал в Интернете фильмы, музыку, книги бесплатно, зная, что они охраняются авторским правом (87 %) и зная о существовании «антипиратского» закона (90 %) (речь идет о Федеральном законе от 02.07.2013 N 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»).

Все респонденты знакомы с понятием «торрент» (программы для файлообмена, которые часто используют на «пиратских сайтах», как правило, BitTorrent-трекерах). У 67 % из них торрент-программы установлены на компьютерах.

В ходе опроса стало ясно, что респонденты больше всего знакомы с ресурсами, которыми являются мультиплощадками, то есть содержат фильмы, музыку, книги, компьютерные игры, программы, а также возможность для обсуждения прочитанного и уведенного. Самыми известными «пиратскими» ресурсами оказались: Kinozal.tv (47 %), RuTracker (40 %), RuTor.org (30 %).

Более половины респондентов (57 %) отметили, что принятие «антипиратского» закона и, соответственно, закрытие доступа к «пиратским ресурсам» (обозначенных выше), для ничего для них не изменит: они всегда найдут «где можно скачать необходимые фильмы, музыку, книги». С точки зрения 67 % респондентов политика государства по охране авторского права в Интернете является неэффективной.

Почему респонденты верят в необходимость вознаграждения труда, но не верят в необходимость соблюдения авторского права в Интернете?

Во-первых, респонденты полагают, что автор сам виноват: «Считаю, что его [авторского права] не нужно придерживаться, потому что автор должен тщательнее следить за сохранением этого права», «Выкладывая материалы в интернет, каждый автор заранее знает, что права так или иначе будут нарушены». Почти три четверти респондентов считают, что материалы, появившиеся в Интернете, становятся общественным достоянием (73 %).

В-вторых, некоторые акцентируют внимание на том, что они уже оплатили право пользоваться Интернетом, и этого будет достаточно: «Нужно взимать плату с провайдеров или устанавливать реальную стоимость, как на itunes. Правообладатели и так получают очень неплохо, переживут».

В-третьих, и это весьма распространенный аргумент, респонденты указывают на дороговизну информационных продуктов и свое бедственное материальное положение: «Дорого скачивать за деньги книги и музыку», «Не у всех людей есть возможность покупать книги, фильмы». Один из респондентов приводит в доказательство «серьезный» довод: если следовать авторскому праву, то вскоре «весь контент в интернете станет платным».

Все участники анкетирования ответили, что посещают Интернет ежедневно. Чаще всего с целью общения в социальных сетях — 90 %; просмотра видео, фильмов, музыки — 63 %, последних новостей, сводок погоды, курса валют — 40 %; а также для участие в on-line играх — 13 %.

При этом три четверти респондентов (73 %) также используют Интернет-ресурсы для подготовки к занятиям, то есть для учебы! И, действительно, сегодня студенты «имеют фактически не ограниченные возможности доступа к разнообразным мировым информационным ресурсам. Появление Всемирной паутины меняет образовательные технологии в сфере высшей школы. Возрастающая доступность выхода в Интернет, делает его привлекательным и популярным источником получения информации в студенческой среде» [3, с. 74].

В свете вышесказанного было решено провести дополнительный опрос с целью выяснить степень зависимости студентов от наличия бесплатного учебного контента в Интернете.

Подавляющее большинство респондентов получают от родителей деньги на карманные расходы — 87 %, 85 % — считают размер этих выплат достаточным: 22 % респондентов получают в месяц около 500–1000 рублей, 26 % — около 8000–15000 рублей, 52 % — около 2000–5000 рублей. В среднем — 4500 рублей в месяц.

Расходы студентов содержат следующие статьи: еда — 97 %, проезд на общественном транспорте — 70 %, одежда — 60 %, лекарства — 43 %, оплата проживания в общежитии/аренду квартиры — 20 %. На канцелярские принадлежности (тетради, ручки и пр.) — 63 % и учебную литературу — 33 %. То есть каждый третий студент откладывает из своих карманных расходов средства на приобретения учебных материалов.

В ходе опроса респондентов попросили выбрать три самых важных пункта расходов их перечисленных выше и расставить их в порядке возрастания от 1 до 3: 1 — «важнее всего», 3 — «менее важно». На первом месте с большим отрывом лидировала «еда» — 71 %. Второе место на пьедестале раздели «проезд на общественном транспорте» — 32 % и «еда» — 18 %. Третье — «проезд на общественном транспорте» — 32 % и «одежда» — 25 %. Как видно, учебная литература не является приоритетной статьей расходов студента. Почему?

Ответ очевиден. Большая часть респондентов «качает» учебную литературу в Интернете бесплатно — 93 %. А также получает ее в библиотеке — 73 % или на кафедре — 17 %, приобретает в магазине — 33 %.

Чаще всего студенты используют «определенные сайты» — 64 %; некоторые ищут информацию «на любом попавшемся сайте/на сайтах, которые поисковик браузера выдает первыми» — 43 %; реже всего на видеохостингах — 18 %. Выбор сайта, как правило, зависит, от качества предоставляемого учебного материала — 79 %, удобства поиска необходимой информации/наличия систематизированного материала (по тематике) — 57 %, богатства выбора материала — 50 %, степени легкости/быстроты, с которой можно скачать необходимые материалы — 29 %.

Никто их респондентов не выбрал ответ «качаю там, где есть все: и фильмы, и музыка, то есть «не заморачиваюсь» поиском каких-то отдельных ресурсов для подготовки к занятиям». Это говорит о том, что студенты подходят к поиску материала более серьезно, чем обычно считают преподаватели ВУЗов.

Самими популярными он-лайн библиотеками оказались: как bookz.ru– 27 %, litlib.net– 20 %, Либрусек– 13 %. Литмир– 10 %, iknigi.net– 10 %, остальные набрали менее десяти процентов (modernlib.ru, библиотекаМошкова, iHaveBook.org, Booksbunker, Альдебаран, Флибуста, Сoollib.net), — 96 % респондентов скачивают учебную литературу на данных сайтах бесплатно.

Многие респонденты отметили (68 %), что если бы у них было достаточно денег на карманные расходы, они все равно бы не стали покупать учебную литературу. Во-первых, потому что «можно взять в библиотеке». Во-вторых, потому что «можно купить в магазине». В-третьих, потому что «есть доступный и открытый материал», который можно «найти в Интернете» и «скачать бесплатно». Почему бесплатно? Потому что «экономлю деньги», «жалко деньги», «нужно рационально расходовать средства», «это лишняя трата денег». И, наконец, потому что «не хочу».

Таким образом, студенты признают право на вознаграждение на труд, но только не в Интернет-пространстве (который является «таинственным» местом, где общепринятые правила и законы, с точки зрения респондентов, перестают работать). Скорее всего, это связано с личной заинтересованностью респондентов: высокой степенью зависимости от расположенных в Интернете учебных ресурсов и незавидным материальным положением. Однако следует учитывать и факт долгого периода бездействия официальных властей в отношении «пиратских» ресурсов, период, который сформировал особое отношение молодежи к размещению и использованию материалов в Интернет-пространстве.

Литература:

  1. Ашманов И. Короткая память. Как изменился Интернет в 2012 году и что ждет его в 2013? / Беседовал И. Елков // Российская газета. 17 января 2013. № 8. С. 23.
  2. Дондурей Д., Колесов Г. Жизнь без «Одноклассников». Как быть тем, кто не поспевает за прогрессом? / Беседовала С. Альперина // Российская газета. 17 января 2013. 2013. С. 10.
  3. Короткова М. Н., Лядова В. В. Интернет-ресурсы как источник и способ эффективной подготовки к семинарскому занятию // ВУЗ XXI век. 2012. № 2(39). С. 74–95.
  4. Короткова М. Н. Интернет-пространство: информационная безопасность общества и государства // Молодой ученый. 2014. № 2. 667–669.
  5. Короткова М. Н. Информационные войны: новая государственная политика в области Интернета // ВУЗ XXI век. 2014. №. 1. С. 79–86.
  6. Короткова М. Н. Охранительное направление политики российского государства в области Интернет-пространства: мнение студентов о введении цензуры // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. № 40. C. 6–10.
  7. Короткова М. Н., Сухоева М. А. Политика государства в сфере здравоохранения: к вопросу об информатизации и автоматизации медицинских учреждений России на примере Пермского края // Политика и общество. 2016. № 1 (133). С. 90–96.
  8. Нужна ли цензура в Интернете? Вопрос недели // Российская газета. 11 октября 2012. № 39. С. 3.
  9. Техан Р. Плетя «всемирную паутину»: история и структура сети Интернет // Государственный Департамент США. URL: http://www.infousa.ru/information/ rl30987.htm (дата обращения: 21.01.2014).
Основные термины (генерируются автоматически): Интернет, учебная литература, респондент, общественный транспорт, музыка, ресурс, студент, фильм, четверть респондентов.


Ключевые слова

интернет-ресурсы, Интернет-пространство, авторское право, «антипиратский» закон, BitTorrent-трекеры, социологическое исследование

Похожие статьи

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Использование Интернета как источника учебных ресурсов предполагает коммуникацию на иностранном языке, то есть позволяет организовать реальное общение студентов с

Обсудите с партнером современное искусство в вашей стране (музыка, живопись, кино).

Исследование предпочтений студентов к виду транспорта

Опрос студентов был проведен с помощью специального бланка с вопросами и известного интернет-ресурса Google Forms.

Рис. 2. Частота использования транспорта, % от общего числа опрошенных. Более половины респондентов добираются до университета автобусом.

Образовательный веб-квест по организации...

Обучающимся пришлось обратиться к Интернет-ресурсам, использовать метод фотографирования, беседы, выходя на местность.

Формы организации учебно-воспитательного процесса и позитивные результаты внеаудиторной работы студентов.

Английский клуб как форма и средство создания языковой среды...

При этом именно студенты высших учебных заведений «закрытых» городов сетуют на отсутствие языковой среды в реальных

Подобная отработка новой темы очень эффективна, так как активизирует все ресурсы отдельного студента, включает его в групповую работу.

Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения...

Учебные интернет-ресурсы создаются исключительно для учебных целей и представлены пятью основными видами в зарубежной литературе, каждый вид предназначен для определенного вида работы.

(Гуманитарные и общественные науки).

Анализ практики использования средств мультимедиа...

б) видеоролик; в) учебный фильм

Количество ответов учащихся к общему количеству респондентов в каждом из трех классов (человек).

Литература: Бордовский, Г.А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном...

Реализация технологии CLIL в условиях полилингвального обучения

Также многие CLIL уроки устроены так, чтобы погрузить студентов в различные культуры, развивая также и межкультурные навыки.

Литература: Marsh D. CLIL. The European Dimension: Actions, Trends and Foresight Potential Public Services Contract DG EAC: European Commission...

Социальные сети как средство обучения и взаимодействия...

Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности.

Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность

Литература: Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности.

Похожие статьи

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Использование Интернета как источника учебных ресурсов предполагает коммуникацию на иностранном языке, то есть позволяет организовать реальное общение студентов с

Обсудите с партнером современное искусство в вашей стране (музыка, живопись, кино).

Исследование предпочтений студентов к виду транспорта

Опрос студентов был проведен с помощью специального бланка с вопросами и известного интернет-ресурса Google Forms.

Рис. 2. Частота использования транспорта, % от общего числа опрошенных. Более половины респондентов добираются до университета автобусом.

Образовательный веб-квест по организации...

Обучающимся пришлось обратиться к Интернет-ресурсам, использовать метод фотографирования, беседы, выходя на местность.

Формы организации учебно-воспитательного процесса и позитивные результаты внеаудиторной работы студентов.

Английский клуб как форма и средство создания языковой среды...

При этом именно студенты высших учебных заведений «закрытых» городов сетуют на отсутствие языковой среды в реальных

Подобная отработка новой темы очень эффективна, так как активизирует все ресурсы отдельного студента, включает его в групповую работу.

Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения...

Учебные интернет-ресурсы создаются исключительно для учебных целей и представлены пятью основными видами в зарубежной литературе, каждый вид предназначен для определенного вида работы.

(Гуманитарные и общественные науки).

Анализ практики использования средств мультимедиа...

б) видеоролик; в) учебный фильм

Количество ответов учащихся к общему количеству респондентов в каждом из трех классов (человек).

Литература: Бордовский, Г.А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном...

Реализация технологии CLIL в условиях полилингвального обучения

Также многие CLIL уроки устроены так, чтобы погрузить студентов в различные культуры, развивая также и межкультурные навыки.

Литература: Marsh D. CLIL. The European Dimension: Actions, Trends and Foresight Potential Public Services Contract DG EAC: European Commission...

Социальные сети как средство обучения и взаимодействия...

Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности.

Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность

Литература: Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности.

Задать вопрос