Особенности организации студенческих научно-практических конференций по безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 23.03.2016

Статья просмотрена: 1368 раз

Библиографическое описание:

Пучков, М. Ю. Особенности организации студенческих научно-практических конференций по безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе / М. Ю. Пучков, Э. М. Ребко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.1 (110.1). — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27097/ (дата обращения: 30.04.2024).



)

Статья посвящена вопросам организации студенческих научно-практических конференций по безопасности жизнедеятельности на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена.

Ключевые слова: научно-практическая конференция, безопасность жизнедеятельности, компетенция, информационные технологии.

Современное высшее образование характеризуется модернизационными процессами, глобальными изменениями, включением новых форм и приемов организации учебного процесса. Однако, ряд форм, активно применяемых при обучении студентов, достаточно легко поддается корректировке, позволяя наряду с традиционными подходами практиковать внесение инновационных элементов, выступающих требованием времени. Одной из таких форм является организация и проведение студенческих научно-практических конференций, относящихся к научно-исследовательской работе студентов и неотъемлемой части образовательного процесса современного университета.

Герценовский университет характеризуется открытым информационным образовательным пространством. Под началом ведущих специалистов различных областей знаний ежегодно проводится десятки студенческих научно-практических мероприятий различной тематики и содержания. Одно из ключевых научных направлений принадлежит вопросам комплексной безопасности жизнедеятельности человека и образования в области безопасности жизнедеятельности.

Основными целями организации и проведения научно-практических конференций по безопасности жизнедеятельности выступают:

- активизация научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых университета (и иных учебных заведений – участников конференций);

- повышение качества подготовки будущего бакалавра и магистра образования в области безопасности жизнедеятельности через формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций;

- совершенствование подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Частными задачами организации студенческих научно-практических конференций в области безопасности жизнедеятельности выступают:

- обсуждение актуальных научных проблем и частных вопросов безопасности жизнедеятельности и образования безопасности жизнедеятельности;

- апробация результатов научных исследований студентов, аспирантов и молодых ученых;

- укрепление научного, педагогического и коммуникативного сотрудничества между студентами, педагогами, работодателями, деятелями науки, специалистами безопасности жизнедеятельности различных областей и представителями просвещения;

- развитие у студентов научно-исследовательских навыков;

- создание условий для развития творческого научного потенциала и способностей;

- формирование студенческого научного общества и укрепление существующих связей, вовлечение в студенческое научное общество новых членов и активных, талантливых студентов.

Десятилетний опыт организации и проведения студенческих научно-практических конференций в области безопасности жизнедеятельности позволяет утверждать, что стремительные изменения в системе высшего педагогического образования оказывают существенное влияние на подходы к организации данных мероприятий. Отличительными особенностями современных научно-практических конференций являются:

- организация мероприятия с повсеместным применением информационных технологий;

- организация конференций через призму компетентностного подхода;

- формирование наукоемких, межпредметных выступлений / секций, способных привлечь широкий круг заинтересованных специалистов безопасности жизнедеятельности.

Считаем необходимым подробнее остановиться на каждой из представленных особенностей.

1. Применение информационных технологий при организации и проведении студенческих научно-практических конференций в области образования безопасности жизнедеятельности.

Информационные технологии проникли во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в систему образования, которая не стала исключением. Если еще 20 лет назад, внедряя информационные технологии в учебный процесс можно было говорить об инновации, то сегодня необходимо размышлять о повсеместности и качестве применения их в образовательном процессе.

Неоспоримые плюсы применения информационных технологий при организации конференций по безопасности жизнедеятельности заключаются:

- в существенном расширении аудитории участников конференции, как российских, так и международных (организаторов и ведущих, участников);

- в возможности применения широкого спектра демонстрационных материалов по различным аспектам безопасности жизнедеятельности, что является особо важным при изучении закономерностей возникновения глобальные опасностей и угроз, обучении уклонения от них и противостояния им в случае необходимости;

- в возможности привлечения специалистов из разных области безопасности жизнедеятельности (правоохранительные органы, сотрудники МЧС, сотрудники министерств и ведомств, представители власти и комитетов и пр.);

- в применении дистанционных форм организации и проведения научных мероприятий малого и крупного масштаба;

- в активном применении мобильных устройств, планшетов (прямые трансляции, мобильные приложения и пр.), что отлично вписывается в концепцию организации современной образовательной среды - BYOD (bringyourowndevice – принеси своё собственное устройство);

- в возможности встраивать в студенческие конференции прямые включения, открытые выступления и онлайн-доклады / обсуждения.

Так, опрос студентов, проведенный при организации научно-практической конференции в 2015 году, показал, что 100% опрошенных (128 студентов 2-4 курса бакалавриата и 1-2 курса магистратуры и 12 преподавателей факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена) считают применение информационных технологий обязательным требованием к проведению современных научно-практических мероприятий. Это позволяет утверждать, что широкое применение информационных технологий в практике проведения студенческих научно-практических конференций позволяет не только реализовать, поставленные организаторами, задачи, но и выполнять требования федеральных государственных образовательных стандартов, содействовать формированию необходимых компетенций, предоставляя студенту новые инструменты для саморазвития и самообразования.

2. Организация конференции через призму компетентностного подхода.

В процессе организации студенческих научно-практических конференций в 2014 и 2015 году нами было проведено самообследование бакалавров и магистрантов факультета безопасности жизнедеятельности. В ходе данного самообследования студентам, принимающим участие в организации и проведении научно-практических конференций предстояло самостоятельно определить перечень компетенций, формирование которых возможно (и произошло, по их мнению) в процессе этой деятельности.

Одновременно с опросами студентов нами были проведены отдельные беседы с организаторами студенческих научно-практических конференций из числа профессорско-преподавательского состава факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена. Задача преподавателей состояла в отборе компетенций, формирование которых возможно в ходе организации и проведения научно-практических конференций совместно со студентами, а также в их тесной взаимосвязи с конкретными осуществляемыми действиями.

Анализ опроса студентов и преподавателей позволяет обнаружить тесную взаимосвязь между участием студентов в организации и проведении научно-практических конференций и формированием у них общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Так, студентами и преподавателями был определен перечень компетенций бакалавров и магистров, формированию которых способствует организация и проведение студенческих научно-практических конференций. Для бакалавров совместно были определены следующие компетенции: ОК-1, 4, 5, 6, 9, ОПК-1, 5, 6, ПК-11, 14; для будущих магистров педагогического образования: ОК-3, 4, 5, ОПК-1, 3, 4, ПК-5, 6.

Таблица 1

Формирование компетенций у бакалавров и магистров при совместной организации и проведении научно-практических конференций

Осуществляемые действия, выполняемые задания при организации и

Формируемые компетенции у будущих бакалавров образования

Формируемые компетенции у будущих магистров образования

Организация рассылки информационных писем

ОК-4, 5, 6 ОПК-5

ОК-4, 5

ОПК-1, 3, 4

Осуществление деловой переписки с участниками конференции. Формулировка компетентных ответов на поставленные в переписке вопросы

ОК-4, 5, 6

ОПК-5

ОК-4, 5 ОПК-1

Очная и заочная коммуникация с участниками конференции на русском, английском и других языках

ОК-4, 5, 6

ОПК-1, 5

ОК-5 ОПК-1

Встреча и размещение участников конференции

ОК-4, 5

ОК-5

Участие в регистрации участников конференции

ОК-4, 5 ОПК-1

ОК-5

Помощь в организации и проведении пленарного и секционных заседаний, круглых столов и иных научных мероприятий

ОК-1, 4, 5, 6

ОПК-5

ОПК-3, 4

Организация и проведение экскурсионных мероприятий по факультету / университету

ОК-4, 6 ОПК-1, 5 ПК-14

ОК-5 ОПК-3

Участие в организационных мероприятиях (собраниях, сборах, заседаниях)

ОК-1, 4, 5

ОПК-1, 5

ОПК-4

Освоение новых информационных технологий

ОК-6

ОК-4, 5

Изучение частных и глобальных вопросов, посвященных теме научного мероприятия

ОК-6, 9 ОПК-1, 6

ПК-5, 6

Помощь в верстке сборника трудов научно-практической конференции

ОК-1, 6

ОК-5

Организация и проведение выставки научных достижений факультета безопасности жизнедеятельности

ОК-4, 5, 6 ПК-14

ОПК-3

Осуществление коммуникации с организаторами конференции из числа профессорско-преподавательского состава

ОК-4, 5 ОПК-1, 5

ОПК-3

Проведение исследования для представления результатов на научно-практической конференции

ОК-4, 6 ОПК-1, 6 ПК-11

ОК-3 ПК-5, 6

Формирование собственного доклада

ОК-1, 4, 6

ОК-3, 4 ОПК-4

Подготовка презентационных материалов для наглядной демонстрации доклада

ОК-1, 4, 6

ОК-5 ОПК-3 ПК-6

Подготовка тематических кабинетов, посвященных демонстрации приемов, форм и методов оказания помощи пострадавшим при ЧС различного характера

ОК-5, 6 ПК-14

ОПК-3

Демонстрация методических разработок студентов по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся

ОК-4, 6 ПК-11

ОПК-3 ПК-5

Оформление благодарностей и ответных писем участникам и организациям

ОК-4 ОПК-5

ОК-3 ПК-6

* с развернутой трактовкой компетенций можно познакомиться в содержании Федерального государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование [1] и Федерального государственного образовательного стандарта подготовки магистров по направлению 44.04.01 Педагогическое образование [2].

3. Формирование наукоемких, межпредметных выступлений / секций.

Выбор тематики конференции является одним из ключевых моментов, который впоследствии определит содержание мероприятия, задаст его тон и, как следствие, определит будущую целевую аудиторию конференции

В период с 2000 по 2012 года для проведения студенческих научно-практических конференций были определены различные темы, свидетельствующие о том или ином частном вопросе безопасности (чрезвычайные ситуации природного характера, социальные опасности и защита от них, техногенная или экологическая безопасности и пр.). Несомненным плюсом частных тем является «четкий круг» вопросов одной из областей безопасности жизнедеятельности. В то же самое время, четкое обозначение какой-либо из угроз приводило к возникновению трудности привлечения специалистов и круга студентов, чьи интересы или исследования были посвящены вопросам в других областях безопасности жизнедеятельности человека, природы и техносферы.

В 2013 году профессорско-преподавательским составом совместно со студенческим активом факультета было принято решение о закреплении постоянного (в ближнесрочной перспективе) названия студенческой научно-практической конференции «Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности и готовность к ним общества».

Данная тематическая трактовка позволяет привлекать широкий спектр специалистов и заинтересованных лиц, а также напрямую указывает о межпредметности научной области знаний безопасности жизнедеятельности.

В заключении необходимо отметить, что организация студенческих научно-практических конференций представляется нам одной из самых актуальных форм организации учебного процесса, а привлечение студентов к планированию, организации и проведению конференций является не просто необходимостью, а «необходимостью времени», связанным не только с требованием стандартов, но и залогом качества получения нового научного продукта.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Электронный ресурс Миноборнауки.рф/документы/5034/файл/4029/Prikaz_№_1501_ot_21.11.2014.pdf (дата обращения к ресурсу 14.02.2016).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (уровень высшего образования магистратура) по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образования. http://www.herzen.spb.ru/img/files/alex6864/44.04.01_Pedagogicheskoe_obrazovanie.pdf Электронный ресурс (дата обращения к ресурсу 20.02.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): конференция, область безопасности жизнедеятельности, безопасность жизнедеятельности, проведение, научно-практическая конференция, Педагогическое образование, студент, учебный процесс, формирование, Федеральный государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

О формировании практических умений и навыков у студентов...

безопасность жизнедеятельности, учебный процесс, безопасное поведение, практическая направленность, Студенческий Спасательный Отряд, Педагогическое образование, МЧС России, компетенция, занятие...

Профессиональная подготовка магистрантов в области...

В связи с чем в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в ноябре 2016 года состоялась международная научно-практическая конференция «Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория...

Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности...

Идея преподавания основ безопасности жизнедеятельности в 1991 году послужила началом развития новой, самостоятельной образовательной области научных знаний Безопасность жизнедеятельности.

Педагогические технологии в культурно-просветительской...

Процессы формирования и совершенствования работы государственных структур, обеспечения глобальной безопасности затрагивают и образование в области безопасности жизнедеятельности.

Современный подход к совершенствованию системы...

формирование профессиональной готовности к образованию в области БЖД; ‒ ведение научно-практической деятельности в области техносферной безопасности предполагает создание комфортного жизненного пространства человека...

Информационные ресурсы обеспечения студенческих...

Особенности организации студенческих научно-практических конференций по безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе.

Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической...

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования предъявляют высокие требования к результатам подготовки выпускников школ в области безопасности жизнедеятельности, причем результатам не только предметным...

Методические условия формирования и развития...

культурное наследие, область безопасности жизнедеятельности, педагогическое образование, компетенция, учебный материал, развитие, сохранение, профессиональная деятельность бакалавров, защита, практическое...

Похожие статьи

О формировании практических умений и навыков у студентов...

безопасность жизнедеятельности, учебный процесс, безопасное поведение, практическая направленность, Студенческий Спасательный Отряд, Педагогическое образование, МЧС России, компетенция, занятие...

Профессиональная подготовка магистрантов в области...

В связи с чем в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в ноябре 2016 года состоялась международная научно-практическая конференция «Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория...

Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности...

Идея преподавания основ безопасности жизнедеятельности в 1991 году послужила началом развития новой, самостоятельной образовательной области научных знаний Безопасность жизнедеятельности.

Педагогические технологии в культурно-просветительской...

Процессы формирования и совершенствования работы государственных структур, обеспечения глобальной безопасности затрагивают и образование в области безопасности жизнедеятельности.

Современный подход к совершенствованию системы...

формирование профессиональной готовности к образованию в области БЖД; ‒ ведение научно-практической деятельности в области техносферной безопасности предполагает создание комфортного жизненного пространства человека...

Информационные ресурсы обеспечения студенческих...

Особенности организации студенческих научно-практических конференций по безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе.

Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической...

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования предъявляют высокие требования к результатам подготовки выпускников школ в области безопасности жизнедеятельности, причем результатам не только предметным...

Методические условия формирования и развития...

культурное наследие, область безопасности жизнедеятельности, педагогическое образование, компетенция, учебный материал, развитие, сохранение, профессиональная деятельность бакалавров, защита, практическое...

Задать вопрос