Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 19.03.2016

Статья просмотрена: 29163 раза

Библиографическое описание:

Меджидова, Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема / Э. С. Меджидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 799-803. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27082/ (дата обращения: 30.04.2024).



В данной статье представлен материал о социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие, ответственность.

Постановка проблемы: Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Оно является важной проблемой в педагогике.

Актуальность социально-коммуникативного возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития [2, с. 224].

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, которые включают в себя:

 моральные и нравственные ценности;

 развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

 становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

 развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

 формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

 формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основная цель социально-коммуникативного развития: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально-коммуникативного развития являются:

 усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

 развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками;

 становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

 развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

 формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых;

 формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

 формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

 формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Для реализации задач социально-коммуникативного развития личности ребенка дошкольного возраста необходимо создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям), в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию — пониманию — оценке — выбору для себя установки.

Социально-коммуникативное развитие направленно на решение следующих задач:

 формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье;

 формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе»;

 овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста определяется следующими принципами:

 Принцип целенаправленности означает, что работа социально-коммуникативного развития, ее содержание и методы определены целью.

 Принцип комплексного воздействия предусматривает единство задач, средств и методов воспитания, преемственную связь воспитания и развития личности в дошкольном учреждении, семье и обществе, ценность воздействий на чувства, сознание и поведение.

 Принцип воспитания вдеятельности: организация благоприятных условий для развития ребенка с опорой на его ведущую деятельность, то есть игру.

 Принцип опоры ввоспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные черты, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитие в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка склонности к усовершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности.

 Принцип воспитания детей вколлективе. В коллективе сверстников ребенок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает элементарные навыки коллективной жизни [3, с. 65–66].

Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

 Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

 Обучение умению слушать и слышать другого;

 Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

 Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

 Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

 Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

 Формирование чувства симпатии между участниками общения;

 Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

 Обучение умению детей владеть собой;

 Развитие умения анализировать ситуацию;

 Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Таким образом следует отметить, что социально-коммуникативное развитие является, одним из базовых элементов в развитии дошкольника [1, с. 106].

Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником — это необходимое условие психического развития ребенка, формирования его общественных качеств. Взаимодействуя со сверстниками, ребенок более самостоятелен и независим, он начинает точно оценивать себя и других, растет его способность выстраивать совместную деятельность. Высокий уровень развития коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость развития коммуникативных качеств уже в период дошкольного детства.

Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, C. JI. Рубинштейна, М. С. Кагана, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др. Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями − Л. Н. Галигузовой, Д. Б. Годовиковой, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной и др. М. И. Лисиной были представлены параметры для исследования коммуникативного развития дошкольника:

 степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе;

 степень овладения правилами и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

 развитость самостоятельности и саморегуляции;

 уровень развития социального и эмоционального интеллекта;

 уровень развития эмпатии.

Ряд ученных в процессе научно-исследовательской деятельности проанализировали различные методики диагностирования социально-коммуникативного развития и подобрали те, которые позволяют оценить уровень коммуникативного развития дошкольника по предложенным параметрам.

Высокий уровень социально-коммуникативного развития характеризуется высокой степенью развития по всем выделенным параметрам. Причем образовательная практика и опыт профессиональной деятельности показали, что высокий уровень социально -коммуникативного развития дошкольника взаимосвязан и взаимообусловлен отсутствием проблем в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками.

Средний уровень социально-коммуникативного развития определяется недостаточно высокой степенью развития по некоторым из обозначенных ранее параметров, что порождает определенные трудности в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками.

В свою очередь наличие проблем в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми или сверстниками может являться причиной недостаточной степени развития по перечисленным параметрам.

Таким образом, следует отметить, что существующие проблемы в сфере общения и недостаточно высокая степень развития по перечисленным параметрам преодолеваются ребенком самостоятельно или с незначительной помощью взрослого и не препятствуют дальнейшему развитию ребенка.

Среди проблем, связанных с формированием личности ребенка дошкольного возраста, одно из важных мест занимает проблема воспитания чувства ответственности. Значение этой проблемы определяется как в плане становления и развития личности, так и в плане подготовки его к школе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для воспитания самостоятельности и ответственности, так как эти личностные качества начинают возникать не только в связи с удовлетворением личностных потребностей ребенка, но и в связи с интересами коллектива, занятого важным и полезным делом [5, с. 79–80].

Воспитание ответственности детей старшего дошкольного возраста должно происходить осознанно. Следовательно, нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности ответственности, необходимости этого качества и преимуществах овладения им. Исследователь А. В. Запорожец в своих исследованиях выделял две формы социальной ориентации у дошкольников:

 непосредственное восприятие

 представление актуальной ситуации.

Исследование Л. В. Пименовой, указывает на то, что ответственность — это сложное образование, включающее познавательные и эмоциональные компоненты для выделения значимого для ребенка содержания. Сюда входят знания о явлениях общественной жизни, направленное внимание ребенка на содержание социальной ситуации, представления о социальной значимости существующих в обществе норм. Такие ученные как Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева, Л. П. Князева, Т. А. Маркова и др. обращаю свое внимание на то, что культурно-ценностная ориентация включает знания об образцах, нормах и правилах поведения и связанные с ними этические представления и моральные суждения. Эти знания должны не только содержать прагматическую, технологическую информацию, но и создавать целостность восприятия и понимания мира, интериоризацию идей о ценности ответственности как качества личности; сведения о правах человека и границах ответственности.

Так же важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для приобретения нравственного качества; появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Выражается эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества. Это раскрывается исследователями через следующие характеристики:

 способность положительно относиться к другим людям и обстоятельствам, умение принять их такими, какие они есть;

 способность к идентификации, эмпатии, признание за другим права на отличие, справедливость;

 расположенность к другим людям, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, умение в ситуации выбора учитывать интересы других, чувство солидарности и единства;

 выработка личного отношения к существующим нормам, умение анализировать поступки людей, формирование самооценки, умение брать на себя ответственность за результат. Знания и чувства, в свою очередь, порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества [4, с. 145].

Педагогический процесс социально-коммуникативного развития направлен на формирование ценностей, ценностных отношений и ценностных ориентаций. Формирование ценностного аспекта социального и личностного развития должен быть представлен в целостности и последовательности взаимосвязанных этапов. Социально-коммуникативное развитие осуществляется через вхождение ребенка в мир ценностей и норм общества, с активной позиции субъекта социальных отношений, благодаря созданию специально организованной среды, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию — пониманию — оценке — выбору для себя установки и стратегии поведения.

Педагогическая деятельность может быть представлена в виде реализации последовательных циклов, по принципу того, как ребенок открывает для себя социальный мир: ребенок — взрослый (родители, воспитатель, учитель); ребенок — ребенок (сверстник); ребенок — общественная норма, ценность. Стимулирование личностной активности ребенка, как педагогического условия осознанного формирования социально-коммуникативных компетенций осуществляется благодаря системе педагогических средств, применение которых может привести к достижению запланированных целей и задач.

Социально-педагогическими средствами могут выступать: игровая ситуация — игра способствует гармоничному включению детей в мир ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности. Игра занимает важное место в жизни дошкольников. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки. Начиная активно пользоваться правилами поведения в игре, совместной деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях. Именно в условиях игровых отношений дети осваивают нормативное поведение, в игре это происходит гораздо легче, чем в реальных отношениях, таким образом, дети в игре упражняются в различных способах выстраивания отношений с окружающими и тем самым подготавливает себя для того чтобы выстраивать нормативные отношения в практике реального поведения. Игра представляет собой модель социального взаимодействия, средство усвоения ребенком социальных отношений.

Проблемная ситуация как педагогическое средство формирования социально-ценностного поведения способствует приобретению детьми позитивного опыта нравственного поведения, так как решение конкретных проблем ориентирует ребенка на конкретные дела и поступки. Ситуации морального выбора стимулировали способность к анализу и обобщению нравственных представлений, чувств и стимулировали выработку определенной стратегии поведения. Ориентируясь на собственные чувства и нравственные знания ребенок решая определенную проблему, в ситуации морального выбора, моделирует различные варианты поступков и повеления. С помощью возможности апробирования различных способов поведения ребенок, ориентируясь на социальную норму как ценность, выбирает для себя наиболее оптимальную модель поведения, которая в дальнейшем, опираясь на устойчивость нравственных знаний, представлений и ценностных ориентиров, переходит в стратегию поведения.

Материальные и духовные объекты культуры и социума (устное народное творчество, искусство, детская литература) — русские народные сказки оказывают педагогическое воздействие на развитие у детей нравственных чувств, качеств, нравственного сознания и готовность к нравственному поведению. Русские народные сказки всегда включали в себя аспект, связанный с нравственным поступком, поведением. С помощью устного народного творчества раскрываются для детей такие понятия как взаимопомощь, поддержка, добро, терпение, любовь. Чтение произведений для детей помогает детям понять и оценить поступки людей. В литературных произведениях ставятся вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности. Анализ прочитанного дает возможность детям оценить поступки различного характера и увидеть результаты того или иного поведения, это способствует усвоению детьми нравственных представлений.

Использование в воспитательной деятельности предметов искусства обусловлена тем, что чем более разнообразнее чувственное восприятие, тем более прочно усваивается воспитательная информация. Влияние предметов искусства на духовный мир ребенка направлено на изменение и обогащение нравственных чувств. Использование художественных средств познания мира обогащает нравственное сознание, чувства и стимулирует преобразование поведения ребенка

Реализация этапов коммуникативно-личностного развития направлена на отвлечение детей от фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к сверстнику; сформированности нравственных чувств, ценностных представлений и нравственных мотивов поведения; развитие способности согласовывать собственное поведение с поведением других людей.

Таким образом, каждый этап должен выводить ребенка на соответствующий уровень социально-личностного развития: эмоциональное отношений к окружающим близким ведет к пониманию нравственных норм поведения (дружба, взаимопомощь, сочувствие и сорадование) [7, с. 127–129].

Главная задача государства, общества и образовательного учреждения по отношению к детям — это обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для социальной адаптации, в том числе к школе, и успешного обучения.

Таким образом, подводя итоги можно выделить что, проблема приобщения ребенка к социальному миру, формирования умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества, на современном этапе развития общества остается одной из ведущих [6, с. 59].

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология. / Л. С. Выготский. — М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. — 106 с
  2. Клименкова О. Игра как азбука общения //Дошкольное воспитание.,-2002.-№ 4.- 224 с.
  3. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. — М., 2004.-65–66 с.
  4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребен- ка. /М.И Лисина М.; Воронеж, 1997.- 145 с.
  5. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. / Н. И. Непомнящая,– М., 1992. — 79–80 с.
  6. Сластенин В. А. Педагогика — М., 2002.-59 с.
  7. Смирнова Е. О., Гуськова Т. В. Исследование общения дошкольников со сверстниками // Вопросы психологии № 2., 1988- 127–129с.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-коммуникативное развитие, ребенок, дошкольный возраст, совместная деятельность, отношение, развитие, сверстник, чувство, старший дошкольный возраст, уважительное отношение.


Похожие статьи

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник, взаимоотношение, взрослый, действие.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества...

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду.

Особенности отношений воспитателя с детьми, коммуникативная компетентность педагога оказывают влияние на установление...

Социально-коммуникативное развитие старших...

дошкольное образование, социально-коммуникативное развитие детей, социально-коммуникативное развитие, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, успешная социализация...

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе коммуникативного...

Статья посвящена влиянию совместных усилий семьи и педагогического коллектива ДОО на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: коммуникативное развитие дошкольников, старший дошкольный возраст...

К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей...

игра, дошкольный возраст, детство, социальное развитие, социально-коммуникативное развитие, сюжетно-ролевая игра.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности...

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор...

дошкольный возраст, сверстник, ребенок, взрослый, отношение, формирование личности, окружающий мир, общение, совместная деятельность, развитие общения.

Психологические особенности общения детей старшего...

межличностное общение, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник, школьное обучение, взрослый, дошкольник, общение, умение.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игре

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема.

Похожие статьи

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник, взаимоотношение, взрослый, действие.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества...

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду.

Особенности отношений воспитателя с детьми, коммуникативная компетентность педагога оказывают влияние на установление...

Социально-коммуникативное развитие старших...

дошкольное образование, социально-коммуникативное развитие детей, социально-коммуникативное развитие, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, успешная социализация...

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе коммуникативного...

Статья посвящена влиянию совместных усилий семьи и педагогического коллектива ДОО на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: коммуникативное развитие дошкольников, старший дошкольный возраст...

К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей...

игра, дошкольный возраст, детство, социальное развитие, социально-коммуникативное развитие, сюжетно-ролевая игра.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности...

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор...

дошкольный возраст, сверстник, ребенок, взрослый, отношение, формирование личности, окружающий мир, общение, совместная деятельность, развитие общения.

Психологические особенности общения детей старшего...

межличностное общение, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник, школьное обучение, взрослый, дошкольник, общение, умение.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игре

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема.

Задать вопрос