Роль стратегического планирования на рынке услуг здравоохранения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (11) ноябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Миронкина, М. А. Роль стратегического планирования на рынке услуг здравоохранения / М. А. Миронкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/11/795/ (дата обращения: 05.05.2024).

Возможно, одной из основных проблем управления социальной сферой и, прежде всего, в государственных учреждениях социальной сферы – это принципиальное различие позиций руководителей таких учреждений и менеджеров различного уровня государственных структур. В частности, например, на должности руководителей медицинских учреждений или учреждений образования назначают специалистов с медицинским и педагогическим образованием соответственно. И происходит следующее. Бесспорно, главврач – это специалист в своей области, связанной с лечением пациентов, и именно поэтому его деятельность сфокусирована, как правило, на «социальном аспекте» работы лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), а экономической составляющей уделяется недостаточно внимания. И более того, предлагаемые экономистами методы управления достаточно медленно внедряются в практику, несмотря на то, что различного рода изменения в сфере здравоохранения, наоборот, необходимо производить наиболее быстрыми темпами для обеспечения увеличения эффективности деятельности ЛПУ и соответственно повышения уровня оказания медицинских услуг.

Например, есть мнение, что «существенным недостатком национального проекта «Здоровье» явилось то, что он разрабатывался без участия ведущих практиков в сфере медицины. По сути дела, автором реформы выступили управленцы, которые на деле руководят не здравоохранением, а деньгами здравоохранения, в то время, когда формировать такие важные документы, как национальный проект должен коллектив ведущих специалистов».[3, C.27]

В своей статье «К вопросу о концепции развития здравоохранения РФ до 2020 г.» д.м.н. Ю.М.Комаров пишет: «Вообще в концепции финансовый блок «прописан» гораздо лучше, чем весь «медицинский». Вместе с тем, принципы «оплата за пролеченного больного» и «деньги следуют за пациентом» перешли и в новую концепцию, что вызывает принципиальные возражения».[4, C.10].

С точки зрения социальной справедливости, первый принцип необходим для того, чтобы врачи выписывали только здоровых пациентов и были экономически заинтересованы их вылечить. Хотя с точки зрения экономической эффективности возникают «лазейки» для намеренного увеличения длительности лечения пациента в ЛПУ. В развитых странах для устранения негативных моментов реализации принципа «оплаты за пролеченного больного» используется контроль со стороны страховщиков и саморегулируемых организаций на основе стандартов лечения того или иного заболевания. В России в настоящее время осуществление такого контроля затруднено из-за отсутствия четких стандартов лечения и фактически отсутствием экономической мотивации страховщиков. Тем не менее, декларируемый в настоящее время переход от бюджетно-страховой модели в страховую должен в определенной степени снизить отрицательные стороны.

Второй принцип («деньги следуют за пациентом»), наоборот, является одним из основополагающих для развития конкурентной среды в сфере услуг здравоохранения и реализации конституционного права гражданина на свободный выбор медицинской организации. Разумеется, для ЛПУ более удобными являются участково-территориальный принцип и принцип этапности при оказании медицинской помощи. Но для реализации главной  цели социально-экономической политики в сфере здравоохранения - повышения доступности для граждан медицинской помощи и увеличения желания населения заботиться о собственном здоровье - основным является желание пациента обратиться в ЛПУ. Сейчас же на практике получается, что пациент «закреплен» за определенным ЛПУ только по месту проживания, а квалификация и уровень обслуживания (являющиеся основными компонентами в рыночной экономике) не учитываются. И повышение качества обслуживания для привлечения большего количества пациентов должно стать ключевой задачей именно руководителя лечебного учреждения, а не только специалиста по планированию. По аналогии с высшим образованием, ЛПУ будет заинтересовано в том, чтобы привлечь пациентов, для чего и будет использовать современные методы управления.

В зарубежной литературе также прослеживается идея того, что стратегические планы, составленные чиновниками сферы здравоохранения, не могут быть в достаточной степени адаптированы к быстро меняющимся условиям  на рынке услуг здравоохранения.[1, C.48]. С другой стороны, данный рынок имеет ряд специфических особенностей, которые делают процесс планирования необходимым элементом управления в этой сфере.

1.            Рынок медицинских услуг характеризуется высокой степенью асимметричности информации. Услуги, производимые в системе здравоохранения, обладают свойством неосязаемости, в связи с чем, оценка качества оказания услуги со стороны пациент серьезным образом затруднена. Оказание медицинских услуг основано на глубоких знаниях врача об определенных заболеваниях и способах их лечения. Для пациента научная емкость процесса лечения означает то, что в оценке адекватности поставленного диагноза и выбранных методов лечения он может опираться только на профессионализм и квалификацию врача.

Другая сторона этой проблемы заключается в высокой степени комплексности услуг здравоохранения. Например, для лечения серьезного заболевания может потребоваться помощь нескольких специалистов, в том числе находящихся в разных отделениях и территориально расположенных в разных местах. В этом случае пациент самостоятельно не сможет определить, врачи каких специальностей ему могут потребоваться и как получить необходимую медицинскую помощь в комплексе. Решение такого рода проблем возможно с помощью планирования взаимодействия специалистов разных направлений как на уровне отдельно взятого ЛПУ, так и на уровне определенных территорий.

2.            При отсутствии вмешательства со стороны государственных или общественных организаций поставщики медицинских услуг в большинстве случаев будут действовать по стратегии «снятия сливок». При стратегии снятия сливок возможно исключение так называемых «сложных» пациентов. Предоставленные самим себе, поставщики медицинских услуг будут стремиться к максимизации доходов и минимизации неопределенности путем лечения минимального количества пациентов с несколькими заболеваниями (например, пациентов с сопутствующими заболеваниями, пациентов с наследственной предрасположенностью к определенным заболеваниям и т.д.). При стратегии снятия сливок возможно исключение так называемых «сложных» пациентов.

3.            Эффект от принятия решений в сфере здравоохранения может проявиться только через несколько лет. Например, при принятии решений об изменении количества  подготавливаемых врачей и их специализации необходимо учитывать время подготовки одного выпускника и период приобретения опыта работы. С момента принятия решения о постройке нового здания больницы и его открытия может пройти более 10 лет. Соответственно, процесс стратегического планирования позволяет определить, какие услуги здравоохранения будут наиболее востребованы в определенный период времени, специалисты каких направлений и в каком количестве могут потребоваться, какие ресурсы и здания могут потребоваться для их оказания и т.д.

4.            Спрос на рынке медицинских услуг обусловлен их высокой социальной значимостью, так как они оказывают непосредственное влияние на жизнедеятельность человека. Специфика формирования спроса на услуги и товары медицинского назначения состоит в том, что их высокая социальная приоритетность сочетается с низкой эластичностью спроса на них [2, C.135]. В отличие от традиционных услуг, потребление которых человек может ограничить или заменить, потребление медицинских услуг может значительно увеличить расходы семейного бюджета.

5.            Медицинские услуги характеризуются высокой индивидуальностью и нестандартностью подходов к лечению. Если, например, оказание такого социально значимого вида услуг, как образовательные услуги, возможно в коллективной форме и индивидуальные характеристики каждого члена группы имеют минимальное влияние на образовательный процесс, то особенности каждого отдельного пациента могут серьезным образом изменить как процесс постановки диагноза, так и способы лечения пациента. Как правило, прием и лечение пациента осуществляется индивидуально.

6.            Рынок медицинских услуг требует сочетания экономической эффективности и социальной справедливости, которая проявляется во всеобщей доступности медицинских услуг.

Такого рода «провалы» рынка медицинского обслуживания являются предпосылками высокого участия государства в системе здравоохранения и, прежде всего, в процессе планирования услуг.

Таким образом, стратегическое планирование услуг здравоохранения как на уровне отдельно взятого ЛПУ, так и на уровне государства – это необходимый процесс, который позволяет учесть несовершенства рынка услуг здравоохранения, задать  вектор развития сферы здравоохранения, и что самое важное, выделить основные источники ресурсов для такого развития.

Литература

1.                  Rechel B., Wright S., Edwards N., Dowdeswell B, McKee M. Investing in hospitals of the future/ Observatory Studies Series. -  № 16.

2.                  Акопян А.С. Индустрия здоровья: экономика и управлнеие/ А.С.Акопян, Ю.В.Шиленко, Т.В.Юрьева. – М.: Дрофа, 2003. – 447с. 

3.                  Давыдов М. Здоровье не купишь// Деловые люди - № 1 – 2009. - с.24-31

4.                  Комаров Ю.М. К вопросу о Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 г.// Вестник государственного социального страхования. - 2009. - № 6. - С. 10-19

 

Основные термины (генерируются автоматически): пациент, услуга, Концепция развития здравоохранения РФ, медицинская помощь, национальный проект, принятие решений, серьезный образ, социальная справедливость, социальная сфера, экономическая эффективность.


Похожие статьи

Приоритетные направления государственной политики в сфере...

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации была разработана концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года.

К вопросу об эффективности государственного управления...

Российская Федерация, сфера здравоохранения, приоритетный национальный проект, основа охраны здоровья граждан, охрана здоровья граждан, социальная сфера, государственное управление.

Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале...

От состояния социальной сферы, эффективности проводимой государством политики в сфере социальной поддержки граждан зависит стабильность общества, его устойчивое развитие, а в итоге его национальная безопасность.

Здравоохранение как региональная социально-экономическая...

Медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями, входящими в сферу регионального здравоохранения

Здравоохранение является социально-экономической подсистемой второго порядка, входя в состав системообслуживающего комплекса.

Эффективность и качество социальных услуг

электронная услуга, услуга, социальная услуга, качество, качество жизни, составляющая, социально-экономическое развитие регионов, сфера услуг.

Формы развития системы государственного регулирования...

Ключевые слова: государственное регулирование, сфера здравоохранения, здравоохранение, страховая медицина, эффективное развитие, экономика.

Реализация Национального проекта «Здоровье» с 2006 года, Программа Модернизации здравоохранения РФ, концепции...

Определение социального эффекта от реконструкции...

Показатели социальной эффективности проектов.

9) Развитие социальной сферы. В зависимости от сферы применения может быть рассчитан социальный эффект.

Показатель развития социальной сферы не может быть измерен, его можно только оценить экспертным...

Совершенствование управления системой здравоохранения

В Российской Федерации реформирование здравоохранения началось с принятия в 1991 году закона о медицинском страховании и произошло это тогда, когда ещё сохранялся СССР.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Похожие статьи

Приоритетные направления государственной политики в сфере...

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации была разработана концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года.

К вопросу об эффективности государственного управления...

Российская Федерация, сфера здравоохранения, приоритетный национальный проект, основа охраны здоровья граждан, охрана здоровья граждан, социальная сфера, государственное управление.

Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале...

От состояния социальной сферы, эффективности проводимой государством политики в сфере социальной поддержки граждан зависит стабильность общества, его устойчивое развитие, а в итоге его национальная безопасность.

Здравоохранение как региональная социально-экономическая...

Медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями, входящими в сферу регионального здравоохранения

Здравоохранение является социально-экономической подсистемой второго порядка, входя в состав системообслуживающего комплекса.

Эффективность и качество социальных услуг

электронная услуга, услуга, социальная услуга, качество, качество жизни, составляющая, социально-экономическое развитие регионов, сфера услуг.

Формы развития системы государственного регулирования...

Ключевые слова: государственное регулирование, сфера здравоохранения, здравоохранение, страховая медицина, эффективное развитие, экономика.

Реализация Национального проекта «Здоровье» с 2006 года, Программа Модернизации здравоохранения РФ, концепции...

Определение социального эффекта от реконструкции...

Показатели социальной эффективности проектов.

9) Развитие социальной сферы. В зависимости от сферы применения может быть рассчитан социальный эффект.

Показатель развития социальной сферы не может быть измерен, его можно только оценить экспертным...

Совершенствование управления системой здравоохранения

В Российской Федерации реформирование здравоохранения началось с принятия в 1991 году закона о медицинском страховании и произошло это тогда, когда ещё сохранялся СССР.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Задать вопрос