Основные направления повышения эффективности системы управления градостроительным развитием малых городов на примере городского округа г. Нефтекамск | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 01.12.2015

Статья просмотрена: 253 раза

Библиографическое описание:

Каримов, Р. Ф. Основные направления повышения эффективности системы управления градостроительным развитием малых городов на примере городского округа г. Нефтекамск / Р. Ф. Каримов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 546-551. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23938/ (дата обращения: 03.05.2024).

 

Городские округа обладают высокой плотностью населения и сложным градообразующим инфраструктурным комплексом, что делает проблему градостроительной деятельности на данных территориях достаточно острой, поскольку планирование развития территорий является одним из важнейших факторов социально-экономического развития города.

Система управления градостроительным развитием городских территорий может быть признана эффективной только при наличии следующих условий (рисунок 1):

Рис. 1. Условия, обеспечивающие эффективность системы управления градостроительным развитием городского округа

 

Если первые четыре условия, как правило, уже обеспечены в большинстве городских округов, то последнее условие — использование всех территорий городского округа с целью социально-экономического развития города обеспечивается не всегда и не везде, в то время как, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), подготовка документов территориального планирования должна осуществляться на основании стратегических документов планирования социально-экономического развития регионального и муниципального уровней. Иными словами, территории общего пользования муниципального образования должны способствовать повышению качества городской среды и улучшению предпринимательского климата муниципального образования, а земельные участки приватного назначения должны максимально обеспечивать доходную часть муниципального бюджета за счёт налоговых и арендных платежей.

Указанные выше условия формируются в ходе деятельности самой системы управления градостроительным развитием территории города, включающей в себя четыре основных компонента: 1) нормативно-правовое обеспечение деятельности; 2) градостроительная документация и иные документы планирования градостроительного развития городского округа (информационные ресурсы), обеспечивающие градостроительную деятельность; 3) структура органов управления градостроительной деятельностью; 4) информационно-техническое обеспечение процессов градостроительной деятельности.

Рассмотрим структуру органов, уполномоченных на регулирование градостроительной в контексте предоставления муниципальных услуг и исполнения функций при организации градостроительной деятельности на примере городского округа г.Нефтекамск.

Предоставление муниципальных услуг в области градостроительства в должно осуществляться в соответствии с требованиями, утвержденными административными регламентами и иными нормативно-правовыми актами, регламентирующих процесс предоставления услуг. Кроме того, для регламентации предоставления услуг в области градостроительства должны разрабатываться технологические инструкции, которые позволяют специалистам без опыта работы быстрее адаптироваться на рабочем месте, а также обязывают всех сотрудников придерживаться методологии оказания услуг.

В таблице 1 представлены муниципальные услуги и регламентирующие их документы в городском округе г.Нефтекамск Республики Башкортостан.

  

Таблица 1

Муниципальные услуги (функции) и регламентирующие их документы в городском округе г. Нефтекамск

Наименование услуги (функции)

Наименование уполномоченного структурного подразделения

Административный регламент, опубликованный на сайте Администрации

1. Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства

Сектор капитального строительства Администрации ГО г. Нефтекамск

Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 29.06.2012 № 2394

2. Выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию

Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 25.07.2012 № 2843

3. Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение

Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 11.07.2011 № 2611

4. Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 17.05.2012 № 1645

5. Предоставление сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности

Отдел по общим вопросам МБУ «Управление архитектуры и градостроительства ГО г. Нефтекамск (далее — МБУ «УАиГ»)

Регламента нет

6. Выдача разрешения на установку рекламной конструкции на территории ГО г. Нефтекамск РБ

Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 20.12.2013 № 4872

7. Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков

Геодезический сектор

МБУ «УАиГ»

Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 31.12.2013 № 5298

8. Внесение изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Нефтекамск

Глава Администрации ГО г.Нефтекамск

Не опубликован

9. Согласование размещения средств информационного оформления на территории ГО г. Нефтекамск РБ

Отдел по общим вопросам МБУ «УАиГ»

Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 20.12.2013 № 4874

10. Согласование размещения малых архитектурных форм на территории городского округа г. Нефтекамск

Отдел по перспективному развитию города МБУ «УАиГ»

Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 27.11.2013 № 4519

11. Согласование паспорта цветового решения фасада жилого и нежилого объекта

Отдел по общим вопросам МБУ «УАиГ»

Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 27.11.2013 № 4518

12. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

Сектор капитального строительства Администрации ГО г. Нефтекамск

Регламента нет

13. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального

строительства

Сектор капитального строительства Администрации ГО г. Нефтекамск

Регламента нет

14. Присвоение адреса объекту недвижимости

Отдел по перспективному развитию города МБУ «УАиГ»

Постановление Администрации ГО г.Нефтекамск от 31.12.2013 № 5153

15. Подготовка и согласование документации по планировке территорий

МБУ «УАиГ»

Регламента нет

 

Анализ представленных выше данных показывает, что предоставление услуг и исполнение функций в области градостроительства в городском округе г.Нефтекамск не всегда осуществляется с соблюдением регламентированных порядков, а информация об услугах и функциях, в том числе утвержденные административные регламенты, лишь частично опубликована на официальном сайте администрации г. Нефтекамск, а также на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан (http://pgu.bashkortostan.ru) и едином портале государственных и муниципальных услуг. Так, на портале государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан предоставлена информация и возможность электронной подачи заявлений на предоставление только в отношении таких услуг, как:

          выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства;

          принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение;

          прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;

          подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков;

          согласование размещения малых архитектурных форм на территории городского округа г. Нефтекамск;

          согласование паспорта цветового решения фасада жилого и нежилого объекта.

Возможность подачи заявлений на предоставление иных муниципальных услуг в области градостроительства в электронной форме с использованием ресурсов сети Интернет в городском округе г.Нефтекамск отсутствует. За предоставлением данных услуг заявители обращаются непосредственно в структурные подразделения непосредственно Администрации городского округа г. Нефтекамск или структурные подразделения МБУ «Управление архитектуры и градостроительства» городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан (далее — МБУ «УАиГ»). Подобное состояние дел при оказании муниципальных услуг в области градостроительства характерно для всех малых городов Республики Башкортостан.

В то же время справедливости ради отметим, что и подразделения Администрации городского округа г. Нефтекамск и структурные подразделения МБУ «УАиГ» имеют все условия для осуществления приема заявителей, исключающих очереди. Во избежание излишних отказов в предоставлении услуги в связи с формальным несоответствием документов, сотрудниками структурных подразделений достаточно часто предоставляется неотраженная в административном регламенте услуга по предварительной проверке документов заявителя.

Несмотря на то, что в Администрации городского округа г.Нефтекамск и МБУ «УАиГ» установлена единая система электронного документооборота, технологическая инфраструктура межведомственного взаимодействия между ними не отлажена, и преобладает преимущественно неформальный информационный обмен на основе передачи данных на сменных носителях или в локальных сетевых папках.

В МБУ «УАиГ» внедрена автоматизированная ИСОГД, в которой реализовано ведение реестров объектов и документов, а также автоматизированы и реализованы процессы предоставления муниципальных услуг и функций. Однако на настоящий момент, данная ИСОГД используется недостаточно неэффективно, поскольку карточки объектов и регистрация документов в МБУ «УАиГ» по-прежнему проводится вручную из-за недостаточной квалификации специалистов и в связи отсутствия приказа начальника МБУ «УАиГ» об осуществлении деятельности муниципальными служащими в электронной форме. Существующий процесс предоставления муниципальной услуг в области градостроительства в городском округе г.Нефтекамск представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Описание существующего процесса предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в МБУ «УАиГ» городского округа г. Нефтекамск

 

В то же время сегодня современный процесс предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций выглядит следующим образом (рисунок 3).

Рис. 3. Описание современного процесса предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в электронной форме

 

Для осуществления процесса предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в электронной форме в МБУ «УАиГ» необходимо утвердить технологические инструкции, представляющие собой описание порядка бизнес-процессов при предоставлении муниципальных услуг и исполнении функций в электронной форме с использованием автоматизированной ИСОГД.

С целью повышения эффективности и сокращения объема процедур в ходе предоставления услуг и исполнения функций специалистами уполномоченных структурных подразделений, в г.Нефтекамск был открыт филиал Республиканского государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — филиал РГАУ МФЦ), которому переданы функции сбора пакета документов, в том числе выполнения межведомственных запросов. Однако ни в одном административном регламенте городского округа г.Нефтекамск не включен в общий срок предоставления муниципальной услуги, необходимый для регистрации сотрудником МФЦ документов, направления межведомственных запросов и получения ответов на запросы, направления сотрудником МФЦ пакета документов в уполномоченный на предоставление муниципальной услуги орган, что может привести к увеличению общего срока предоставления муниципальной услуги и, соответственно к нарушению права граждан на своевременное предоставление муниципальной услуги, закрепленное Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Таким образом, в результате анализа были выявлены следующие недостатки в деятельности органов, управления градостроительной деятельностью в городском округе г.Нефтекамск:

1)        в структурных подразделениях Администрации городского округа г.Нефтекамск и МБУ «УАиГ», уполномоченных на регулирование градостроительной деятельности отсутствуют утвержденные нормативные акты и детальные сценарии их исполнения — административные регламенты на ряд муниципальных услуг в области градостроительства, а ранее разработанные административные регламенты нуждаются в дополнении;

2)        отсутствие информации о ряде услуг в области градостроительства и порядке их предоставления на официальных ресурсах в сети Интернет;

3)        межведомственное и внутреннее взаимодействие между структурными подразделениями и специалистами МБУ «УАиГ» не регламентировано и не автоматизировано, а согласования проходят недостаточно оптимально;

4)        отсутствие технологических инструкций, описывающих порядок бизнес-процессов при предоставлении муниципальных услуг и исполнении функций в электронной форме приводит к неэффективному использованию ИСОГД, к большим временным затратам и ошибкам в рамках принятия решений при предоставлении услуг и подготовке отчетности.

В связи с выявленными недостатками в деятельности органов, управляющих градостроительной деятельностью, рекомендуем реализовать в городском округе г.Нефтекамск следующие мероприятия:

1)        разработать и утвердить необходимые административные регламенты предоставления муниципальных услуг в области градостроительства, в существующие регламенты внести изменения, указывающие, что в общий срок предоставления муниципальной услуги входит срок, необходимый для регистрации сотрудником МФЦ документов, направления межведомственных запросов и получения ответов на запросы, направления сотрудником МФЦ пакета документов в уполномоченный на предоставление муниципальной услуги орган;

2)        на официальных ресурсах сети Интернет разместить информацию о всех муниципальных услугах в области градостроительства и обеспечить электронную подачу заявления на их предоставление;

3)        перейти к предоставлению всех муниципальных услуг и исполнения функций в области градостроительства в электронной форме, разработав технологические инструкции и внедрив их на рабочих местах;

4)        задокументировать и согласовать процессы оказания муниципальных услуг в области градостроительства в рамках их оказания с учетом интеграции автоматизированной ИСОГД с системой электронного документооборота Администрации городского округа г.Нефтекамск и МБУ «УАиГ», перейти на полностью электронный формат взаимодействия в рамках внутриведомственного и межведомственного документооборота;

5)        проводить систематические программы повышения квалификации специалистов по решению вопросов межведомственного взаимодействия, качества информационных ресурсов, средств автоматизации.

Реализация приведенных выше мероприятий позволит усовершенствовать регламенты исполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг в области градостроительства и оптимизировать работу органов местного самоуправления г. Нефтекамск Республики Башкортостан, уполномоченных в сфере градостроительной деятельности, что позволит повысить эффективность системы управления градостроительным развитием территории города.

 

Литература:

 

1          Градостроительный кодекс РФ

2          Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

3          Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

4      Дударев А. Эволюция ИСОГД. Цифровые технологии в управлении развитием территорией // On-line библиотека сайта Ассоциации компании «ГРАД». Режим доступа: URL: http://www.itpgrad.ru/node/135 (дата обращения: 10.05.2015 г.).

Основные термины (генерируются автоматически): нефтекамск, городской округ, область градостроительства, градостроительная деятельность, постановление Администрации ГО, услуга, муниципальная услуга, электронная форма, Башкортостан, жилое помещение.


Похожие статьи

Особенности муниципального управления сферой туризма на...

В организационной структуре Администрации ГО г. Уфа вопросами развития туризма занимается

Основные направления повышения эффективности системы управления градостроительным развитием малых городов на примере городского округа г. Нефтекамск.

Полномочия органов местного самоуправления в области...

Это обусловливает вовлечение деятельности в области градостроительства

местное самоуправление, градостроительная деятельность, полномочия, индивидуальный жилой дом, многоквартирный дом, земельный участок.

Задать вопрос. ФИО. Электронная почта.

Кратко о деятельности управления жилищно-коммунального...

- постановление администрации МО ГО «Усинск» № 1185 от 25.07.2012 г. «Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования городского округа «Усинск», а также услуг...

Проблемы и перспективы управления муниципальной...

Перепрофилируя свое имущество, муниципальные образования могли эластично реагировать на необходимости населения в той или иной услуге.

Говоря о городской среде, напомню, что с 1 января 2017 года вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс, которые...

Состояние жилищно-коммунального хозяйства в Республике...

Башкортостан, городской округ, Уфа Республики, услуга, гражданин платы, холодная вода, жилищное хозяйство, государственный жилищный надзор, Муниципальное унитарное предприятие, Единый расчетно-кассовый центр.

Каримов Ринат Фагимович — Информация об авторе

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан.

Основные направления повышения эффективности системы управления градостроительным развитием малых городов на примере городского округа г. Нефтекамск.

Анализ управления муниципальной собственностью г. Улан-Удэ

Поступления по найму жилых помещений составили 4.2 млн. руб. при плане 4 млн. руб. (103,7 %).

Анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании городской округ город Сургут.

Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.

Правовые и организационные проблемы реализации прав граждан...

Тюменская область, услуга, тюмень, градостроительство Администрации, служащий, Градостроительный кодекс РФ, региональный уровень, региональное значение, исполнительная власть, выдача разрешений.

Похожие статьи

Особенности муниципального управления сферой туризма на...

В организационной структуре Администрации ГО г. Уфа вопросами развития туризма занимается

Основные направления повышения эффективности системы управления градостроительным развитием малых городов на примере городского округа г. Нефтекамск.

Полномочия органов местного самоуправления в области...

Это обусловливает вовлечение деятельности в области градостроительства

местное самоуправление, градостроительная деятельность, полномочия, индивидуальный жилой дом, многоквартирный дом, земельный участок.

Задать вопрос. ФИО. Электронная почта.

Кратко о деятельности управления жилищно-коммунального...

- постановление администрации МО ГО «Усинск» № 1185 от 25.07.2012 г. «Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования городского округа «Усинск», а также услуг...

Проблемы и перспективы управления муниципальной...

Перепрофилируя свое имущество, муниципальные образования могли эластично реагировать на необходимости населения в той или иной услуге.

Говоря о городской среде, напомню, что с 1 января 2017 года вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс, которые...

Состояние жилищно-коммунального хозяйства в Республике...

Башкортостан, городской округ, Уфа Республики, услуга, гражданин платы, холодная вода, жилищное хозяйство, государственный жилищный надзор, Муниципальное унитарное предприятие, Единый расчетно-кассовый центр.

Каримов Ринат Фагимович — Информация об авторе

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан.

Основные направления повышения эффективности системы управления градостроительным развитием малых городов на примере городского округа г. Нефтекамск.

Анализ управления муниципальной собственностью г. Улан-Удэ

Поступления по найму жилых помещений составили 4.2 млн. руб. при плане 4 млн. руб. (103,7 %).

Анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании городской округ город Сургут.

Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.

Правовые и организационные проблемы реализации прав граждан...

Тюменская область, услуга, тюмень, градостроительство Администрации, служащий, Градостроительный кодекс РФ, региональный уровень, региональное значение, исполнительная власть, выдача разрешений.

Задать вопрос