Введение
Становление коммуникативных навыков — один из ключевых показателей психолингвистического становления ребёнка в раннем возрасте. Способность воспринимать, осмыслять и реагировать на речевое воздействие взрослого служит фундаментом для последующего овладения активной речью и формирования когнитивного развития. Особую значимость приобретает своевременное выявление возможных отклонений от нормативных показателей, что требует от педагогов и родителей чёткого ориентира — систематизированной картины возрастных этапов формирования понимания обращённой речи и коммуникации.
Проблема исследования заключается в противоречии между:
— объективной потребностью в чётком, структурированном ресурсе для оценки развития коммуникативных навыков;
— фрагментарностью и разнородностью существующих научных данных, затрудняющих их практическое применение.
Цель исследования — систематизировать данные о формировании компонентов коммуникации у детей 0–3 лет и разработать наглядную таблицу онтогенеза, позволяющую:
- отслеживать соответствие речевого развития возрастным нормам;
- выявлять возможные задержки на ранних этапах;
- планировать коррекционно‑развивающие мероприятия.
По Лепской Н. И. [4] акт коммуникации делится на:
- Превалирующий аспект (предметно- содержательный, фактический, эмоциональный);
- Виды общения (монолог, диалог);
- Средства осуществления акта коммуникации (невербальный, вербальный);
Развитие некоторых аспектов доречевой стадии коммуникации рассмотрим в таблице 1.
Таблица 1
Онтогенез развития коммуникативных навыков по Лепской Н. И. [4]
|
Доречевая стадия развития | |
|
0–2.6 мес |
Крик. В этот период у ребенка выступают в качестве коммуникации безусловно рефлекторные реакции, описанные выше. Но крик выступает в качестве коммуникации только у взрослого, который реагирует на данный призыв, т. к. у только родившегося ребенка нет установки на выражение своих чувств |
|
2.6–4 мес |
Гуление. 2- 3 мес. По К.Бюлеру [1], формируются симптомы положительного и отрицательного состояния ребенка. С 3х мес. Появляется первая социальная- реакция на общение с матерью |
|
4–6 мес |
Гуканье. Ребенок дает ответную реакцию матери в виде улыбки, эмоционального жеста, вокализации гуления. Эти проявления являются призывом к матери вступить с ним в эмоциональный контакт |
|
6–12мес |
Лепет |
|
Становление форм коммуникации | |
|
0–2.6 мес |
По Е. Н. Винарской [2], на этом этапе существует только монолог матери. Реакция ребенка- крик, который обусловлен двумя биологическими потребностями: пищевой и оборонительный |
|
2(2.6)-5(6) мес |
Все еще преобладает монолог матери, но (по К.Изард [3]), есть место полной ответной реакции адресата, например (по Выготскому), в виде общей двигательной активности |
|
5(6)-10(11) мес |
Происходит переход от монолога к диалогу. Ребенок чаще становится инициатором “коммуникации”. (По Носикову [5]) Появляются “лепетные монологи” |
|
(9)-12(14) мес |
Вокализации жесты, мимика как матери, так и ребенка приобретают собственно коммуникативную значимость. Ребенок отвечает на реплики взрослого адекватными предметными действиями |
|
Невербальные жестово- мимические средства | |
|
3–5 мес |
Развитие жестов Развитие звуковых невербальных средств Жесты- самоадаптивные движения, которые отражают эмоциональное состояние. Отрицательное состояние — многочисленные резкие, короткие и быстрые движения рук и ног; положительное эмоциональное состояние — те же движения, только плавные и медленные |
|
6–8 мес |
Ребенок овладевает практически всей мимикой отрицательных и положительных эмоциональных состояний, в результате чего у него складывается целостная система выражения переживаний |
|
8–10 мес |
Система произвольных (преднамеренных) жестов, прежде всего указательных |
|
Невербальные звуковые средства | |
|
8–12 мес |
Формирование эмоционально- субъективное отношение к окружающему, связанное с реакцией удовольствия или неудовольствия |
Вывод по таблице 1.
Таким образом, доречевая стадия играет важную роль в последующем формировании ребенка как личности: здесь закладываются основы не только его физиологического, но и социального, а также собственно языкового развития. От того, как прошел этот этап, чем обогатил ребенка, зависит его дальнейшая жизнедеятельность, прежде всего характер контактов с окружающими.
Рассмотрим речевую стадию развития коммуникации в таблице 2.
Таблица 2
|
Речевая стадия развития коммуникации ребенка | ||
|
10–18 мес |
Период перехода от лепета к речи. Накопление первоначальных знаний об окружающем. В действиях ребенка главное — показать свои эмоции и желание пообщаться со взрослым. Например, он может бросить игрушку, чтобы привлечь внимание, или потянуть к матери руки и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы, чтобы позвать ее. Ребенок быстро учится издавать звуки, что приводит к появлению междометий. Эти звуки связаны с эмоциями и значениями. Междометия начинают как звукоподражания и выражения чувств, а затем становятся более привычными для общения. Хотя они могут быть разными, каждое междометие имеет свое значение в конкретной культуре | |
|
Становление номинации и формирование ситуативного сообщения | ||
|
22–23 мес |
(По Боровскому и Кузнецову [6]) Используют глаголы в инфинитиве, чтобы обозначать действия. Эта форма помогает им выразить свои желания и описать действия других | |
|
2–3 года |
В этот период ребенок активно взаимодействует с окружающим миром, обращая внимание на объекты и их действия. Он начинает понимать связь между предметами и тем, что они делают, осознавая их как действующих субъектов. Так формируется субъектное значение | |
Выводы по таблице 2.
Таким образом, к началу третьего года жизни у ребенка уже можно наблюдать использование всей системы значений, которые передаются в русском языке через падежные формы: субъектные, объектные, обстоятельственные и определительные. Однако из-за отсутствия предлогов и путаницы с окончаниями эти способы передачи значений остаются довольно неразвитыми. Обычно название действия представлено в форме повелительного наклонения или инфинитива, а названия субъекта и объекта выражаются существительными в их начальной форме.
Заключение
Проведённое исследование позволяет сделать ряд принципиальных выводов о закономерностях онтогенеза коммуникативных навыков у детей в возрасте от 0 до 3 лет.
Во‑первых, доречевая стадия (от рождения до примерно 12–14 месяцев) действительно играет фундаментальную роль в становлении ребёнка как личности. На этом этапе:
— формируются базовые механизмы восприятия речевой информации;
— закладываются предпосылки для социального взаимодействия через невербальные средства коммуникации (взгляд, жесты, мимика, интонация);
— развивается слуховое внимание и способность к дифференциации речевых звуков;
— выстраивается эмоциональная связь со взрослыми, создающая основу для дальнейшего речевого диалога.
Качественное прохождение доречевой стадии напрямую определяет успешность последующего языкового развития и социальной адаптации ребёнка. Дефицит коммуникативного опыта на этом этапе может привести к задержкам в формировании активной речи и трудностям во взаимодействии с окружающими.
Во‑вторых, к началу третьего года жизниребёнок демонстрирует качественно новый уровень владения языковой системой. В частности, эмпирические наблюдения подтверждают, что к этому возрасту:
— осваивается семантико‑грамматическая структура предложения;
— активно используются все основные падежные формы русского языка (субъективные, обстоятельственные, определительные), что свидетельствует о понимании синтаксических отношений между словами;
— расширяется активный словарь и усложняется структура высказываний;
— появляется способность к построению многокомпонентных фраз, отражающих реальные ситуации и отношения.
Таким образом, период от 0 до 3 лет представляет собой интенсивный этап речевого онтогенеза, в ходе которого происходит постепенный переход от доречевых форм коммуникации к осознанному использованию языковых средств, формируется база для дальнейшего овладения грамматикой, лексикой и фонетикой родного языка, а также развивается способность к диалогу и пониманию обращённой речи как инструмента социального взаимодействия.
Литература:
- Бюлер К. Теория языка / К. Бюлер; пер. с нем. / общ. ред. и вступ. ст. Т. В. Юдиной. — М.: Прогресс, 1993. — 502 с.
- Винарская Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. — М.: АСТ, 2006. — 144 с.
- Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард; пер. с англ. — СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
- Лепская Н. И. Речевое развитие ребёнка / Н. И. Лепская. — М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 1997. — 134 с.
- Носиков С. М. Фонетика детского языка / С. М. Носиков. — М.: Наука, 1985. — 88 с.
- Борковский В. И., Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка / В. И. Борковский, П. С. Кузнецов. — М.: Высшая школа, 1965. — 512 с.

