Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование экспрессивной стороны речи у детей: теоретические аспекты и практические рекомендации

Педагогика
12.12.2025
6
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена развитию экспрессивной стороны речи у детей, рассматривая как теоретические основы, так и практические рекомендации для родителей и педагогов. Экспрессивная речь, включающая в себя умение выражать мысли, чувства и желания, является ключевым аспектом речевого развития и влияет на коммуникативные навыки ребенка. В статье описаны основные этапы формирования экспрессивной речи, начиная с предречевой активности и заканчивая сложносоставной речью. Также рассматриваются факторы, влияющие на развитие речи, такие как социальное окружение, индивидуальные особенности детей и роль взрослых. Практические рекомендации включают создание обогащенной речевой среды, использование игровых методик и индивидуальный подход к каждому ребенку. Заключение подчеркивает важность комплексного подхода к формированию экспрессивной речи, что способствует не только улучшению коммуникации, но и общему развитию личности ребенка. Статья может быть полезна для дальнейших исследований и практических разработок в данной области.
Библиографическое описание
Филичкина, Т. В. Формирование экспрессивной стороны речи у детей: теоретические аспекты и практические рекомендации / Т. В. Филичкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 653-655. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131414.


Введение

Экспрессивная речь является важным компонентом коммуникативной компетенции ребенка. Она включает в себя не только правильное произношение слов, но и способность строить грамматически правильные предложения, выражать свои мысли, чувства и желания. Формирование экспрессивной речи у ребёнка — это важная задача как для родителей, так и для педагогов, поскольку она напрямую влияет на коммуникативные навыки ребенка и его способность взаимодействовать с окружающим миром. В условиях современного общества, где коммуникация играет ключевую роль, формирование экспрессивной стороны речи у детей становится одной из актуальных задач работы коррекционных педагогов.

Проблема исследования заключается в недостаточном внимании к развитию экспрессивной речи у детей раннего возраста для более эффективного развития речевых навыков.

Цель статьи — теоретически обосновать и представить практическую систему работы по развитию экспрессивной стороны речи у детей; оказать помощь родителям в правильном понимании норм речевого развития у детей от рождения до школьного возраста.

Теоретические аспекты формирования экспрессивной стороны речи у детей :

Речь человека делится на две формы, рассмотрим это на таблице 1:

Таблица 1

Экспрессивная речь

Импрессивная речь

– устная речь

— письменная речь

– восприятие устной речи

— чтение (осознание написанного)

Понятия «экспрессивная речь» и «импрессивная речь» введены в научный обиход в рамках лингвистики и психолингвистики, однако конкретные авторы, которые бы первыми использовали эти термины, могут варьироваться в зависимости от контекста и области исследования.

А. Р. Лурия описывал экспрессивную речь, как процесс высказывания, который начинается с мотива высказывания, общей мысли, которая кодируется затем с помощью внутренней речи в речевые схемы, трансформирующиеся в развернутую речь на основе «порождающей» или «генеративной» грамматики [4].

Экспрессивная речь является активной формой речевой деятельности. Она включает произношение звуков, формирование слов и построение высказываний. Основные функции экспрессивной речи — передача информации и выражение эмоций [1].

Развитие указанной способности напрямую влияет на социальную адаптацию ребенка и его успешное взаимодействие с окружающими людьми.

Экспрессивная речь — это активное говорение, импрессивная — понимание обращенной к ребенку речи. Импрессивная функция развивается раньше: сначала малыш понимает простые слова, а затем учится их произносить. Нарушения вышеуказанных видов речевой функции могут проявляться независимо друг от друга.

Формирование экспрессивной речи у детей проходит в несколько этапов [7]:

– предречевой активности (0–1 год): на данном этапе дети начинают использовать жесты, мимику и звуки для общения;

– появления первых слов (1–2 года): появление первых слов и простых фраз. Дети начинают связывать слова с предметами и действиями;

– формирования фразовой речи (2–4 года): дети начинают строить простые предложения и развивают словарный запас;

– сложносоставной речи (4–7 лет): развитие более сложных предложений, расширение словарного запаса и умение выражать свои мысли.

Темпы развития индивидуальны для каждого ребенка, не всегда небольшие отклонения от норм будут указывать на нарушения. Однако значительные отклонения могут сигнализировать о необходимости обратиться к специалистам.

Развитие экспрессивной речи у детей — это сложный и многофакторный процесс, который зависит от различных условий и обстоятельств.

Рассмотрим подробнее основные аспекты , влияющие на данный процесс [2]:

1. Социально-культурные условия.

Важнейшую роль в развитии речевых навыков играет среда, в которой растет ребенок. Дети, окруженные богатым языковым контекстом, имеют больше возможностей для общения и взаимодействия с окружающими. Это включает в себя не только разговоры с родителями, но и общение со сверстниками, участие в различных социальных и культурных мероприятиях. В семьях, где активно читают книги, поют песни и обсуждают происходящее вокруг, дети, как правило, развивают свою речь быстрее. Кроме того, культурные традиции и обычаи могут влиять на выбор тем для общения и стиль речи.

2. Индивидуальные особенности ребенка.

Каждый ребенок уникален и его развитие может варьироваться в зависимости от множества индивидуальных факторов. Темп речевого развития может зависеть от темперамента ребенка — более активные и общительные дети, как правило, начинают говорить раньше и используют более разнообразный словарный запас. Уровень интеллекта также играет значительную роль (дети с высоким уровнем интеллекта могут быстрее осваивать новые слова и конструкции). Кроме того, наличие или отсутствие речевых и слуховых нарушений может существенно повлиять на способность к формированию экспрессивной речи.

3. Влияние родителей и педагогов.

Роль взрослых в жизни ребенка крайне важна. Активное участие родителей в речевом развитии включает в себя не только простое общение, но и использование различных методов обучения, таких как чтение книг, рассказывание историй, игры с использованием языка и развитие навыков слушания. Педагоги также играют ключевую роль в формировании речевых навыков у детей через организованные занятия, игры и другие образовательные активности. Создание поддерживающей и стимулирующей среды, где ребенок чувствует себя уверенно и комфортно, способствует более быстрому развитию его речевых навыков.

4. Эмоциональное состояние.

Эмоции играют важную роль в развитии экспрессивной речи. Дети, которые чувствуют себя счастливыми и уверенными в себе, чаще выражают свои мысли и чувства словами. Напротив, страх или неуверенность могут затруднять процесс общения. Поэтому важно создавать для ребенка атмосферу доверия и поддержки.

Практические рекомендации по формированию экспрессивной стороны речи у детей:

1. Создание речевой среды.

Одним из ключевых факторов в формировании экспрессивной речи является создание обогащенной речевой среды. В этой связи родителям и педагогам рекомендуется:

– чаще общаться с детьми, задавая открытые вопросы;

– читать детям книги и обсуждать прочитанное;

– поощрять детей к рассказам о своих впечатлениях и чувствах;

– хвалить ребенка за его попытки говорить, даже если он делает ошибки;

– не перебивать ребёнка и не завершать за него предложения.

2. Игровые методики.

Эффективным инструментом в развитии экспрессивной речи являются игровые методы [3]:

– организация игр, в том числе настольных, требующих вербальной коммуникации (например, «Угадай слово», «Асоциации» или «Скажи наоборот»);

– включение ролевых игр, где дети примеряют разные роли и учатся выражать свои мысли в различных ситуациях (например, игра в магазин, семью или путешествие) [5];

– применение сказкотерапии для формирования навыков повествования.

3. Использование музыки и песен.

Пение вместе с детьми детских песен и потешек способствует запоминанию слов и развитию ритма речи.

4. Использование технологий.

Применение современных приложений и игр, направленных на развитие речи и языка.

5. Индивидуальный подход.

Каждый ребенок уникален и подход к его речевому развитию должен быть индивидуальным. В первую очередь специалистам и родителям рекомендуется:

– оценить уровень речевого развития, выявить сильные и слабые стороны;

– разработать индивидуальный план занятий с учетом интересов ребенка;

– включать в занятия те элементы, которые нравятся ребенку (музыка, рисование, движение).

Заключение

Формирование экспрессивной стороны речи у детей — сложный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода, включающий в себя организацию взаимодействия множества факторов и условий: социально-культурных, индивидуальных особенностей ребенка, влияния взрослых, эмоционального состояния и прочее. Все элементы взаимосвязаны и могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование речевых навыков. Понимание этих аспектов поможет родителям и педагогам более эффективно поддерживать детей в их речевом развитии. Важно помнить, что успешное развитие экспрессивной речи способствует не только улучшению коммуникационных навыков, но и общему развитию личности ребенка.

Литература:

  1. Бурова Т. И. (2021 г.). Речевое развитие детей: теория и практика. г. Москва: Издательство «Просвещение».
  2. Власова Н. А. (2020 г.). Речевое развитие детей дошкольного возраста: теоретические аспекты и практические рекомендации. г. Москва: Издательство «Наука».
  3. Лебедева О. В., Федорова Н. А. (2020 г.). Игровые методы в логопедии: практическое руководство. г. Санкт-Петербург: Издательство «Книга».
  4. Лурия А. Р. (1973 г.). Основы нейропсихологии. г. Москва: Наука.
  5. Петрова Е. В., Сидорова И. А. (2019 г.). Игровые технологии в логопедической практике. г. Санкт-Петербург: Издательство «Петрополис».
  6. Смирнова Т. Ю. (2021 г.). Формирование речевой активности у детей: от теории к практике. г. Екатеринбург: Издательство «Урал».
  7. Соловьев А. П. (2019 г.). Развитие речи у детей: от раннего возраста до школьного. г. Екатеринбург: Издательство «Урал».
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 653-655):
Часть 10 (стр. 653-721)
Расположение в файле:
стр. 653стр. 653-655стр. 721

Молодой учёный