Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль игры в становлении базовых коммуникативных навыков у детей раннего возраста

Педагогика
Препринт статьи
14.12.2025
Поделиться
Аннотация
Статья раскрывает значимость и важность игры у детей раннего возраста (1–3 лет). В статье предоставлен анализ онтогенеза развития игровых навыков ее эпохи и этапы. Методология исследования базируется на основе трудов современных авторов из области педагогики, коммуникации и логопедии, посвященных вопросам о значимости игры и коммуникации у детей раннего возраста.
Библиографическое описание
Шкоян, Л. П. Роль игры в становлении базовых коммуникативных навыков у детей раннего возраста / Л. П. Шкоян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131515.


Практическая значимость

Статья будет полезна для воспитателей детских садов, логопедов, дефектологов, игровых терапевтов и других специалистов, работающих с детьми раннего возраста.

Введение

Игра — ведущий вид деятельности, с помощью которого малыши с самого раннего возраста учатся и познают окружающий мир, посредством изучения различных предметов, с помощью эмоционально-значимого взрослого. Именно через игру дети учатся коммуникации поэтому основная задача близкого взрослого не упустить возможность помочь ребенку познакомиться с окружающим миром и научить его взаимодействовать с этим миром.

Проблема исследования заключается в том, что у детей, испытывающих дефицит игрового взаимодействия со взрослым в раннем возрасте, приводит к коммуникативным трудностям.

Цель исследования — провести анализ литературы на тему исследования и разработать таблицы игровых эпох и этапов у детей раннего возраста 1–3 лет, которая позволит грамотно оценивать уровень игровых навыков на каждом возрастном этапе малыша.

Коммуникация — это умение создавать и поддерживать разговор между двумя и более людьми, независимо от того используют ли собеседники вербальную речь или невербальную.

Рассматривая коммуникацию у детей раннего возраста, то можно обратить внимание на то, что малыши коммуницируют несколько иначе, они подают различные сигналы как вербальные: звуки, образы слов, так и невербальные: взгляд, улыбка, жесты и даже эмоции. Основной задачей близкого взрослого стать эмоционально значимым и приятным для малыша и научиться чувствовать эти сигналы. [3]

В книге Салли Роджерс, Лори А. Висмара «Развиваем коммуникацию и игру малыша», авторы подробно описывают как определить те или иные сигналы малыша для эффективного развития коммуникации, а также игры. [4]

Игра — это ведущий вид деятельности у ребенка, с помощью которого он познает окружающий мир, развивает воображение, мышление и речь. Так автор книги «Играючи» В. Антонова дает следующее определение: «…игра — способ маленького ребенка жить эту жизнь, способ родителей любить своего ребенка еще больше, это способ наладить коммуникацию, улучшить подражание и развить эмоциональный интеллект…». [1]

Для каждого возраста есть свои игровые эпохи и этапы, где закладываются базовые навыки формирования коммуникативного взаимодействия между малышом и взрослым.

В книге И. Ю. Захаровой, Е. В. Моржиной «Игровая педагогика», авторы предоставляют три игровые эпохи [2], которые можно представить в виде таблицы. Рассмотрим таблицу 1.

Таблица 1

Игровые эпохи

Эпоха

Возраст

Формирующие коммуникативные навыки

I. Начало формирования отношений с близкими, с окружающим миром и обнаружение себя через диалог с ними

От рождения до одного года

- малыш устанавливает близкие отношения со взрослым;

— малыш начинает исследовать окружающую среду через игру со взрослым;

— малыш подает различные знаки и сигналы (мимика и жесты) взрослому о своем дискомфорте и комфорте, что уже является своего рода диалогом;

— появляются первые социальные игры совместно со взрослым;

— начинает формироваться разделенное и совместное внимание с эмоционально значимым взрослым;

— малыш активно начинает исследовать свойства окружающих предметов с помощью взрослого

II. Освоение физического пространства и формирование границ с миром. Появление своего «собственного»

От одного года до трех лет

- малыш получает эмоциональное удовлетворение от совместной игры со взрослым;

— активно формируется речевая активность через различные виды деятельности, в том числе и через игру;

— формируется мотивация к социальному взаимодействию со взрослым;

— активно начинает формироваться имитация и подражание за взрослым и сверстниками;

— у малыша расширяется сенсорный опыт от совместных сенсорных игр;

— формируется предметно-практическая игра с предметами и пространством;

— появляются первые символические игры

III. Осознание собственного мира эмоций и желаний, своего внутреннего мира, освоение систем взаимосвязей, появление регуляции собственного поведения на основе правил

От трех до семи лет

- появляются совместные сюжетно-ролевые игры со взрослым или сверстниками;

— ребенок начинает играть по правилам других и устанавливать свои правила, ребенок учится договариваться со взрослым или сверстником в совместных играх;

— бурно развивается воображение

Нас в большей степени интересуют те навыки, которые формируются в I и II игровую эпоху. Именно в этом возрасте закладываются базовые коммуникативные навыки у малыша. Важно не упустить момент и поддержать малыша, когда он начинает проявлять первые коммуникативные сигналы, которые в дальнейшем помогут сформировать близкие отношения, с окружающим миром. А также быть рядом чтобы помочь сформировать у ребенка те, коммуникативные навыки, которые поспособствуют освоению физического пространства и сформирует границы с окружающим миром.

Таким образом, для благополучного развития и своевременного освоения различных навыков, в том числе и коммуникативных, малышу необходимо пройти через все игровые эпохи с эмоционально значимым взрослым.

Автор книги «ИГРАЮЧИ. Сказ о том, как научить играть любого ребенка» В. Антонович выделяет 4 этапа игры [1], рассмотрим таблицу 2.

Таблица 2

Игровые этапы

Этап

Возраст

Характеристика

I. Сенсорная игра

До 1.5 лет

Начальный уровень игры малыша. Сенсорные игры включают в себя совместную деятельность, которая стимулирует органы чувств у малыша (слух, обоняние, тактильные ощущения, вкус, зрение). В сенсорных играх можно использовать различный сенсорный материал (тактильный песок, вода, пластилин, сыпучие крупы и т. д.).

На данном этапе важно поддерживать эмоциональный контакт (улыбка, взгляд в глаза и т. д.) и подкреплять в ответ вокализации малыша, тем самым показывая малышу, что Вам с ним интересно и весело! Таким образом создается диалог между взрослым и малышом

II. Манипулятивная. Функциональная игра

До 3-х лет

Второй и важный этап игры в деятельности малыша, где с помощью предметов он познает окружающую среду, свойства и функции предметов, активно развивается имитация с предметами и т. д. на данном этапе игры важно подобрать «правильные» игрушки, подходящие по возрасту малыша. Задача взрослого научить ребенка пользоваться этими игрушками, показать, что кубики не только можно выстраивать в ряд, но и кидать их, стучать ими друг об друга и т. д. Также важно помнить о развитии речи в процессе игр и эмоциональной связи между взрослым и малышом.

III. Сюжетная игра

До 4-х лет

Этапы включают в себя деятельность детей, где они примеряют на себе другие роли (взрослых или животных, каких-то персонажей из мультфильмов и т. д.). Здесь ребенок проявляет свое воображение, творчество, навыки выстраивания диалога, учится соблюдать правила и играть в коллективе со сверстниками

IV. Ролевая игра, игра с воображением

От 4-х лет

Исходя из анализа особенностей и важности игровых этапов, можно утверждать, что, помогая ребенку на каждом этапе игры, мы способствуем качественному и своевременному формированию различных навыков, в частности и коммуникативных.

Заключение

Своевременно пройденные игровые этапы является критерием успеха в формировании коммуникации у детей раннего возраста.

Важно помнить, что при взаимодействии с малышом любого возраста, необходимо уметь чувствовать и видеть моменты, когда малыш проявляет низкую мотивацию к совместному взаимодействию. Во избегании формирования негативных эмоций у малыша ко взрослому, такие моменты необходимо давать малышу паузу, делать перерывы. Так как нам важно, чтобы между взрослым и ребенком сформировались положительные эмоциональные связи.

Литература:

  1. Антонович В. Играючи! Сказ о том, как научить играть любого ребёнка. / под общей редакцией М. Кузьмицкой. — Москва: ИП Толкачев, 2023. — 88 с.
  2. Захарова, И. Ю. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр / И. Ю. Захарова, Е. В. Моржина. — М.: Теревинф, 2018. — 152 с.
  3. Роджерс, С. Дж. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться / Салли Дж. Роджерс, Джеральдин Доусон, Лори А. Висмара; [пер. с англ. В. Дегтяревой]. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. — 416 с.
  4. Салли Дж. Роджерс, Лори А. Висмара Развиваем коммуникацию и игру малыша. Москва, 2024.
  5. Гринспен С. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гриспен, С. Уидер. — 6-е изд., М.: Теревинф, 2023. — 513 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный