Практическая значимость
Статья будет полезна для воспитателей детских садов, логопедов, дефектологов, игровых терапевтов и других специалистов, работающих с детьми раннего возраста.
Введение
Игра — ведущий вид деятельности, с помощью которого малыши с самого раннего возраста учатся и познают окружающий мир, посредством изучения различных предметов, с помощью эмоционально-значимого взрослого. Именно через игру дети учатся коммуникации поэтому основная задача близкого взрослого не упустить возможность помочь ребенку познакомиться с окружающим миром и научить его взаимодействовать с этим миром.
Проблема исследования заключается в том, что у детей, испытывающих дефицит игрового взаимодействия со взрослым в раннем возрасте, приводит к коммуникативным трудностям.
Цель исследования — провести анализ литературы на тему исследования и разработать таблицы игровых эпох и этапов у детей раннего возраста 1–3 лет, которая позволит грамотно оценивать уровень игровых навыков на каждом возрастном этапе малыша.
Коммуникация — это умение создавать и поддерживать разговор между двумя и более людьми, независимо от того используют ли собеседники вербальную речь или невербальную.
Рассматривая коммуникацию у детей раннего возраста, то можно обратить внимание на то, что малыши коммуницируют несколько иначе, они подают различные сигналы как вербальные: звуки, образы слов, так и невербальные: взгляд, улыбка, жесты и даже эмоции. Основной задачей близкого взрослого стать эмоционально значимым и приятным для малыша и научиться чувствовать эти сигналы. [3]
В книге Салли Роджерс, Лори А. Висмара «Развиваем коммуникацию и игру малыша», авторы подробно описывают как определить те или иные сигналы малыша для эффективного развития коммуникации, а также игры. [4]
Игра — это ведущий вид деятельности у ребенка, с помощью которого он познает окружающий мир, развивает воображение, мышление и речь. Так автор книги «Играючи» В. Антонова дает следующее определение: «…игра — способ маленького ребенка жить эту жизнь, способ родителей любить своего ребенка еще больше, это способ наладить коммуникацию, улучшить подражание и развить эмоциональный интеллект…». [1]
Для каждого возраста есть свои игровые эпохи и этапы, где закладываются базовые навыки формирования коммуникативного взаимодействия между малышом и взрослым.
В книге И. Ю. Захаровой, Е. В. Моржиной «Игровая педагогика», авторы предоставляют три игровые эпохи [2], которые можно представить в виде таблицы. Рассмотрим таблицу 1.
Таблица 1
Игровые эпохи
|
Эпоха |
Возраст |
Формирующие коммуникативные навыки |
|
I. Начало формирования отношений с близкими, с окружающим миром и обнаружение себя через диалог с ними |
От рождения до одного года |
- малыш устанавливает близкие отношения со взрослым; — малыш начинает исследовать окружающую среду через игру со взрослым; — малыш подает различные знаки и сигналы (мимика и жесты) взрослому о своем дискомфорте и комфорте, что уже является своего рода диалогом; — появляются первые социальные игры совместно со взрослым; — начинает формироваться разделенное и совместное внимание с эмоционально значимым взрослым; — малыш активно начинает исследовать свойства окружающих предметов с помощью взрослого |
|
II. Освоение физического пространства и формирование границ с миром. Появление своего «собственного» |
От одного года до трех лет |
- малыш получает эмоциональное удовлетворение от совместной игры со взрослым; — активно формируется речевая активность через различные виды деятельности, в том числе и через игру; — формируется мотивация к социальному взаимодействию со взрослым; — активно начинает формироваться имитация и подражание за взрослым и сверстниками; — у малыша расширяется сенсорный опыт от совместных сенсорных игр; — формируется предметно-практическая игра с предметами и пространством; — появляются первые символические игры |
|
III. Осознание собственного мира эмоций и желаний, своего внутреннего мира, освоение систем взаимосвязей, появление регуляции собственного поведения на основе правил |
От трех до семи лет |
- появляются совместные сюжетно-ролевые игры со взрослым или сверстниками; — ребенок начинает играть по правилам других и устанавливать свои правила, ребенок учится договариваться со взрослым или сверстником в совместных играх; — бурно развивается воображение |
Нас в большей степени интересуют те навыки, которые формируются в I и II игровую эпоху. Именно в этом возрасте закладываются базовые коммуникативные навыки у малыша. Важно не упустить момент и поддержать малыша, когда он начинает проявлять первые коммуникативные сигналы, которые в дальнейшем помогут сформировать близкие отношения, с окружающим миром. А также быть рядом чтобы помочь сформировать у ребенка те, коммуникативные навыки, которые поспособствуют освоению физического пространства и сформирует границы с окружающим миром.
Таким образом, для благополучного развития и своевременного освоения различных навыков, в том числе и коммуникативных, малышу необходимо пройти через все игровые эпохи с эмоционально значимым взрослым.
Автор книги «ИГРАЮЧИ. Сказ о том, как научить играть любого ребенка» В. Антонович выделяет 4 этапа игры [1], рассмотрим таблицу 2.
Таблица 2
Игровые этапы
|
Этап |
Возраст |
Характеристика |
|
I. Сенсорная игра |
До 1.5 лет |
Начальный уровень игры малыша. Сенсорные игры включают в себя совместную деятельность, которая стимулирует органы чувств у малыша (слух, обоняние, тактильные ощущения, вкус, зрение). В сенсорных играх можно использовать различный сенсорный материал (тактильный песок, вода, пластилин, сыпучие крупы и т. д.). На данном этапе важно поддерживать эмоциональный контакт (улыбка, взгляд в глаза и т. д.) и подкреплять в ответ вокализации малыша, тем самым показывая малышу, что Вам с ним интересно и весело! Таким образом создается диалог между взрослым и малышом |
|
II. Манипулятивная. Функциональная игра |
До 3-х лет |
Второй и важный этап игры в деятельности малыша, где с помощью предметов он познает окружающую среду, свойства и функции предметов, активно развивается имитация с предметами и т. д. на данном этапе игры важно подобрать «правильные» игрушки, подходящие по возрасту малыша. Задача взрослого научить ребенка пользоваться этими игрушками, показать, что кубики не только можно выстраивать в ряд, но и кидать их, стучать ими друг об друга и т. д. Также важно помнить о развитии речи в процессе игр и эмоциональной связи между взрослым и малышом. |
|
III. Сюжетная игра |
До 4-х лет |
Этапы включают в себя деятельность детей, где они примеряют на себе другие роли (взрослых или животных, каких-то персонажей из мультфильмов и т. д.). Здесь ребенок проявляет свое воображение, творчество, навыки выстраивания диалога, учится соблюдать правила и играть в коллективе со сверстниками |
|
IV. Ролевая игра, игра с воображением |
От 4-х лет |
Исходя из анализа особенностей и важности игровых этапов, можно утверждать, что, помогая ребенку на каждом этапе игры, мы способствуем качественному и своевременному формированию различных навыков, в частности и коммуникативных.
Заключение
Своевременно пройденные игровые этапы является критерием успеха в формировании коммуникации у детей раннего возраста.
Важно помнить, что при взаимодействии с малышом любого возраста, необходимо уметь чувствовать и видеть моменты, когда малыш проявляет низкую мотивацию к совместному взаимодействию. Во избегании формирования негативных эмоций у малыша ко взрослому, такие моменты необходимо давать малышу паузу, делать перерывы. Так как нам важно, чтобы между взрослым и ребенком сформировались положительные эмоциональные связи.
Литература:
- Антонович В. Играючи! Сказ о том, как научить играть любого ребёнка. / под общей редакцией М. Кузьмицкой. — Москва: ИП Толкачев, 2023. — 88 с.
- Захарова, И. Ю. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр / И. Ю. Захарова, Е. В. Моржина. — М.: Теревинф, 2018. — 152 с.
- Роджерс, С. Дж. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться / Салли Дж. Роджерс, Джеральдин Доусон, Лори А. Висмара; [пер. с англ. В. Дегтяревой]. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. — 416 с.
- Салли Дж. Роджерс, Лори А. Висмара Развиваем коммуникацию и игру малыша. Москва, 2024.
- Гринспен С. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гриспен, С. Уидер. — 6-е изд., М.: Теревинф, 2023. — 513 с.

