Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Эмоционально-волевые особенности детей с задержкой психического развития

Психология
Препринт статьи
07.12.2025
Поделиться
Аннотация
специально организованной педагогической деятельности для успешного эмоционального развития младших школьников с ЗПР. Выделены основные направления работы и педагогические условия, которые способствуют развитию эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития. Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, эмоциональное развитие, младший школьный возраст, задержка психического развития, педагогические условия.
Библиографическое описание
Зубкова, Т. В. Эмоционально-волевые особенности детей с задержкой психического развития / Т. В. Зубкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/131075.


The article examines the characteristics of the emotional and volitional sphere of children with delayed mental development. The issue of the need for specially organized pedagogical activities to ensure successful emotional development of primary school children with DMD is raised. The main areas of work and pedagogical conditions that contribute to the development of the emotional sphere of primary schoolchildren with delayed mental development are identified.

Keywords: emotional and volitional sphere, emotional development, primary school age, delayed mental development, pedagogical conditions.

В последние годы наблюдается стабильное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых значительную часть составляют учащиеся с задержкой психического развития (ЗПР). Изучение особенностей их развития, подбор эффективных методов педагогического воздействия и определение оптимальных условий коррекционно-развивающей работы являются актуальными направлениями деятельности педагогов и психологов.

Эмоционально-волевая сфера играет ключевую роль в становлении личности, однако у детей с ЗПР она развивается своеобразно, что обусловливает необходимость целенаправленной педагогической поддержки.

Младшим школьникам с задержкой психического развития свойственны перепады настроения, быстрая утомляемость, эмоциональная нестабильность и элементы инфантилизма. Уровень развития волевых качеств у них, как правило, низкий, что затрудняет контроль над собственными эмоциональными состояниями [9, с. 301]. Несмотря на внешнюю жизнерадостность, эмоциональное перенапряжение нередко негативно влияет на формирование психики.

Дети с ЗПР чаще выражают чувства невербально (улыбкой, жестами), испытывают затруднения при переносе усвоенных действий в новую ситуацию, проявляют сложности в организации поведения [4, с. 175].

Учащиеся с ЗПР нередко плохо ориентируются в нравственно-этических нормах, проявляют излишнюю фамильярность и не всегда соблюдают социальную дистанцию со взрослыми. Их поведение отличается поверхностностью и неустойчивостью, а повышенная внушаемость и стремление к подражанию могут осложнять воспитательный процесс [10, с. 280].

Поэтому от педагога требуется внимание к эмоциональному развитию ребёнка с первых дней школьного обучения.

Важнейшими направлениями педагогической работы являются:

  1. Развитие интереса к людям;
  2. Формирование коммуникативности и умения анализировать опыт общения;
  3. Обучение навыкам контроля эмоций и предупреждения конфликтов [2, с. 178].

Недостаточная сформированность подобных навыков приводит к трудностям в эмоциональной регуляции.

Особое значение имеет эмоциональное взаимодействие внутри системы «учитель — ученик». Педагогу важно учитывать эмоциональный фон семьи школьника, особенности взаимодействия ребёнка с родителями [6, с. 277].

Эмоционально окрашенную информацию ученики с ЗПР усваивают лучше, чем нейтральную. Поэтому важно вызывать у ребёнка определённые чувства в процессе обучения, погружая его в эмоциональный контекст изучаемого материала [7, с. 211].

Уроки художественно-эстетического цикла и физической культуры создают благоприятные условия для развития эмоций детей с ЗПР [8, с. 482]. Одним из ведущих методов является имитация различных эмоциональных состояний, позволяющая формировать такие чувства, как эмпатия, благодарность, отзывчивость, доверие и др.

Эффективность воспитания зависит от сочетания доброжелательности и требовательности педагога [2, с. 178].

Игровые методы обладают высокой коррекционной результативностью, поскольку позволяют создавать эмоционально насыщенные ситуации. В самостоятельной игре дети с ЗПР нередко бывают организованными и активными [5, с. 189].

Сюжетно-ролевые и игровые формы с правилами помогают:

— формировать социальные эмоции;

— развивать нравственные качества;

— улучшать межличностное взаимодействие;

— моделировать значимые жизненные ситуации.

Однако многие дети с ЗПР испытывают трудности в сюжетно-ролевых играх, поскольку недостаточно понимают особенности поведенческих моделей персонажей. Грамотные педагогические комментарии позволяют облегчить этот процесс и сгладить трудности общения [10, с. 280].

Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся с ЗПР должно строиться на сочетании личностного и когнитивного компонентов.

Важными направлениями работы являются:

— формирование интереса к собственной личности;

— расширение представлений о социуме;

— развитие социальных эмоций и высших чувств;

— обучение распознаванию эмоций по мимике, жестам, позам;

— обучение определению собственной позиции в межличностных взаимодействиях [7, с. 211].

Эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития зависит от множества факторов, однако ведущую роль играют грамотно организованные педагогические условия. Создание эмоционально поддерживающей, содержательной и развивающей образовательной среды позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы и способствует гармоничному становлению личности младшего школьника с ЗПР.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.
  2. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребёнок к школе? М.: Знание, 2006.
  3. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Просвещение, 2006.
  4. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
  5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. М.: КноРус, 2008.
  6. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Просвещение, 1992.
  7. Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М.: Просвещение, 2002.
  8. Зеленкова И. В., Сигачёва-Римская А. А. Развитие изобразительных умений и навыков у младших школьников с ЗПР… Коломна: ГСГУ, 2018.
  9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М.: Педагогика, 2008.
  10. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. М.: Школьная пресса, 2008.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный