В статье описаны результаты исследования уровня эмоционального интеллекта у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР), на основе чего сформулированы психолого-педагогические условия, необходимые для создания благоприятной среды в дошкольных образовательных организациях (ДОО), включая организацию культурно-досуговой деятельности и взаимодействие с родителями.
Ключевые слова: дошкольное образование, эмоциональный интеллект, культурно-досуговая деятельность.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) акцентирует внимание на необходимости развития эмоциональной сферы дошкольников. В данном контексте эмоциональный интеллект анализируется как способность детей осознавать свои эмоции и управлять ими. Важным аспектом является также умение ребёнка учитывать эмоциональное состояние окружающих взрослых. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее ФОП ДО) в соответствии с ФГОС ДО формулируются следующие задачи развития эмоционального интеллекта дошкольников: поддержка позитивного эмоционального состояния; расширение знаний об эмоциях человека; развитие умений понимать эмоции сверстников и окружающих взрослых;
Создание психолого-педагогических условий для развития эмоционального интеллекта в дошкольных образовательных организациях (ДОО) предполагает учет: особенностей развития детей с ЗПР, структурных компонентов и данных диагностики уровня развития эмоционального интеллекта. Известно, что дети дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) испытывают трудности не только в освоении образовательной программы, но и в развитии эмоционального интеллекта. В рамках нашего исследования были рассмотрены различные подходы к развитию эмоционального интеллекта дошкольников. Так, согласно мнению А. О. Куракиной, эмоциональный интеллект включает три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий [3]. Выделение данных компонентов, по нашему мнению, соответствует задачам развития эмоционального интеллекта, обозначенным в Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Когнитивный компонент соответствует второй задаче развития эмоционального интеллекта по ФОП ДО. Эмоциональный компонент отражает четвёртую задачу по ФОП ДО. Поведенческий компонент имплицитно представлен во всех задачах, но в наибольшей степени соответствует первой задаче развития эмоционального интеллекта, так как предполагает развитие умения правильно выражать свои эмоции вербальными и невербальными средствами и регулировать их.
У детей с ЗПР отмечается эмоциональное недоразвитие. Для создания психолого-педагогических условий развития эмоционального интеллекта детей с ЗПР необходима правильная организация диагностики развития эмоционального интеллекта данной категории дошкольников. Для оценки развития эмоционального интеллекта дошкольников с ЗПР целесообразно использовать простые, предпочтительно невербальные методики диагностики. Диагностика проводится психологом в несколько этапов и отражает уровни развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.
В рамках педагогического исследования была проведена комплексная диагностика для выявления уровней развития эмоционального интеллекта дошкольников с ЗПР. В диагностическом исследовании приняли участие восемь детей в возрасте от 5 до 7 лет из группы компенсирующей направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 75» г. Чита. Диагностическая методика «Соотнеси картинки» и тестирование позволили определить уровни развития когнитивного компонента [4]. Тестирование С. В. Велиевой «Паровозик» отразило уровни развития эмоционального компонента [1]. «Мимический тест» психолога К. Э. Изарда позволил оценить уровни развития поведенческого компонента [2]. Результаты диагностики были распределены по трём уровням: низкий (1 балл), средний (2 балла) и высокий (3 балла).
У дошкольников с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта наблюдаются следующие умения: хорошее понимание своих эмоций и эмоций окружающих; способность описывать свои чувства и чувства других людей, осознания и анализ эмоциональных состояний; проявление эмпатии и сочувствия других детей; адекватная реакция на эмоциональные состояния окружающих; адекватное выражение и регулирование своих эмоциональных состояний; управление своим поведением в эмоционально напряжённых ситуациях.
Дошкольники, находящиеся на среднем уровне развития эмоционального интеллекта, понимают свои эмоции и эмоции окружающих; могут описывать свои чувства, но иногда испытывают трудности с анализом эмоциональных состояний; справляются с задачами на осознание эмоций, но требуют дополнительной поддержки и объяснений; проявляют эмпатию, но не всегда могут правильно интерпретировать эмоции других; реагируют на эмоциональные состояния окружающих, но иногда их реакции могут быть неадекватными; могут выражать свои эмоции, но иногда делают это неадекватно; проявляют умеренную степень самоконтроля, но в стрессовых ситуациях могут терять контроль над своим поведением.
Низкий уровень развития эмоционального интеллекта проявляется в значительных трудностях с пониманием своих эмоций и эмоций окружающих, неумении описывать свои чувства и чувства других людей, низкой степень эмпатии и сочувствия, неадекватной реакции на эмоциональные состояния окружающих, низкой степени самоконтроля и контроля над своим поведением.
Количественные данные диагностики развития компонентов эмоционального интеллекта дошкольников с ЗПР
Когнитивный компонент |
Эмоциональный компонент |
Поведенческий компонент |
Итого | ||
Методика «Соотнеси картинки» |
Тест |
«Паровозик» (С. В. Велиева) |
«Мимический тест» (К. Э. Изард) | ||
Добромир |
3 |
2 |
1 |
2 |
8 |
Марк П |
2 |
2 |
4 |
2 |
10 |
Тимофей К |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
Мирослава |
1 |
1 |
4 |
1 |
7 |
Даниил Ч |
3 |
1 |
2 |
2 |
8 |
Мария В |
2 |
3 |
1 |
2 |
8 |
Матвей Д |
3 |
4 |
2 |
2 |
11 |
Анатолий К |
2 |
3 |
4 |
2 |
11 |
17 |
17 |
20 |
14 |
Результаты комплексной диагностики свидетельствуют о том, что компоненты эмоционального интеллекта у каждого ребёнка развиты неоднородно. Психологами и педагогами ДОО отмечается, что именно ориентация на эмоциональное состояние взрослого в дошкольном возрасте является ключевой для гармоничного развития ребёнка.
В детском саду были созданы психолого-педагогические условия для развития эмоционального интеллекта дошкольников с ЗПР. Психолого-педагогические условия были разделены на две группы: создание позитивного эмоционального настроя в процессе организованной образовательной деятельности; создание условий при организации культурно-досуговой деятельности. Для реализации первой группы условий для педагогов старших и подготовительных групп психологом был проведён семинар на тему «Особенности эмоционального интеллекта детей с ЗПР». Также была проведена консультация по теме «Методы и приёмы развития эмоционального интеллекта детей с ЗПР».
В данной статье мы более подробно останавливаемся на второй группе условий. Программа культурно-досуговой деятельности позволяет создать данные условия. Посещение театрализованных представлений даёт возможность детям передавать эмоции героев, управлять своим эмоциональным состоянием. Занятия по театрализованной деятельности способствуют развитию эмоционального интеллекта. В процессе реализации программы культурно-досуговой деятельности педагогическим коллективом создаются следующие условия:
- Программа мероприятий должна сочетаться с тематикой основной образовательной программы с учётом календарно-тематического планирования и возрастных возможностей детей.
- Программа должна включать в себя различные виды культурно-досуговых мероприятий: творческие занятия, музыкальные игры, театрализованные постановки и многое другое. Занятия по подготовке к мероприятиям должны проходить в игровой форме.
- Использование интерактивных технологий в программе приветствуется, так как они обеспечивают более тесное взаимодействие между педагогами и детьми.
- Сценарии всех мероприятий должны быть ориентированы на комплексное развитие эмоционального интеллекта и учитывать все его компоненты.
- Тематический материал сценария должен быть знаком детям, что позволяет ребёнку более ярко проявлять положительные эмоции.
- На всех этапах реализации программы важно учитывать индивидуальные потребности и способности каждого ребёнка.
- Занятия и культурно-досуговые мероприятия в ДОО желательно проводить совместно с психологом, внося необходимые коррективы.
- Организовать сотрудничество с родителями, включая их в процесс реализации программы, предоставление рекомендаций психолога и педагогов.
Данные условия при создании и реализации программы мероприятий с использованием средств культурно-досуговой деятельности способствуют развитию компонентов эмоционального интеллекта дошкольников с ЗПР. Структурированная программа помогает детям осознавать свои эмоции, понимать, как они влияют на поведение и отношения с окружающими взрослыми. Тесное непринуждённое взаимодействие с другими детьми в рамках программы даёт возможность формировать социальные навыки, а также устанавливать контакты, сотрудничать и разрешать конфликты.
При создании благоприятных условий для развития эмоционального интеллекта у детей с ЗПР снижается уровень тревожности, формируется способность к эмоциональной саморегуляции. Особую важность в процессе реализации программы культурно-досуговой деятельности приобретает понимание, что каждый дошкольник требует индивидуального подхода и внимания.
Литература:
- Велиева, С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / С. В. Велиева. — Санкт-Петербург: Речь, 2005. — 240 с. c. — Текст: непосредственный.
- Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. — СПб.: Питер, 2012. — 464 с. — Текст: непосредственный.
- Куракина, О. А. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников / О. А. Куракина — Текст: непосредственный // Фундаментальные исследования. — 2013. — № № 11–3. — С. С. 546–550.
- Ошкина, А. А. Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников / А. А. Ошкина, И. Г. Цыганкова. — М.: Центр педагогического образования, 2015. — 128 с. — Текст: непосредственный.