The article examines the problem of professional burnout among teachers, which is often found among specialists of various age categories and specializations. The researcher concludes that it is necessary to develop a program to prevent this phenomenon, convenient for testing and analysis. The article presents the results of diagnostics of the level of professional burnout among teachers before and after the implementation of the prevention program, as well as draws conclusions about its effectiveness.
Keywords: professional burnout, teachers, school, prevention program, stress, prevention, overcoming, professional destruction, emotional exhaustion, depersonalization, emotional stability, student engagement.
Профессиональное выгорание и стресс, возникающие в результате высоких нагрузок, требований ФГОС и бюрократической рутины, отрицательно сказываются на качестве образования и здоровье педагогов [4]. В условиях российской системы образования, где педагогическая деятельность часто становится причиной эмоционального и физического истощения, проблема профессионального выгорания требует особого внимания со стороны исследователей и практиков.
Базой для экспериментальных исследований выступал педагогический коллектив МАОУ «СОШ № 12» г. Алапаевска Свердловской области. Исследование дало возможность выявить факторы, способствующие возникновению профессионального выгорания, его последствия для педагогической деятельности и здоровья.
Автором разработана программа по профилактике и преодолению профессиональных деструкций. Цель программы профилактики профессионального выгорания педагогов заключалась в создании условий для повышения уровня их психологического комфорта, эмоциональной устойчивости и профессионального благополучия в условиях общеобразовательной школы. В современных образовательных учреждениях педагоги сталкиваются с высокой учебной нагрузкой, постоянными требованиями к профессиональному развитию и административной отчетностью, что создает предпосылки для возникновения эмоционального выгорания и снижает качество образовательного процесса [1]. Предлагаемая программа направлена на предупреждение этих негативных последствий, улучшение психологического климата в коллективе и создание среды, поддерживающей благоприятное эмоциональное состояние педагогов.
В ходе реализации программы профилактики профессионального выгорания педагогов, основанной на комплексном подходе и включающей регулярные тренинги, семинары и индивидуальные консультации с психологом, были достигнуты значительные позитивные изменения в состоянии педагогического коллектива. Диагностика, проведённая до и после внедрения программы с использованием методик В. В. Бойко и К. Маслач [3], позволила зафиксировать улучшения в эмоциональном состоянии каждого из 30 участников исследования. Оценка включала три ключевых показателя: уровень эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений, которые являются основными составляющими синдрома профессионального выгорания.
Высокий уровень эмоционального истощения и деперсонализации среди педагогов связан с высокими требованиями профессии и сложными условиями труда. Разработанная программа направлена на предотвращение профессионального выгорания и улучшение психологического состояния педагогов через регулярные тренинги, семинары и консультации с психологом. Первичная диагностика показала, что 70 % участников программы имеют высокие или средние уровни эмоционального истощения, при этом у 21 педагога выявлен повышенный уровень.
После того как мы провели программу, стало заметно, что у многих учителей стало меньше выгорания. У 85 % участников эмоциональное истощение снизилось, а у шести учителей, у которых всё было совсем плохо, показатели пришли в норму. У десяти человек стало меньше отчуждения от других, что помогло им лучше ладить с учениками и коллегами. У остальных двоих тоже стало получше — скатились с высокого уровня до среднего. Треть учителей чувствовали, что ничего не добиваются, но после программы восьмерым стало лучше. Они поняли, что всё-таки чего-то стоят как профессионалы, и их самооценка подросла. Жаловаться на усталость и нервы стали на 70 % реже. В целом, учителя стали чувствовать себя лучше. Они стали активнее и больше включаться в работу, что хорошо повлияло на учёбу. В коллективе стало больше доверия и дружелюбия, и в школе стало приятнее находиться.
Для оценки эффективности программы профилактики профессионального выгорания педагогов провели диагностику эмоционального состояния участников с помощью методик В. В. Бойко и К. Маслач. Анализ показал положительную динамику по всем трем ключевым компонентам выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений. Большинство педагогов продемонстрировали значительное улучшение показателей, перейдя с высоких и средних уровней на низкие и средние. Это свидетельствует о значительном влиянии программы на их эмоциональное состояние, подтверждая отзывы участников о снижении стресса и повышении удовлетворенности работой.
Одним из ключевых результатов программы профилактики профессионального выгорания среди педагогов стало развитие навыков эмоциональной саморегуляции и повышение стрессоустойчивости.
После того, как педагоги прошли нашу программу профилактики выгорания, мы проверили их состояние. Использовали тесты Бойко и Маслач. Оказалось, что у большинства все стало лучше по всем важным пунктам: меньше усталости, лучше отношение к работе и больше веры в себя. Многие педагоги перестали чувствовать себя выгоревшими. Говорят, что стресса стало меньше, и работать стало приятнее. Еще один важный момент: педагоги научились владеть своими эмоциями и меньше нервничать. Это очень важно, ведь у них работа сложная, надо и детей учить, и в коллективе ладить.
На программе были специальные занятия, где учили справляться со стрессом и успокаиваться. Теперь они лучше держатся и меньше устают, а значит, и работают лучше. Еще раз про главное: умение контролировать свои эмоции и не переживать по пустякам — это очень полезно для учителей. Так они могут оставаться спокойными, решать проблемы без лишних нервов и не копить в себе плохое настроение.
В рамках программы проводились тренинги по управлению стрессом, упражнения по развитию осознанности и техники саморегуляции, направленные на формирование устойчивых стратегий эмоционального контроля. Педагоги освоили методы релаксации, дыхательные упражнения, приёмы когнитивной перестройки и другие практические способы снижения стресса в повседневной работе.
Для оценки эффективности данных мероприятий были проанализированы изменения по трём ключевым параметрам:
– уровень освоения методов управления стрессом;
– уровень эмоциональной устойчивости;
– способность сохранять спокойствие в сложных и конфликтных педагогических ситуациях.
Результаты представлены в таблице и отражают динамику улучшения показателей в процентном соотношении до и после участия педагогов в программе профилактики профессионального выгорания.
Таблица 1
Результаты оценки по показателям
|
Показатель |
До программы (%) |
После программы (%) |
|
Уровень освоения методов управления стрессом |
25 % |
80 % |
|
Уровень эмоциональной устойчивости |
30 % |
85 % |
|
Способность сохранять спокойствие в сложных ситуациях |
20 % |
75 % |
Рис. 1. Результаты оценки по показателям
Анализ результатов программы показал значительное улучшение навыков управления стрессом и саморегуляции: до начала программы лишь 25 % педагогов могли эффективно управлять стрессом, тогда как после тренингов этот показатель вырос до 80 %. Эмоциональная устойчивость увеличилась с 30 % до 85 %, а способность сохранять спокойствие в сложных ситуациях — с 20 % до 75 %.
Одним из ключевых результатов стала оптимизация образовательного процесса. Программа помогла педагогам активнее вовлекаться в учебный процесс, повышать мотивацию и улучшать качество преподавания, что привело к росту вовлечённости и удовлетворённости учащихся. Анкетирование и наблюдения подтвердили положительные изменения как в педагогах, так и в учебном процессе.
Таблица 2
Улучшения по каждому из показателей до и после
|
Показатель |
До программы (%) |
После программы (%) |
|
Снижение уровня выгорания |
30 % |
80 % |
|
Удовлетворённость профессиональной деятельностью |
35 % |
85 % |
|
Улучшение психологического климата (взаимодействие и поддержка) |
40 % |
90 % |
|
Развитие навыков саморегуляции и стрессоустойчивости |
25 % |
80 % |
|
Позитивные изменения в учебной деятельности педагогов |
40 % |
85 % |
|
Увеличение вовлечённости учащихся |
30 % |
80 % |
|
Удовлетворённость учебным процессом у учащихся |
40 % |
75 % |
Общая оценка результатов программы показала её высокую эффективность. До начала программы только 30–40 % педагогов демонстрировали удовлетворительные результаты по ключевым показателям, включая уровень выгорания и качество работы. После программы результаты стали намного лучше: выгорать стали меньше 80 % учителей, а довольны работой теперь 85 %. В коллективе стало приятнее работать, это отметили 90 % человек. И ещё, 80 % педагогов научились успокаиваться и не нервничать из-за работы, теперь им легче справляться с нагрузкой.
Рис. 2. Улучшения по каждому из показателей до и после
Таблица 3
Сравнительная таблица с результатами до внедрения программы и после
|
Показатель |
До программы (%) |
После программы (%) |
|
Эмоциональное истощение (средний/высокий) |
70 % |
30 % |
|
Деперсонализация (средний/высокий) |
60 % |
25 % |
|
Редукция личных достижений (средний/высокий) |
50 % |
20 % |
Рис. 3. Результаты до внедрения программы и после
Общая оценка результатов программы свидетельствует о её высокой эффективности. До начала программы только около 30 % педагогов демонстрировали удовлетворительные результаты по каждому из ключевых показателей, включая уровень профессионального выгорания, эмоциональной саморегуляции и качество образовательного процесса. В связи с применением программы исследуемые показатели значительно улучшились. У 80 % учителей стало меньше запары с выгоранием, и они довольны своей работой на 85 %. В коллективе атмосфера стала лучше — взаимопомощь выросла у 90 % участников. Плюс у 80 % педагогов улучшились навыки самоконтроля и устойчивости к стрессу, что помогает им справляться с нагрузками и хорошо работать. Ученики стали больше интересоваться учёбой и довольны процессом — это значит, что программа позитивно повлияла и на учителей, и на учеников.
Эффективная профилактика профессионального выгорания среди педагогов требует регулярной диагностики и мониторинга эмоционального состояния сотрудников. Введение систематической диагностики позволяет не только отслеживать текущее состояние педагогов, но и своевременно реагировать на возникающие признаки профессионального истощения. В рамках программы профилактики профессионального выгорания было внедрено комплексное использование проверенных методик, таких как методика В. В. Бойко и К. Маслач, для оценки уровня эмоционального выгорания, деперсонализации и редукции личных достижений. Эти методики применялись в начале программы и регулярно в процессе её реализации, что позволило создать систему мониторинга изменений и их динамики.
Результаты исследований подчеркивают важность работы над эмоциональным интеллектом и профилактикой эмоционального выгорания среди педагогов. Внедрение программ, направленных на развитие этих навыков, способствует не только улучшению их психологического состояния, но и повышению качества образовательного процесса. Рекомендуется продолжить мониторинг этих показателей и развивать практики, способствующие эмоциональному благополучию педагогов, что в конечном итоге будет способствовать созданию более гармоничной и продуктивной образовательной среды.
Литература:
- Болтенков Н. В., Гринько А. А. Профессиональные деформации преподавателей региональных ВУЗов// Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. № 1. С. 83–89.
- Золотарева А. А. Диагностика апатии. М.: Смысл, 2020. 135 с.
- Мессинева Е. М. Проблема профессионального выгорания у преподавателей ВУЗов // Мир науки. Педагогика и психология. –2021. № 2. с. 222–228.
- Смирнова Е. В., Поштарева Т. В. Исследование профессионального выгорания преподавателей // Общая педагогика, история педагогики и образования. 2022. № 5. с.87–95.
- Трофимова Н. Н. Профессиональное выгорание в условиях цифровизации: профилактика и управление рисками. — URL: https://scinetwork.ru/articles/44798#article--issue

