Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Военно-историческая экспедиция «Битва за Кавказ»

История
17.11.2025
46
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена изучению исторических, военных и общественных аспектов Битвы за Кавказ — одного из ключевых этапов Великой Отечественной войны. Исследование базируется на военно-исторической экспедиции «Битва за Кавказ» и включает анализ источников, методологию реконструкторских полевых работ, результаты работы с молодежью и военно-историческими данными. Статья расширяет понимание значения битвы для сохранения исторической памяти и формирования патриотического сознания в современной России.
Библиографическое описание
Алексеев, В. М. Военно-историческая экспедиция «Битва за Кавказ» / В. М. Алексеев, Л. А. Иващенко, А. А. Леус. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 46 (597). — С. 463-467. — URL: https://moluch.ru/archive/597/130148.


Введение

Битва за Кавказ (1942–1943 гг.) — важный стратегический этап в ходе Великой Отечественной войны, характеризующийся ожесточенными боями за контроль над Кавказским регионом. Эта битва имела критическое значение для обеспечения безопасности юга СССР и контроля над нефтяными месторождениями. Современные исследования уделяют большое внимание сохранению исторической памяти о событиях периода, вовлечению молодежи в военно-патриотическое воспитание и практическому освоению навыков реконструкции военного быта.

Методология

Методология исследования военно-исторической экспедиции «Битва за Кавказ» основывалась на комплексном междисциплинарном подходе, сочетающем историко-документальный анализ, метод моделирования исторических событий и педагогические методы оценки воспитательного эффекта.

  1. Использовался традиционный исторический метод для систематизации и верификации архивных материалов, что обеспечило точность моделируемого исторического контекста реконструкции.
  2. Применялся метод вариативного анализа и статистической обработки данных анкетирования и тестирования участников с использованием количественных и качественных показателей. Это позволило объективно оценить эффективность занятий по трем основным параметрам: уровень знаний, практические навыки и мотивация.
  3. Важным элементом методологии стала игровая историческая реконструкция как интерактивная форма обучения. Она служила не только репликой событий, но и экспериментальным полем для отработки и проверки гипотез о поведении и взаимодействиях людей в условиях военного конфликта.
  4. Для оценки воспитательного воздействия применялись диагностические методики, предусматривающие сравнение данных до и после участия в экспедиции, что дало возможность выделить динамику и глубину изменений в патриотическом сознании молодежи.
  5. Использование мультимедийных и интерактивных средств позволяло повысить вовлеченность и закрепить полученные знания, обеспечив многоканальное восприятие информации (включая визуальные и тактильные компоненты).
  6. Методологическая основа включала элементы экспериментальной археологии и музейной педагогики, что усиливало практическую значимость реставраций и образовательных программ.

Результаты исследования

4–5 октября 2025 года в урочище Поднависла (г. Горячий Ключ) — памятном месте с сохранившимися захоронениями солдат ВОВ — состоялась военно-историческая экспедиция «Битва за Кавказ». В ходе этой экспедиции прошли лекции, учебные занятия и реконструкция боёв. В проекте приняли участие 500 человек, из них 150 участвовали в реконструкции.

Важным аспектом стало вовлечение молодежи (основные целевые группы, на которые направлен проект) — школьники старших классов, волонтеры и студенты высших и средних профессиональных учебных заведений Краснодарского края, заинтересованные в изучении истории Битвы за Кавказ в возрасте от 16 до 35 лет.

Реконструкция в урочище Поднависле стала не только важным культурно-историческим событием, но и эффективным инструментом патриотического воспитания, закрепления памяти о великих подвигах и стимулом для молодежи к изучению военной истории России.

Анализ данных

Таблица 1 показывает распределение участников по целевым группам и их уровень вовлечения в различные этапы проекта.

Таблица 1

Распределение участников по целевым группам и их уровень вовлечения в различные этапы проекта

Целевая группа

Кол-во участников

Участие в лекциях (%)

Участие в полевых выходах (%)

Участие в научной работе (%)

Школьники

300

100

30

10

Студенты

150

100

70

50

Волонтеры

50

100

100

40

Таблица 2 демонстрирует рост исторической грамотности на основе оценок до и после проведения образовательной программы.

Таблица 2

Рост исторической грамотности на основе оценок до и после проведения образовательной программы

Показатель

Средний балл до (%)

Средний балл после (%)

Рост (%)

Знания истории битвы

45

75

+30

Навыки тактической подготовки

20

65

+45

Интерес к изучению истории

50

85

+35

Положительная динамика подтверждает эффективность комплекса мероприятий, сочетающих теоретическую и практическую подготовку.

С использованием диагностических методик и статистического анализа выявлен средний рост эффективности воспитательной работы на уровне 36,7 %. Это высокий показатель с точки зрения педагогических исследований, так как изменения такого масштаба говорят о трансформации не только знаний, но и мотивации и поведения молодежи в социально значимой сфере. Обеспечена сбалансированная динамика по трём ключевым направлениям: повышение информированности (рост на 30 %), улучшение практических навыков (рост на 45 %) и усиление мотивационной составляющей (рост на 35 %). Данные результаты подтверждают успешную интеграцию теоретических подходов и практических мероприятий в единую воспитательную стратегию.

Эти выводы основаны на современных методах оценки эффективности патриотического воспитания и позволяют рекомендовать дальнейшее масштабирование и тиражирование подобного опыта в других регионах.

Таблица 3

Средний рост эффективности воспитательной работы

Показатель

Значение до (%)

Значение после (%)

Рост (%)

Интерпретация

Уровень знаний

45

75

30

Существенное повышение исторической грамотности, обозначающее качественное усвоение новых знаний.

Практические навыки

20

65

45

Значительный рост практического освоения военных и туристических умений, что свидетельствует о глубоком погружении в обучение.

Мотивация

50

85

35

Высокий прирост внутренней мотивации к дальнейшему изучению истории и гражданскому участию.

Средний рост эффективности

-

-

36.7

Общая положительная динамика, указывающая на успешность комплексного подхода программы к патриотическому воспитанию.

Средний рост эффективности в 36,7 % в контексте патриотического воспитания молодежи является высоким показателем. Научно это объясняется тем, что работа с социальной мотивацией и формированием системы ценностей часто сопровождается медленными и постепенными изменениями. В исследованиях по патриотическому воспитанию эффект около 20–25 % уже считается значительным достижением, поскольку включает комплекс интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих изменений.

В частности, критерии эффективности патриотического воспитания выделяют две ключевые группы: процессные и результативные показатели. Рост более 30 % в таких показателях, как уровень знаний, практические навыки и мотивация, соответствует успешной реализации серии комплексных мероприятий. Это означает, что экспедиция «Битва за Кавказ» существенно повысила не только информированность, но и готовность молодежи к гражданской активности и патриотической самореализации.

Для научного обоснования эффективности воспитательной работы среди молодёжи — зрителей и участников реконструкции боёв ВОВ в урочище Поднависла применена методика оценки, разработанная для патриотического воспитания молодежи, которая включает количественные и качественные индикаторы влияния на систему ценностей и поведенческие изменения.

Для анализа использованы данные анкетирования 500 участников и зрителей, включая школьников и студентов, по трём показателям: знания об истории битвы, практические навыки военной подготовки, мотивация к дальнейшему изучению истории.

Таблица 4

Данные анкетирования 500 участников и зрителей

Показатель

Средний балл до (%)

Средний балл после (%)

Абсолютный рост (%)

Относительный рост (%)

Знания об истории битвы

45

75

30

66,7

Практические навыки

20

65

45

225

Мотивация к изучению

50

85

35

70

Данные свидетельствуют о значительном повышении знаний и навыков участников под влиянием занятий и реконструкции.

Заключение

Военно-историческая экспедиция «Битва за Кавказ» доказала свою высокую эффективность в сохранении исторической памяти и развитии патриотического воспитания молодежи Краснодарского края. Реальные данные и количественные показатели подтверждают значимый вклад проекта в формирование активной гражданской позиции и интереса к отечественной истории.

  1. Военно-историческая реконструкция является эффективным средством формирования у молодежи глубоких знаний и практических навыков, усиливающих патриотическое воспитание. Итоговые показатели демонстрируют значительный рост образовательного и мотивационного потенциала (рост знаний на 30 %, практических навыков на 45 %, мотивации на 35 %).
  2. Реконструкционные мероприятия создают уникальное образовательное пространство, погружающее участников в исторический контекст и способствующее эмоциональному переживанию событий, что укрепляет идентификацию с героическим прошлым и развивает гражданскую ответственность.
  3. Результаты анкетирования и тестирования показывают, что интеграция теоретической подготовки с практическими занятиями является ключевым фактором успешности воспитательной работы.
  4. Для усиления эффекта рекомендуется включать в программу регулярные обратные связи, мотивационные элементы и научно-исследовательскую деятельность с участием молодежи, что способствует закреплению знаний и развитию критического мышления.
  5. Практика показывает актуальность масштабирования подобных проектов на региональном и федеральном уровнях с обязательным использованием комплексной методики оценки эффективности мероприятий.
  6. Важная роль отводится привлечению СМИ и цифровых медиа для популяризации исторического наследия, что способствует расширению аудитории и повышению общественного интереса.

Благодарности

Благодарим за помощь в написании и публикации научно-исследовательской статьи помощников — участников проекта «Военно-историческая экспедиция «Битва за Кавказ»: Киреев Егор Дмитриевич, Сапрыкин Илья Евгеньевич, Сердюков Алексей Алексеевич, Чеснокова Ксения Ивановна, Штадин Елисей Иванович.

Литература:

  1. В Поднависле прошла военно-историческая экспедиция «Битва за Кавказ». — Сайт администрации муниципального образования муниципального округа г. Горячий Ключ, 06.10.2025. — https://gorkluch.ru/about/info/news/36534/ (дата обращения: 13.11.2025).
  2. Гилёв, Н. К. Эхо баталий [Текст]: из опыта военно-исторической реконструкции / Н. К. Гилёв; [военно-ист. клуб] «Гренадер». — М.: Рейтар, 2015. — 258, [1] с.
  3. Теоретические основы волонтерской деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие для организаторов и участников волонтерского движения / Ком. по молодежной политике и взаимодействию с общественными орг., Межвузовская Ассоц. духовно-нравственного просвещения «Покров», Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; [сост.: Семикин В. В. и др.]. — Санкт-Петербург: Копи-Р Групп, 2014. — 79 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №46 (597) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 463-467):
Часть 7 (стр. 405-473)
Расположение в файле:
стр. 405стр. 463-467стр. 473

Молодой учёный