Введение
Битва за Кавказ (1942–1943 гг.) — важный стратегический этап в ходе Великой Отечественной войны, характеризующийся ожесточенными боями за контроль над Кавказским регионом. Эта битва имела критическое значение для обеспечения безопасности юга СССР и контроля над нефтяными месторождениями. Современные исследования уделяют большое внимание сохранению исторической памяти о событиях периода, вовлечению молодежи в военно-патриотическое воспитание и практическому освоению навыков реконструкции военного быта.
Методология
Методология исследования военно-исторической экспедиции «Битва за Кавказ» основывалась на комплексном междисциплинарном подходе, сочетающем историко-документальный анализ, метод моделирования исторических событий и педагогические методы оценки воспитательного эффекта.
- Использовался традиционный исторический метод для систематизации и верификации архивных материалов, что обеспечило точность моделируемого исторического контекста реконструкции.
- Применялся метод вариативного анализа и статистической обработки данных анкетирования и тестирования участников с использованием количественных и качественных показателей. Это позволило объективно оценить эффективность занятий по трем основным параметрам: уровень знаний, практические навыки и мотивация.
- Важным элементом методологии стала игровая историческая реконструкция как интерактивная форма обучения. Она служила не только репликой событий, но и экспериментальным полем для отработки и проверки гипотез о поведении и взаимодействиях людей в условиях военного конфликта.
- Для оценки воспитательного воздействия применялись диагностические методики, предусматривающие сравнение данных до и после участия в экспедиции, что дало возможность выделить динамику и глубину изменений в патриотическом сознании молодежи.
- Использование мультимедийных и интерактивных средств позволяло повысить вовлеченность и закрепить полученные знания, обеспечив многоканальное восприятие информации (включая визуальные и тактильные компоненты).
- Методологическая основа включала элементы экспериментальной археологии и музейной педагогики, что усиливало практическую значимость реставраций и образовательных программ.
Результаты исследования
4–5 октября 2025 года в урочище Поднависла (г. Горячий Ключ) — памятном месте с сохранившимися захоронениями солдат ВОВ — состоялась военно-историческая экспедиция «Битва за Кавказ». В ходе этой экспедиции прошли лекции, учебные занятия и реконструкция боёв. В проекте приняли участие 500 человек, из них 150 участвовали в реконструкции.
Важным аспектом стало вовлечение молодежи (основные целевые группы, на которые направлен проект) — школьники старших классов, волонтеры и студенты высших и средних профессиональных учебных заведений Краснодарского края, заинтересованные в изучении истории Битвы за Кавказ в возрасте от 16 до 35 лет.
Реконструкция в урочище Поднависле стала не только важным культурно-историческим событием, но и эффективным инструментом патриотического воспитания, закрепления памяти о великих подвигах и стимулом для молодежи к изучению военной истории России.
Анализ данных
Таблица 1 показывает распределение участников по целевым группам и их уровень вовлечения в различные этапы проекта.
Таблица 1
Распределение участников по целевым группам и их уровень вовлечения в различные этапы проекта
|
Целевая группа |
Кол-во участников |
Участие в лекциях (%) |
Участие в полевых выходах (%) |
Участие в научной работе (%) |
|
Школьники |
300 |
100 |
30 |
10 |
|
Студенты |
150 |
100 |
70 |
50 |
|
Волонтеры |
50 |
100 |
100 |
40 |
Таблица 2 демонстрирует рост исторической грамотности на основе оценок до и после проведения образовательной программы.
Таблица 2
Рост исторической грамотности на основе оценок до и после проведения образовательной программы
|
Показатель |
Средний балл до (%) |
Средний балл после (%) |
Рост (%) |
|
Знания истории битвы |
45 |
75 |
+30 |
|
Навыки тактической подготовки |
20 |
65 |
+45 |
|
Интерес к изучению истории |
50 |
85 |
+35 |
Положительная динамика подтверждает эффективность комплекса мероприятий, сочетающих теоретическую и практическую подготовку.
С использованием диагностических методик и статистического анализа выявлен средний рост эффективности воспитательной работы на уровне 36,7 %. Это высокий показатель с точки зрения педагогических исследований, так как изменения такого масштаба говорят о трансформации не только знаний, но и мотивации и поведения молодежи в социально значимой сфере. Обеспечена сбалансированная динамика по трём ключевым направлениям: повышение информированности (рост на 30 %), улучшение практических навыков (рост на 45 %) и усиление мотивационной составляющей (рост на 35 %). Данные результаты подтверждают успешную интеграцию теоретических подходов и практических мероприятий в единую воспитательную стратегию.
Эти выводы основаны на современных методах оценки эффективности патриотического воспитания и позволяют рекомендовать дальнейшее масштабирование и тиражирование подобного опыта в других регионах.
Таблица 3
Средний рост эффективности воспитательной работы
|
Показатель |
Значение до (%) |
Значение после (%) |
Рост (%) |
Интерпретация |
|
Уровень знаний |
45 |
75 |
30 |
Существенное повышение исторической грамотности, обозначающее качественное усвоение новых знаний. |
|
Практические навыки |
20 |
65 |
45 |
Значительный рост практического освоения военных и туристических умений, что свидетельствует о глубоком погружении в обучение. |
|
Мотивация |
50 |
85 |
35 |
Высокий прирост внутренней мотивации к дальнейшему изучению истории и гражданскому участию. |
|
Средний рост эффективности |
- |
- |
36.7 |
Общая положительная динамика, указывающая на успешность комплексного подхода программы к патриотическому воспитанию. |
Средний рост эффективности в 36,7 % в контексте патриотического воспитания молодежи является высоким показателем. Научно это объясняется тем, что работа с социальной мотивацией и формированием системы ценностей часто сопровождается медленными и постепенными изменениями. В исследованиях по патриотическому воспитанию эффект около 20–25 % уже считается значительным достижением, поскольку включает комплекс интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих изменений.
В частности, критерии эффективности патриотического воспитания выделяют две ключевые группы: процессные и результативные показатели. Рост более 30 % в таких показателях, как уровень знаний, практические навыки и мотивация, соответствует успешной реализации серии комплексных мероприятий. Это означает, что экспедиция «Битва за Кавказ» существенно повысила не только информированность, но и готовность молодежи к гражданской активности и патриотической самореализации.
Для научного обоснования эффективности воспитательной работы среди молодёжи — зрителей и участников реконструкции боёв ВОВ в урочище Поднависла применена методика оценки, разработанная для патриотического воспитания молодежи, которая включает количественные и качественные индикаторы влияния на систему ценностей и поведенческие изменения.
Для анализа использованы данные анкетирования 500 участников и зрителей, включая школьников и студентов, по трём показателям: знания об истории битвы, практические навыки военной подготовки, мотивация к дальнейшему изучению истории.
Таблица 4
Данные анкетирования 500 участников и зрителей
|
Показатель |
Средний балл до (%) |
Средний балл после (%) |
Абсолютный рост (%) |
Относительный рост (%) |
|
Знания об истории битвы |
45 |
75 |
30 |
66,7 |
|
Практические навыки |
20 |
65 |
45 |
225 |
|
Мотивация к изучению |
50 |
85 |
35 |
70 |
Данные свидетельствуют о значительном повышении знаний и навыков участников под влиянием занятий и реконструкции.
Заключение
Военно-историческая экспедиция «Битва за Кавказ» доказала свою высокую эффективность в сохранении исторической памяти и развитии патриотического воспитания молодежи Краснодарского края. Реальные данные и количественные показатели подтверждают значимый вклад проекта в формирование активной гражданской позиции и интереса к отечественной истории.
- Военно-историческая реконструкция является эффективным средством формирования у молодежи глубоких знаний и практических навыков, усиливающих патриотическое воспитание. Итоговые показатели демонстрируют значительный рост образовательного и мотивационного потенциала (рост знаний на 30 %, практических навыков на 45 %, мотивации на 35 %).
- Реконструкционные мероприятия создают уникальное образовательное пространство, погружающее участников в исторический контекст и способствующее эмоциональному переживанию событий, что укрепляет идентификацию с героическим прошлым и развивает гражданскую ответственность.
- Результаты анкетирования и тестирования показывают, что интеграция теоретической подготовки с практическими занятиями является ключевым фактором успешности воспитательной работы.
- Для усиления эффекта рекомендуется включать в программу регулярные обратные связи, мотивационные элементы и научно-исследовательскую деятельность с участием молодежи, что способствует закреплению знаний и развитию критического мышления.
- Практика показывает актуальность масштабирования подобных проектов на региональном и федеральном уровнях с обязательным использованием комплексной методики оценки эффективности мероприятий.
- Важная роль отводится привлечению СМИ и цифровых медиа для популяризации исторического наследия, что способствует расширению аудитории и повышению общественного интереса.
Благодарности
Благодарим за помощь в написании и публикации научно-исследовательской статьи помощников — участников проекта «Военно-историческая экспедиция «Битва за Кавказ»: Киреев Егор Дмитриевич, Сапрыкин Илья Евгеньевич, Сердюков Алексей Алексеевич, Чеснокова Ксения Ивановна, Штадин Елисей Иванович.
Литература:
- В Поднависле прошла военно-историческая экспедиция «Битва за Кавказ». — Сайт администрации муниципального образования муниципального округа г. Горячий Ключ, 06.10.2025. — https://gorkluch.ru/about/info/news/36534/ (дата обращения: 13.11.2025).
- Гилёв, Н. К. Эхо баталий [Текст]: из опыта военно-исторической реконструкции / Н. К. Гилёв; [военно-ист. клуб] «Гренадер». — М.: Рейтар, 2015. — 258, [1] с.
- Теоретические основы волонтерской деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие для организаторов и участников волонтерского движения / Ком. по молодежной политике и взаимодействию с общественными орг., Межвузовская Ассоц. духовно-нравственного просвещения «Покров», Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; [сост.: Семикин В. В. и др.]. — Санкт-Петербург: Копи-Р Групп, 2014. — 79 с.

