Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Современные подходы к патриотическому воспитанию молодежи

Научный руководитель
Педагогика
03.05.2025
118
Поделиться
Библиографическое описание
Солнцева, Е. А. Современные подходы к патриотическому воспитанию молодежи / Е. А. Солнцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 439-442. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124699/.


В статье рассматриваются современные подходы к патриотическому воспитанию молодежи, раскрываются основные понятия и озвучиваются проблемы, связанные с данной темой. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью формирования у молодого поколения гражданской идентичности, уважения к историко-культурному наследию и осознанного участия в жизни государства. Предлагаются пути решения проблем, обозначившихся в ходе исследовательской деятельности и наблюдений. Также повествуется о сущности понятия «патриотическое воспитание» в процессе работы над театрализованным концертом «Память поколений», посвященным 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Важно упомянуть о том, что в основе исследования лежит анализ теоретических работ, современных подходов к патриотическому воспитанию молодежи через эффективное сочетание эмоционально-ценностного воздействия, практико-ориентированных активностей и персонализации воспитательного процесса. В статье также подчеркивается важность учета этнокультурного многообразия и избегания формализма в реализации патриотических проектов.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, молодежь, гражданская идентичность, театрализованный концерт, педагогические подходы, творчество, историческая память.

The article examines modern approaches to the patriotic education of young people, reveals the basic concepts and highlights the problems associated with this topic. The relevance of the topic under consideration is due to the need for the formation of a civic identity among the younger generation, respect for historical and cultural heritage and conscious participation in the life of the state. The author suggests ways to solve the problems identified in the course of research and observations. It also tells about the essence of the concept of «patriotic education» in the process of working on the theatrical concert «Memory of Generations» dedicated to the 80th anniversary of Victory in the Great Patriotic War. It is important to mention that the research is based on the analysis of theoretical works, modern approaches to the patriotic education of young people through an effective combination of emotional and value impact, practice-oriented activities and personalization of the educational process. The article also highlights the importance of taking into account ethnic and cultural diversity and avoiding formalism in the implementation of patriotic projects.

Keywords: patriotic education, youth, civic identity, theatrical concert, pedagogical approaches, creativity, historical memory.

В современном российском обществе патриотическое воспитание молодого поколения остается одной из ключевых задач образовательной и социальной политики. В условиях глобализации, цифровизации и трансформации ценностных ориентиров современные подходы к формированию патриотизма требуют переосмысления. Молодой возраст является критическим периодом для становления гражданской позиции, что делает необходимым поиск эффективных методов воспитательной работы. Современная молодежь живет в мире, где границы между культурами размыты, а информация поступает из множества источников, зачастую противоречащих друг другу. Чтобы говорить с молодежью на одном языке, важно сочетать традиционные ценности с инновационными методами, превращая патриотизм из набора лозунгов в осознанный выбор, подкреплённый действиями.

Патриотизм понимается как чувство привязанности к Родине, готовность к слежению обществу и защите национальных интересов. Воспитание патриотизма включает в себя:

— Формирование исторической памяти;

— Уважение к государственным символам;

— Развитие гражданской активности;

— Сохранение культурного наследия [7].

Патриотическое воспитание не должно замыкаться в рамках школьных уроков истории. Междисциплинарный подход позволяет интегрировать его в литературу, науку, искусство. Анализ произведений отечественных писателей раскрывает национальный характер, изучение вклада российских учёных — гордость за интеллектуальное наследие, а творческие проекты, связанные с народными промыслами, — уважение к культурному разнообразию. Многонациональность России требует акцента на единстве в разнообразии — например, через межэтнические проекты или изучение культур народов страны. Важно и развитие критического мышления: патриотизм не должен быть слепым. Молодому поколению нужно учиться гордиться достижениями, но также понимать ошибки прошлого, чтобы не повторять их. Когда молодежь становится не объектом, а субъектом воспитания, когда ее идеи поддерживают, а не игнорируют, — патриотизм превращается в живое, осмысленное чувство. Об этом свидетельствует огромное количество научных работ среди таких известных мыслителей и педагогов, как: Аристотель, Платон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, М. В. Ломоносов, А. В. Беляев, Г. Я. Гревцева, Е. В. Известнова, А. Я. Камалетдинова, Е. И. Кокорина, В. И. Кожакарь, Ю. А. Танюхин, Р. М. Салихова, Е. В. Бондаревская, Г. Н. Волков и др. Среди исследователей, освещавших проблему патриотического воспитания молодежи следует отметить: Добролюбова Н. А., Белинского В. Г., Ипполитову Н. В., Чернышевского В. Г.

Патриотическое воспитание в современном обществе — это многогранный процесс, который зависит от исторического контекста, образовательной политики, семейных и социальных факторов. Актуальные методы воспитания должны учитывать не только традиционные формы, но и новые подходы, которые отвечают потребностям общества и молодежи. Важные исторические события, такие как войны, революции, достижения и кризисы, формируют представления о патриотизме.

Однако традиционные методы патриотического воспитания, основанные на монологе и формальных мероприятиях, теряют эффективность в диалоге с поколением Z, которое требует интерактивности, визуализации и личной вовлеченности.

Несмотря на прогресс, сохраняются ключевые проблемы:

— Формализм — «галочный подход к мероприятиям снижает их воспитательный потенциал;

— Этнокультурное разнообразие — необходимость учета региональных особенностей в многонациональном государстве;

— Поляризация общества — противоречия между традиционными и либеральными трактовками патриотизма [10, c. 12].

Современная педагогика трактует патриотизм не как навязывание идеологических догм, а как процесс осознанного диалога с историей (Д. В. Григорьев). Театр как синкретический вид искусства обладает уникальным потенциалом: Эмоциональное воздействие: идентификация с героями событий; Коллективное творчество: формирование командного духа; Интерактивность: зритель становится соучастником.

Проект «Память поколений» реализует эти принципы, сочетая драматургию, мультимедиа и элементы документального театра. Тема проекта театрализованного концерта «Память поколений выбрана не случайно. 80-летие Великой Победы — это важная дата, когда мы отмечаем подвиг народа, который проявил мужество и стойкость в самые тяжелые годы. Напоминание о жертвах и героях войны важно для сохранения исторической памяти. Концерт предоставляет возможность усвоить уроки, которые мы можем извлечь из событий войны, и предостеречь молодое поколение от повторения трагедий прошлого, передать культурные традиции, связанные с памятью о войне, включая песни, стихи и произведения искусства, созданные в результате и по вдохновению военных событий. Вдохновение на межпоколенческий диалог, где молодежь сможет узнать о прошлом от старших, а те, в свою очередь, смогут открыть для себя новые формы выражения памяти. Искусство способно глубоко затрагивать эмоции, и театрализованный концерт может послужить пространством для выражения чувств благодарности, скорби и гордости. Это поможет создать атмосферу единства и уважения. Концерт, посвященный воспоминаниям о войне, трудах и достижениях предков, способствует формированию у молодежи уважения к истории и культуре.

Быть частью такого концерта — значит поддерживать идеи мира, согласия и уважения к каждому, кто пережил ужас войны. Проект театрализованного концерта «Память поколений» актуален и необходим для сохранения исторической памяти, передачи культурного наследия, провоцирования эмоционального отклика у зрителей и формирования патриотической идентичности. Он способствует созданию пространства для диалога между поколениями и укрепления связей в обществе. Театрализованный концерт «Память поколений» демонстрирует, что современное патриотическое воспитание может быть динамичным, личностно-ориентированным. Эффективность достигается не через монолог, а через сотворчество, где молодежь выступает не объектом, а субъектом процесса. Перспективы исследования связаны с масштабированием подобных практик, внедрением театрализованных проектов в программы дополнительного образования. Использование новых технологий и художественных решений (мультимедиа, современные музыкальные жанры, элементы пластического театра) позволит привлечь молодое поколение и сделать проект более актуальным. Концерт станет площадкой для формирования патриотической идентичности у молодежи, что особенно важно в условиях глобализации и переменчивых социальных ценностей.

Таким образом, современные подходы к патриотическому воспитанию молодежи отражают динамику социальных, культурных и технологических изменений, требуя интеграции традиционных ценностей и инновационных методов. Исследование демонстрирует, что эффективность патриотического воспитания сегодня напрямую связана с его способностью адаптироваться к запросам цифровой эпохи, мультикультурному контексту и ценностям поколения Z. Ключевыми инструментами становятся проектная деятельность, медиаресурсы, исторические реконструкции, а также междисциплинарные образовательные программы, сочетающие эмоциональное вовлечение и рациональное осмысление национальной идентичности. Патриотическое воспитание, оставаясь стратегическим ресурсом устойчивого развития общества, должно эволюционировать, сохраняя связь с прошлым, но отвечая на вызовы будущего.

Литература:

1. Афанасьева Ж. В., Краеведческий проект– ресурс гражданского воспитания / Ж. В. Афанасьева, М. В. Ильина. — 2024.– № 11.– С. 18–20.

2. Ахметшина, Г. Х. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности учащейся молодежи: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ахметшина Гульсия Хабриевна; Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образовании. — Казань, 2015. — 23 c.

3. Березуцкая, Д. О. Патриотическое воспитание россиян с опорой на медиаобразовательный ресурс / Д. О. Березуцкая. — Текст: непосредственный // Общество: социология, психология, педагогика. — 2014. — № УДК 37.017.4 № 3. — С. 26–31.

4. Ершова О. В., Аспекты патриотического воспитания молодежи в социально-культурной сфере / О. В. Ершова, А. С. Калинин // Перспективы развития современной культурно-образовательной среды столичного мегаполиса: Материалы научно-практической конференции института культуры и искусств Московского городского педагогического университета,

5. Москва, 16–19 апреля 2018 года / Под общей редакцией С. М. Низамутдиновой. Том Часть 2 — Москва: ООО Учебный центр «Перспектива», 2018 — С. 85–93.

6. Зверева, Е. А. Поколения y и z: особенности медиапотребления / Е. А. Зверева, В. А. Хворова. — Текст: непосредственный // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. — 2020. — № УДК 050 (470) DOI 10.25205/1818–7919–2020–19–6–131–140. — С. 131–140.

7. Лутовинов, В. И. Основы патриотического (военно-патриотического) воспитания и подготовки граждан (молодёжи) к защите отечества и военной службе / В. И. Лутовинов. — УДК 37.035.6(072) ББк74.005.22Я7 Л86. — Москва: АНО «СПО «СОТИС», 2024. — 343 c. — Текст: непосредственный.

8. Мальцева О. В., Патриотическое воспитание молодежи как фактор формирования российской идентичности / О. В. Мальцева, В. И. Марков // Восприятие итогов Великой Отечественной войны в молодежной среде современной России: сборник докладов участников круглого стола молодых ученых, Ростов-на-Дону, 29 февраля 2020 года. Том 2. — Ростов н/Д: Южно-Российский институт управления — филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЮРИУФ РАНХиГС), 2020. — С. 31−34.

9. Министерство образования РФ. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2021–2025 гг. — М., 2020. — URL: https://edu.gov.ru/documents

10. Опарина Н. А., Педагогические аспекты организации зрелищного досуга молодёжи в Московском мегаполисе / Н. А. Опарина, М. Г. Кайтанджян, О. В. Мальцева // Большая конференция МГПУ: сборник тезисов. В 3 т., Москва, 28−30 июня 2023 года. Том 3. — Москва: Издательство ПАРАДИГМА, 2023. — С. 80−83.

11. Опарина Н. А., Организация школьных театрализованных праздников как средство социализации детей / Н. А. Опарина, Е. В. Потапкина, О. В. Мальцева, Е. Ю. Лаврентьева // Гуманизация образования. — 2021. — № 5. — С. 127−138.

12. Патрушева Е. А., Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков историко-краеведческой деятельности школы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Е. А. Патрушева Челябинск, 2009. — 24 с.

13. Проблемы патриотического воспитания современной молодежи // Научно-издательский центр «Социосфера». URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2017/135/problemy_patrioticheskogo_vospitaniya_sovremennoj_molodezhi/ (дата обращения: 11.03.2025).

14. Литвинов, В. А. Об оценке эффективности патриотического и нравственного воспитания / В. А. Литвинов. — Текст: непосредственный // Педагогика и психология образования. — 2018. — № 4. — С. 51–58.

15. Солнцева Е. А., Значимость постановки пластических сцен в театрализованном концерте для усиления режиссерского замысла / Ершова О. В., Солнцева Е. А. // Modern humanities success/Успехи гуманитарных наук. — 2025. — № 3. — с. 264–268.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
патриотическое воспитание
молодежь
гражданская идентичность
театрализованный концерт
педагогические подходы
творчество
историческая память
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 439-442):
Часть 6 (стр. 399-471)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 439-442стр. 471

Молодой учёный