Введение
В настоящее время вопрос патриотического воспитания продолжает оставаться крайне важным. Эта проблема касается не только учреждений среднего и высшего образования, но и затрагивает более широкие общественно-национальные аспекты. В нынешних условиях патриотизм воспринимается как неизменная часть жизни. С каждым годом объём информационных потоков увеличивается, в том числе, приобретая агрессивный характер. В связи с этим необходимо тщательно выбирать источники информации.
Будущее любой нации напрямую связано с уровнем интеллекта, культурной осведомлённости и профессиональных знаний её граждан. Именно по этой причине крайне важно обратить внимание на становление и развитие личности молодого человека в разных аспектах: нравственном, духовном и культурном.
Глубокое уважение к родной стране и готовность ставить её интересы выше личных — и есть суть патриотизма, который является одним из показателей гармонично развитой личности.
Патриотизм представляет собой сильное чувство, которое формируется и сохраняется в течение сотен лет. Это активные действия по защите интересов страны, где бы вы ни находились. Это то, что передается из поколения в поколение.
Президент России В. В. Путин подчеркивает: «Патриотизм — это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете» [5]. Исходя из этих слов, становится очевидным, что развитие гражданского и патриотического самосознания должно быть в числе приоритетных задач. Это можно достичь через популяризацию знаний о истории и культуре нашего народа.
Посещение музеев предоставляет молодым людям уникальную возможность обогатить свои знания, развить чувство гордости за свою родину и удовлетворить свои духовные потребности. Более того, это также способствует осмыслению выбора будущей профессии, что является важной задачей для молодого поколения, находящегося на пороге взрослой жизни.
Таким образом, музеи сохраняют материальное и духовное наследие всего народа, а также занимают значимое место в патриотическом воспитании молодого поколения. В продолжение традиции, необходимо учитывать аспекты личностного развития и создать методические стратегии, способствующие формированию патриотических чувств.
Цель исследования — изучить влияние музеев на формирование патриотических чувств и ценностей у молодёжи, а также выявить факторы, способствующие более эффективному патриотическому воспитанию через музейную деятельность.
Методика исследования . В процессе исследования проблемы использовался анализ литературных источников.
Результаты. В исследованиях, проведённых такими учеными, как М. А. Горбова, Е. Н. Корчагин, И. В. Кострулева, Е. В. Лисецкая, И. В. Малявко, Л. Ф. Русаков и Ю. Б. Яхно, подчеркивается значение музея в воспитании и укреплении патриотических чувств у молодежи. Они также отмечают, что музеи служат важным инструментом духовного и культурного образования [1].
Тем не менее, анализ существующих теоретических источников свидетельствует о том, что аспекты формирования и развития патриотизма среди молодёжи через музейные практики остаются недостаточно изученными и разработанными [5].
Перед музеями стоит задача — заинтересовать молодежную аудиторию. Для этого необходимо скорректировать уже имеющиеся рабочие методы. Однако зачастую процесс адаптации вызывает протест в музеях, которые пытаются сохранить культурное и историческое наследие.
Согласно исследованию А. М. Сосновской, внедрение интерактивов и цифровых технологий способствует более глубокому вовлечению молодых людей в деятельность музеев и улучшает восприятие представляемых материалов. Автор приходит к выводу, что молодёжь отдаёт предпочтение опосредованному опыту, выступая в роли пассивных наблюдателей, которые рефлексируют над увиденным.
Полученные результаты указывают на то, что молодёжь признаёт положительное влияние музеев на развитие патриотических чувств. Респонденты фокус-группы отметили, что выставки, интересные посты в социальных сетях и культурные события запоминаются больше всего. Кроме того, участников заинтересовали выставки в онлайн формате и интерактивные приложения [4].
Обсуждение . В последние годы наблюдается значительное улучшение качества работы музеев. Они стали более привлекательными для посетителей, и интерес к ним заметно возрос.
Чтобы сохранить растущий интерес со стороны посетителей, необходимо диверсифицировать образовательные программы, разбавив их развлекательным контентом. Для этого был введён термин «edutainment», который объединяет обучение и развлечение в одном формате [3].
Для эффективного привлечения молодёжи необходимо разработать стратегию, которая будет иметь одинаковый вектор и для музеев, и для учебных заведений. Необходимо уделять особое внимание освещению культурных событий в средствах массовой информации и в интернете, в частности — на таких популярных социальных платформах, как RuTube, ВКонтакте и других.
Социальные сети помогают музеям изучить интересы их целевой аудитории. Именно поэтому важно делать акцент на качественном контенте: цепляющие заголовки, креативные фото и видео, короткие, но ёмкие тексты в описании. Школы, лицеи, гимназии, колледжи, училища и университеты могут делать анонсы предстоящих событий на официальных сайтах, в чатах и социальных сетях.
Уже сейчас музеи проходят активную интеграцию в школьную деятельность, что свидетельствует о немаловажной роли в патриотическом воспитании молодых людей. Это проявляется следующим образом:
— сочинения на темы «Дети войны», «Мой прадед был на войне», «Моё путешествие к местам боевых действий»;
— уроки мужества с сообщениями о войне;
— уроки истории с докладами о ветеранах и великих людях;
— торжественные линейки памяти, митинги;
— конкурсы чтецов со стихотворениями, написанными во время войны;
— написание исследовательских работ учащимися, основанных на музейных экспонатах и материалах [2].
Сотрудничество между ветеранами и школьными музеями занимает важное место в процессе патриотического воспитания. Важно продолжать эту деятельность, совершенствуя форматы и методы взаимодействия, чтобы каждый ребёнок смог ощутить свою связь с великой историей своей страны. Такое сотрудничество способствует укреплению связи между различными поколениями.
Заключение. Патриотическое воспитание молодежи представляет собой актуальное и многообещающее направление, способное помочь решить ряд проблем, связанных с личностным развитием:
— в нравственной сфере формируется чувство гражданственности и патриотизма, развивается гуманное отношение к окружающим и милосердие;
— в социальной сфере акцентируется внимание на навыках общественной активности, которые способствуют участию молодых людей в жизни общества через ученическое самоуправление;
— в познавательной сфере открывается возможность для развития творческих компетенций, исследовательских навыков и умения самостоятельно находить и анализировать информацию.
Мы должны во что бы то ни стало передавать из поколения в поколение память о прошлом, любовь к родине, гордость за свой народ.
Усиление патриотического воспитания молодежи через деятельность музеев может быть достигнуто благодаря внедрению интерактивных форматов, организации квестов, мастер-классов, выставок и других культурно-просветительских мероприятий. Также важным является создание специализированных методик, учебных пособий и программ, а также активное присутствие музеев в социальных сетях.
Литература:
- Аронов А. А. Воспитывать патриотов: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2020. 175 с.
- Васюткин Д. В. Школьный музей — средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. 2021. С. 209–211.
- Ивашин В. М. Роль музеев в патриотическом воспитании молодёжи // Актуальные вопросы подготовки офицеров запаса в гражданских учреждениях высшего образования. Сборник материалов IV Республиканской научно-методической интернет-конференции. 2022. С. 4–7.
- Сосновская А. М. Формирование культурной идентичности и медиация культурно-исторической памяти // Медиалингвистика. 2025. № 3. С. 541–545.
- Турсункулова С. Роль музея в формировании патриотизма подрастающего поколения // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. № 9. С.576–580.

