Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы функционирования и перспективы развития структуры федеральных исполнительных органов власти в Российской Федерации

Юриспруденция
06.07.2023
2555
Поделиться
Библиографическое описание
Мирошниченко, А. Ю. Проблемы функционирования и перспективы развития структуры федеральных исполнительных органов власти в Российской Федерации / А. Ю. Мирошниченко, О. А. Проваторова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104743/.


В статье рассматриваются проблемы функционирования структуры федеральных исполнительных органов власти, проблемы ее построения в рамках действующего законодательства. Проведенный анализ обосновывает необходимость реформирования существующей системы путем внесения изменений в законодательство.

Ключевые слова: система и структура федеральных органов исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти, аппарат государственного управления, государственное управление.

Структура и система органов исполнительной власти в Российской Федерации за последние десятилетия претерпевала изменения неоднократно. Это происходит с целью создания эффективной «модели», повышения, как эффективности, так и качества организации управления государством с помощью создания новых федеральных органов исполнительной власти, их трансформации и переименования, а также определение другой подведомственности, передачи определенных функций упраздненных федеральных органов исполнительной власти иным органам исполнительной власти.

Однако к одной из главных особенностей административно-правового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации относится тот факт, что на протяжении более двадцати лет так и не был принят федеральный закон «Об органах исполнительной власти Российской Федерации», а их система и структура устанавливается лишь подзаконными нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации. Поэтому можно говорить о целесообразности принятия федерального закона, регулирующего систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Следует согласиться с утвердившимся мнением о том, что «трудно представить, что только такими сложными и масштабными реорганизациями можно обеспечить улучшение системы государственного управления. Именно поэтому становятся весьма сомнительными и цели такого совершенствования, ибо не ясны общие принципиальные подходы к пониманию организационно-правовых форм исполнительных органов государственной власти» [5].

Необходимость дальнейшего развития федеральных органов исполнительной власти в России обусловлена тем, что одним из главных препятствий на пути экономического роста Российской Федерации является невысокий уровень эффективности аппарата государственного управления, наличие большого количества полномочий. Основная задача развития исполнительной власти — необходимость ее оптимизации. Для этого необходимо создать и поддерживать эффективную систему органов исполнительной власти. Успешное и эффективное функционирование федеральных органов исполнительной власти возможно за счет устранения существующих проблем и оптимизации данной ветви власти.

Важно отметить, что с практической точки зрения, реорганизация федеральных органов исполнительной власти сопровождается большими трудностями организационного, кадрового, служебного и финансово-экономического характера. В связи с отсутствием единой концепции системы федеральных органов исполнительной власти является противоречивым и развитие этой системы, её частой реорганизации и смены положений об органах государственного управления.

Можно выделить следующие проблемы и недостатки правовой действительности касательно исследуемой темы:

  1. Наделение федеральных органов исполнительной власти не характерными для них функциями. Например, возможность наделения Президентом РФ федеральных служб полномочия по нормативному правовому регулированию [8]. Ученые обращают внимание на то, что нормотворчество «отвлекает федеральные службы от осуществления их основных функций, то есть по контролю и надзору и специальных функций в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности» [4].

Также не соблюдается функциональная специализация и при наделении полномочиями федеральных министерств. Некоторые авторы называли такие отступления от правил опасной практикой «расползания» контрольно-надзорных функций по всей системе федеральных органов исполнительной власти [7]. Например, Указом Президента РФ № 156 [3] ФСКН России была упразднена, а ее функции и полномочия переданы МВД России.

  1. Неточное наименование федеральных служб.
  2. Нехватка специального федерального закона, который бы определял порядок формирования федеральных органов исполнительной власти.

При разработке структуры федеральных органов исполнительной власти необходимо учитывать множество факторов, таких как соответствие конкретным экономическим и политическим условиям, учет новых технологий и техник управления, функционального и территориального принципов управления, горизонтальные связи между органами управления, традиционные связи в системе российского государственного управления, базирование компетенции органов управления на законах и утверждение организационной структуры каждого органа исполнительной власти.

Следует отметить, что в значительной мере на эффективность федеральных органов исполнительной власти влияет и организационная структура самого органа. В виду совершенствования деятельности федеральных органов исполнительной власти необходима осуществление мероприятий, направленных на совершенствование их организационной структуры. Разработка и внедрение оптимальной организационной структуры федеральных органов исполнительной власти считается одним из главных факторов развития данного направления государственной власти.

В состав основных проблем, связанных с организационной структурой федеральных органов исполнительной власти, относятся:

Во-первых, в настоящее время наиболее применим подход к органам исполнительной власти в качестве производственной или социально-производственной системы. При этом особое внимание необходимо акцентировать на совершенствование показателей деятельности подразделений [6].

Во-вторых, отсутствуют четко установленные связи между отдельными структурными подразделениями, часто происходит повторение одних и тех же функции, устранение такого положения возможно благодаря оптимизации организационной структуры.

В-третьих, наличие слабого восприятия к инновациям в организационном процессе, что обусловлено тем, что администрация и сотрудников органов исполнительной власти заинтересован в стабильности и неизменности. Так, дальнейшее развитие федеральных органов исполнительной власти на территории РФ должно осуществляться за счет формирования оптимальной организационной структуры, а также за счет обеспечения высоких качественных показателей исполнительной власти.

В данном случае необходимо заниматься как улучшением механизмов функционирования персонала, подбора новых сотрудников. Помимо этого, требуется заниматься развитие мотивационной направленности деятельности органов исполнительной власти. Посредством реализации представленных мер и действий будет наблюдаться дальнейшее развитие и совершенствование исполнительной власти в стране, что, в свою очередь, обеспечит высокий уровень управляемости государством, а также результативность государственного управления в целом.

Кроме того, существуют и иные проблемы в деятельности федеральных органов государственной власти, в частности, нехватка специалистов. В отдельных федеральных органах исполнительной власти отмечается нехватка молодых специалистов ввиду низкой заработной платы.

Таким образом, целесообразно предположить, что с учетом многолетнего опыта изменений в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, можно выделить потребность в масштабном обобщении данного опыта с целью подготовки единого проекта соответствующего законодательного акта, который устанавливал бы оптимальную в организационном плане и эффективно действующую систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 27.03.2023) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». // КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Электрон. дан. — М., 1997–2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/.

2. Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 20.10.2022) «О структуре федеральных органов исполнительной власти». // КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Электрон. дан. — М., 1997–2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343385/.

3. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196285/.

4. Кармолицкий А. А. К вопросу об административном надзоре в сфере исполнительной власти // Законодательство. 2014. № 1.

5. Старилов Ю. Н. Система федеральных органов исполнительной власти: формирование в порядке транспарентного законотворчества или правительственных процедур? // Вестник Воронежского государственного университета. 2016. № 3.

6. Степаненко Ю. В. Логика преобразований в исполнительной власти / Вестник Университета имени О. Е. Кутафина, 2019. — [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logika-preobrazovanii-v-ispolnitelnoivlasti

7. Плаксин С. М., Бакаев В. В., Зуев А. Г. и др. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: аналитический доклад 2013.

8. Туровская В. А., Туровская К. А. Полномочия Роспотрбнадзора по нормативно-правовому регулированию: средство обеспечения защиты прав потребителей или негативный фактор, влияющий на формирование эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти? // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 12. С. 33.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
система и структура федеральных органов исполнительной власти
исполнительные органы государственной власти
аппарат государственного управления
государственное управление
Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 90-92):
Часть 2 (стр. 69-129)
Расположение в файле:
стр. 69стр. 90-92стр. 129

Молодой учёный