В настоящее время институт уполномоченного по правам предпринимателей является основой системы защиты прав предпринимателей в Российской Федерации. В сфере недвижимости предприниматели регулярно сталкиваются с многочисленными административными барьерами и системными проблемами во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления. Высокая стоимость объектов недвижимости, продолжительность административных процедур согласования и существенные финансовые риски объективно обусловливают необходимость создания эффективных механизмов защиты прав предпринимателей.
Сфера недвижимости характеризуется переплетением публичных и частных интересов, многоуровневой системой государственного управления и контроля. Эти особенности создают объективные предпосылки для возникновения споров между предпринимателями и государственными органами, требующих оперативного и профессионального разрешения. Институт бизнес-омбудсмена является эффективным методом досудебного урегулирования таких споров, который способствует снижению нагрузки на судебную систему и улучшению инвестиционного климата.
Институт уполномоченного по правам предпринимателей был учрежден в Российской Федерации. Правовой статус и полномочия бизнес-омбудсмена определяются соответствующим федеральным законодательством. «Уполномоченный является независимым лицом, осуществляющим защиту прав и законных интересов предпринимателей» [6, с. 95]. Основные полномочия уполномоченного включают рассмотрение жалоб предпринимателей на действия государственных органов, проведение проверок по фактам нарушения прав предпринимателей, обращение в суд с заявлениями о защите прав предпринимателей, внесение предложений по совершенствованию законодательства и осуществление взаимодействия с органами государственной власти.
В сфере недвижимости уполномоченный наделен специальными полномочиями, позволяющими эффективно разрешать споры с государственными органами. «Он может инициировать проведение внеплановых проверок, запрашивать необходимые документы и материалы, организовывать проведение экспертиз проектной документации» [9, с. 46]. Особенностью правового положения уполномоченного является его возможность оперативного вмешательства в ситуацию и организации диалога между предпринимателем и соответствующим государственным органом.
Анализ обращений предпринимателей к уполномоченному по правам предпринимателей позволяет выделить основные категории споров в сфере недвижимости. «Земельные отношения представляют собой сферу, включающую споры по поводу отказа в предоставлении земельных участков, изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, определения границ земельных участков и установления сервитутов» [4, с. 131]. Градостроительная деятельность характеризуется спорами, связанными с отказом в выдаче разрешений на строительство, несогласованием проектной документации, соблюдением градостроительных регламентов и требований технических регламентов.
Регистрация прав на недвижимость охватывает споры по отказам в государственной регистрации прав, приостановлению государственной регистрации, исправлению технических ошибок в записях Единого государственного реестра недвижимости. «Налоговые споры включают вопросы оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости, применения налоговых льгот и освобождений» [10, с. 735]. Иные споры охватывают широкий спектр вопросов, связанных с арендой государственного и муниципального имущества, сносом самовольных построек, применением мер административной ответственности.
Уполномоченный по правам предпринимателей использует различные механизмы решения споров в сфере недвижимости. Эффективными являются процедуры досудебного урегулирования споров, в которых уполномоченный организует переговоры между предпринимателями и представителями государственных органов. Благодаря посредничеству уполномоченного значительная часть обращений находит свое разрешение в досудебном порядке. Примером успешного урегулирования может служить спор по поводу отказа в выдаче разрешения на строительство, который был решен после активного вмешательства уполномоченного.
«Экспертные советы и рабочие группы создаются при уполномоченном» [8, с. 47]. В состав этих совещательных органов входят представители бизнес-сообщества, государственных органов, научных и образовательных организаций. Заседания экспертных советов позволяют выработать компромиссные решения по вопросам, возникающим в сфере недвижимости. Уполномоченный сотрудничает с федеральными и региональными органами власти, заключая соглашения о сотрудничестве с уполномоченными органами в сфере регистрации прав, строительного надзора, земельных отношений.
«Система правового просвещения и методической помощи представляет собой направление деятельности уполномоченного» [1, с. 240]. Организация семинаров, конференций и консультаций для предпринимателей, выпуск методических рекомендаций по разрешению типовых споров в сфере недвижимости способствуют повышению правовой грамотности предпринимательского сообщества и профилактике потенциальных споров.
Проблемы в деятельности уполномоченного по правам предпринимателей и пути их решения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Проблемы в деятельности уполномоченного по правам предпринимателей и пути их решения
|
Выявленные проблемы |
Предлагаемые пути решения |
|
Ограниченность полномочий уполномоченного при взаимодействии с государственными органами |
Расширение полномочий и делегирование право вносить обязательные для рассмотрения представления об устранении нарушений прав предпринимателей |
|
Недостаточная ресурсная обеспеченность аппаратов уполномоченных в регионах |
Увеличение финансирования и усиление кадрового потенциала аппаратов уполномоченных |
|
Сложности в доказывании нарушений со стороны государственных органов |
Введение презумпции добросовестности предпринимателя при рассмотрении обращений |
|
Недостаточная эффективность механизмов исполнения решений, принятых с участием уполномоченного |
Создание системы мониторинга исполнения согласительных процедур |
|
Отсутствие единой методической базы для разрешения споров в сфере недвижимости |
Разработка типовых регламентов взаимодействия по различным категориям споров |
|
Слабая информированность предпринимателей о возможностях уполномоченного |
Реализация программ повышения осведомленности предпринимательского сообщества |
Таким образом, в деятельности уполномоченного по правам предпринимателей имеются проблемы, требующие решения. Ограниченность полномочий уполномоченного проявляется в отсутствии права самостоятельно отменять решения государственных органов. Расширение полномочий и право приостанавливать действие оспариваемых актов поможет повысить действенность института уполномоченного.
Проблема недостаточной ресурсной обеспеченности особенно остро стоит в регионах, в которых аппараты уполномоченных испытывают нехватку квалифицированных специалистов в сфере недвижимости. Увеличение финансирования и усиление кадрового потенциала представляются необходимыми условиями для повышения эффективности деятельности уполномоченных.
Необходимость доказывания нарушений со стороны государственных органов остается серьезным препятствием для предпринимателей. Введение презумпции добросовестности предпринимателя при рассмотрении обращений уполномоченным могло бы частично решить эту проблему. «Совершенствование процедур сбора и оценки доказательств способствовало бы эффективной защите прав предпринимателей» [2, с. 14].
Недостаточная эффективность механизмов исполнения решений, принятых с участием уполномоченного, требует создания системы мониторинга исполнения согласительных процедур. Такой мониторинг позволил бы обеспечить реальное исполнение достигнутых договоренностей и решений.
«Отсутствие единой методической базы для разрешения споров в сфере недвижимости осложняет работу уполномоченных» [5, с. 16]. Разработка типовых регламентов взаимодействия по различным категориям споров способствовала бы унификации подходов и повышению эффективности деятельности.
Слабая информированность предпринимателей о возможностях уполномоченного остается существенным препятствием для полноценной реализации потенциала института. Реализация программ повышения осведомленности предпринимательского сообщества о правах и возможностях обращения к уполномоченному представляется необходимой мерой.
«Институт уполномоченного по правам предпринимателей имеет значение при решении споров в сфере недвижимости с государственными органами» [7, с. 236]. За годы своей деятельности бизнес-омбудсмен доказал свою эффективность в качестве механизма досудебного урегулирования споров и защиты прав предпринимателей. Однако для дальнейшего повышения эффективности деятельности уполномоченного необходима реализация комплекса мер, направленных на совершенствование его работы.
Расширение полномочий уполномоченного, включая право приостанавливать действие оспариваемых актов, представляется логичным шагом в развитии института. «Усиление ресурсного обеспечения аппаратов уполномоченных является необходимым условием для качественного выполнения возложенных на них функций» [3, с. 32]. Развитие системы электронного взаимодействия с предпринимателями позволит сделать обращение к уполномоченному доступным и эффективным.
Использование медиативных процедур при разрешении споров является дополнительным средством реализации деятельности уполномоченного. Совершенствование методического обеспечения деятельности уполномоченных будет способствовать разработке единых подходов к разрешению споров и повышению профессионального уровня работы аппаратов.
Таким образом, ограниченность реальных полномочий при взаимодействии с государственными органами и отсутствие механизма обязательного исполнения решений уполномоченного снижают эффективность защиты прав предпринимателей. Также выявлены проблемы в недостаточной ресурсной обеспеченности, слабой информированности предпринимателей о возможностях обращения и сложностях в доказывании нарушений со стороны государственных органов. Реализация предложенных путей их решения повысит эффективность защиты прав предпринимателей в сфере недвижимости и будет способствовать системному улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации. Институт уполномоченного по правам предпринимателей имеет значительный потенциал для дальнейшего развития и может стать основой системы защиты прав предпринимателей в сфере недвижимости.
Литература:
- Буржимский О. А., Тухватуллин А. А. Защита гражданско-правовых отношений в сфере недвижимости // Молодой ученый. 2023. № 21 (468). С. 240–241.
- Вятчин В. А. Защита права собственности на недвижимость // Арбитражная практика. 2023. № 12. С. 14.
- Кирсанов А. Ю. Об институте уполномоченного по защите прав предпринимателей в системе гражданского общества Российской Федерации // Международный журнал гражданского и торгового права. 2022. № 2. С. 30–33.
- Магомедова М. А. Участие в арбитражном процессе уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2022. № 33–1. С. 128–132.
- Мохов А. А. Институт уполномоченного по правам предпринимателей в России // Предпринимательское право. 2021. № 4. С. 15–17.
- Рабаева Д. С., Каменева П. В. Актуальные вопросы участия уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации в арбитражном процессе // Новая наука: стратегии и вектор развития: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2022. С. 94–97.
- Синцов Г. В., Плахова Е. С. Роль уполномоченного по защите прав предпринимателей в защите свободы предпринимательской деятельности // Современные тенденции развития отечественного и зарубежного законодательства: сборник статей по материалам III региональной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 234–238.
- Тимофеева Е. А., Геготаулина Л. А. Правовой статус уполномоченного по защите прав предпринимателей в административном судопроизводстве // Новая наука в новом мире: сборник статей III Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022. С. 44–49.
- Тюрина О. С. К вопросу об особенностях оформления права собственности на недвижимое имущество предпринимателя // Правовой альманах. 2022. № 9 (22). С. 45–48.
- Фадеева В. А. Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2020. № 4–2. С. 734–736.

