Последние несколько лет в Республике Корея были богаты на события в контексте отношений с Россией. Действия президента, происходящего из консервативной партии, и ориентирующегося на Вашингтон в принятии своих внешнеполитических решений, бесспорно, не способствовали налаживанию диалога между правительствами стран и стабильности в области торговли. Но, несомненно, 2025 г. выделяется среди остальных. Обвинения оппозиции действующей властью в симпатиях стране на Северной части полуострова и сдачу государства режиму Кима, введение военного положения Президентом страны, впоследствии известном как «мятеж», последовательная смена трех руководителей страны, а именно Юн Сок Ёля, Хан Док Су, Чхве Сан Мока и, наконец, стабильность в лице Ли Чжэ Мёна, как раз и возглавлявшего оппозицию при правлении первого Президента из списка. Продолжение традиции прихода к власти в результате импичмента, объявленного предшественнику, как видно, сохранилась, и разумеется, не принесла Южной Корее ничего кроме иммиджевых потерь. Инвестиционный климат, в условиях нестабильности власти, и высокого уровня коррупции, как несложно догадаться, не очень то привлекательный. И теперь один из наиболее актуальных вопросов — как некоторые отрасли производства воспримут сложившуюся ситуацию. И здесь имеются ввиду не управляющая верхушка компаний, не корпорации, известные как «чеболи», но отрасли в целом.
Наиболее чувствительной, но вместе с тем одна из самых прибыльных статей южнокорейского экспорта остается автомобильная промышленность, флагманами которой уже многие годы являются такие известные бренды, как Hyundai и Kia, пользующиеся крайне высоким спросом на российском рынке. Рассматривая торговое взаимодействие Российской Федерации и Республики Корея на этом направлении, стоит отметить, что в последние годы, сотрудничество двух стран переживает, мягко говоря, не лучший период. Стагнация отношений, вызванная участием России в конфликте с Украиной, проявилась в виде определенного дистанцирования РК от совместной деятельности с нашей страной и участия Кореи в ряде принятых санкций, хоть это и было вынужденно, чтобы избежать попадания Сеула под вторичные санкции, на торговле это сказалось не лучшим образом. В начале 2022 г. ключевые товары экспорта из этой категории, а если быть точнее, упомянутые выше машины производства Hyundai составили 54,8 тыс. единиц, по данным информационной платформы MarkLines [1]. Kia же, в свою очередь, поставила 66,1 тыс. единиц. Как показала практика, спад составил в среднем 67 % по сравнению с предыдущим годом, что стало результатом приостановки работы этих фирм в России и продажи компанией Hyundai завода, расположенного под Санкт-Петербургом, общей стоимостью примерно 13 млрд руб. [2]. Поставки резко снизились и в следующий год. Так, в 2023 году Kia поставили уже немногим менее 14 тыс. автомобилей [3]. Официальных данных об уровне поставок Hyundai не существует, однако на основе данных об окончательной продаже завода в декабре 2023 г., располагающегося в России и упомянутого выше, можно предположить, что сотрудничество переживает не лучший период, и тенденции куда более угнетающие, чем в прошлом году. Проводя анализ, так же стоит указать, что в 2021 г., в Россию было поставлено порядка 378 тыс. автомобилей, что превысило продажи автомобилей АвтоВАЗ. Итак, за период с 2021 по 2023 гг., количество автомобилей, ввезенных на территорию Российской Федерации, и реализованных здесь же, уменьшилось более чем в 20 раз. Вполне очевидно негативное воздействие решений южнокорейского правительства на построение торговых контактов в этой области.
В 2024 г., судя по данным «Автостата», уровень продаж автомобилей в России вернулся на уровень начала 2022 года и повысился на 48,4 % [4]. Основой нового рынка стал транспорт внутрироссийского производства и китайские аналоги, которых было продано на 350 % больше чем в прошлом году. В то время, как сведения о продаже южнокорейской техники найти не представляется возможным, что уже наилучшим образом свидетельствует о сильнейшем упадке. Как видно, политика односторонней ориентации Юн Сок Ёля и отказа от многовекторности дала свои результаты, и Южная Корея не стала объектом для вторичных санкций, но российский рынок с населением в практически 150 млн человек стал разменной монетой и был в конечном итоге потерян, впрочем, как и 25,5 % от общего объема экспорта Кореи в нашу страну в 2021 г.
В 2025 году, после смены власти, о которой упоминалось ранее, и появления в президентском кресле человека Демократической партии Тобуро, известной своей многовекторностью, готовностью к построению диалога со всеми участниками международного сотрудничества, сотрудничество двух стран принимает резкий оборот. После закрепления действующей власти были зафиксированы попытки руководства конгломерата Hyundai к сотрудничеству с российскими потребителями и осуществлять свою деятельность на территории России, что вероятно не станет большой проблемой, учитывая уход производителя с рынка без скандала, которыми сопровождались многие аналогичные ситуации с другими поставщиками. В начале ноября компания Hyundai Motor зарегистрировала ряд товарных знаков в России, в том числе логотип Hyundai до конца 2034 г., что, вероятно, является сигналом о потенциальном возвращении производителя на рынок. И, несмотря на попытки компании отрицать приписываемые им планы по возвращению, объясняя это стремлением обеспечить сохранение своих прав на бренд во всем мире, звучащие откровенно неправдоподобно, можно рискнуть предположить, что попытка вернуться на рынок и вытеснить китайского производителя, занявшего образовавшуюся нишу, будет. А действия по регистрации станут лишь началом далеко идущей стратегии адаптирования к новым реалиям и сохранения возможностей для будущей и весьма скорой реализации товаров. Также немаловажно и то, что подобные действия одобряются правительством Южной Кореи. В частности это сделал бывший мэр города Инчхона и нынешний партии «Сосна» Сон Ён Гиль, заявивший, что России нужно развивать сотрудничество в таких стратегических областях как освоение Северного морского пути, и реализации южнокорейского автопрома на российском рынке. Особый акцент был сделан на смене курса в политике после отстранения Юн Сок Ёля в ходе импичмента и становления Ли Чжэ Мёна в качестве лидера страны. Кроме того, форум АТЭС, проходивший в конце ноября 2025 г. в Южной Корее, заявил о возможности восстановления прямых рейсов между Россией и Республикой Кореей, что явно свидетельствует о потеплении в отношениях, готовности Сеула двигаться навстречу Москве, и активизации торговых контактов в перспективе.
Если же говорить о параллельном импорте Россией корейских автомобилей, являющего собой не менее важную систему обхода санкций, и одобренную правительством РФ как способ компенсировать уход западных и некоторых азиатских брендов, то стоит указать, что Kia, как и Hyundai, были включены в список марок, разрешенных к параллельному импорту. Поступления осуществляются преимущественно через Китай и Центральную Азию, однако конкретных статистических данных об увеличении количества поставок нет, а имеющаяся в открытом доступе информация, как правило, отражается не в публичных отчетах, а в публикациях СМИ.
Не менее важен и вопрос осуществления обязательств производителей по обслуживанию своих клиентов и осуществления гарантийных обязательств, которые на себя берет продавец. В данном случае, необходимо акцентировать внимание на невозможности исполнения этих задач в создавшихся геополитических условиях, ввиду отсутствия представителей этих фирм на территории России. В подобной ситуации рассмотрения системы действия схем параллельного импорта, важно учитывать, что автомобили отправляются изначальным производителем в страну-транзитера, вследствие чего гарантийные обязательства по починке или замене элементов могут быть исполнены только на территории этих государств
Тем не менее, несмотря на определенную неясность, сохраняющуюся во взаимодействиях двух государств, и нестабильную обстановку, сложившуюся на мировой арене, страны стремятся к построению долгосрочного и плодотворного сотрудничества в области товарооборота, и в частности торговли продуктами автомобилестроительного производства, способного укрепить диалог и гарантировать стабильность в отношениях.
Литература:
- MarkLines Information Platform. Russia — Flash report, Automotive sales volume, 2022. (дата обращения: 30.11. 2025) URL: https://www.marklines.com/en/statistics/flash_sales/automotive-sales-in-russia-by-month-2022
- Радио РБК. Hyundai решила продать завод в России за 10 тыс. руб. (дата обращения: 30.11. 2025) URL: https://www.rbc.ru/business/19/12/2023/65814e929a7947edf6b07afe
- Focus2move.Russia 2023. Chinese Industry Sustained Auto Market Recovery (+24.4 %).(дата обращения: 30.11. 2025) URL: https://www.focus2move.com/russian-autos-market-2023/
- Reuters. Russia’s new car sales up 48 % in 2024, says Autostat. (дата обращения: 30.11. 2025) URL: https://www.reuters.com/business/autos-transportation/russias-new-car-sales-up-48–2024-says-autostat-2025–01–10/

