Ключевые слова: Республика Корея, культурная дипломатия, мягкая сила, Халлю, экономика.
Уже долгие годы после публикации книги Джозефа Ная тема влияния мягкой силы на политику других государств остается излюбленным направлением исследований как отечественных, так и зарубежных специалистов. Стоит признать, что особого успеха в этом достигли государства Восточной Азии. Одно из которых, сформировало более привлекательный образ для иностранцев. И это государство, ставшее основным «экспортером культуры» культуры в регион — Республика Корея.
Изучая культурную дипломатию Южной Кореи, стоит сказать, что этот вид публичной дипломатии начал активно применяться где то в начале 1980-х годов, и с тех пор, его использование стало неотъемлемой частью политической системы Кореи. [1] Цель подобных действий была проста: маленькой стране без особого ресурсного потенциала просто жизненно необходимо было как-то привлекать внимание и формировать образ не страны третьего мира, специализирующейся на выращивании риса, а успешного, высокотехнологичного и во всех смыслах передового государства.
Примерно в 1990-е годы получило распространение явление, которое сейчас известно нам как «Халлю» или «Корейская волна», наиболее ярким проявлением которого можно считать феномен К-рор. Явление, которое изначально было известно лишь в самой Корее и нескольких странах, расположенных в Азиатско-Тихоокеанском регионе, постепенно начало распространяться на большие территории. Вскоре все больше молодежи стремилось посетить Сеул, престиж корейского кинематографа существенно вырос, и дорамы распространились по всему миру.
Дошло до того, что в 2021 году представители группы BTS сопровождали президента Южной Кореи Мун Чже Ина в его поездке на 76-ю Генеральную Ассамблею ООН в статусе специальных представителей президента, что уже свидетельствует, как минимум, об их высоком статусе и значимости в стране, а, следовательно, и о ценности южнокорейской развлекательной компании HYBE, как об инструменте, которым осуществляется культурная дипломатия Южной Кореи. [2] На сессии они выступили с речью о Целях устойчивого развития. Группа BlackPink выступила с докладом об изменении климата на Конференции ООН по изменению климата, а бойз бенд Seventeen — о важности образования на молодежном форуме ЮНЕСКО. По всему видно, что выступления этих деятелей культуры касались исключительно остро стоящих вопросов, которые в полной мере можно считать современными вызовами, с которыми столкнулось человечество. Кроме того, феномен «Корейской волны» внес значительный вклад в увеличение экономической мощи страны,
В 2020 году «культурный экспорт» принес Корее порядка 11,9 млрд долл., в 2021 г. уже 12,4 млрд долл. [3] Доходы от продажи ряда товаров также повысились и именно за счет популяризации Кореи: бытовая техника — 8,6 млрд долл., перезаряжаемые аккумуляторы — 8,6 млрд долл. За второй квартал 2024 году выручка таких крупных развлекательных компаний как HYBE, или SM составила 640,5 млрд вон и 220 млрд вон соответственно. [4] Южная Корея показала, что ее культурная дипломатия способна адаптироваться к эпохе цифровой трансформации и продемонстрировала, что РК может быть крайне перспективным направлением политики для развития в будущем.
Некоторые исследователи также отмечают, что Корея в этом даже обогнала Китай, который делал ставку на продвижение традиционной культуры. Что примечательно, пандемия показала, что успех корейской культурной дипломатии не некий эфемерный воздушный замок, а вполне реальный фактор развития страны. Глобальная эпидемия лишь увеличила спрос на варианты бесконтактного потребления корейской культуры, такие как вышеупомянутые дорамы или манхвы и вебтуны. Так в 2020 году, культурный экспорт Кореи составил 10,8 млрд долл и увеличилась на 6,3 % по сравнению с предыдущим годом. [5] В то время как культурная дипломатия ряда других стран, а вместе с ними и экономики, претерпевали определенный кризис. Иными словами, южно-корейская индустрия моды и развлечений показала себя крайне эффективным источником получения прибыли и укрепления положительного имиджа страны. Таким образом, сигнал о жизнеспособности государства и выгоде сотрудничества с Сеулом был отправлен с помощью культурной дипломатии.
Рассматривая культурную дипломатию этой страны в ключе российско-корейских отношений, стоит отметить, что значимость мягкой силы лишь возросла. В данном случае ключевым методом южнокорейской культурной дипломатии остается распространение корейской музыки; увеличение популярности дорам, несущих позитивный посыл, и, конечно же, необычный внешний вид южнокорейских звезд, в целом хоть и «цепляющий» взгляд современной российской молодежи, стремящейся к развитию современной культуры и подражанию своим кумирам. Тем не менее, образы представителей корейской сцены все еще остаются достаточно консервативным для беспроблемного восприятия нашим обществом. В качестве подтверждения можно привести в пример продажи солнечных очков, которые надевал один из участников BTS во время фестиваля Billboard Music Awards, и цена которых в кратчайшие сроки выросла до невероятных 280 долл. за штуку [6].
В качестве примера применения корейской мягкой силы по отношению к России можно привести визит в столицу нашей страны, осуществленный участниками вышеупомянутой группы BTS в 2014 году. [7]
Итак, как было неоднократно замечено, Республика Корея продемонстрировала всему миру удивительную устойчивость в эпоху глобальных вызовов, показала свою стабильность в качестве партнера. Именно поэтому, мы убеждены, что она ещё станет ключом не только к восстановлению отношений стран в прежнем масштабе, но и создаст базу для стремительного развития диалога между Российской Федерацией и Республикой Корея на долгие годы вперед.
Литература:
- Д. И. Бураев, М. Ц. Гармаханов. Корейская волна и мягкая сила. Стратегия развития и распространения. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koreyskaya-volna-i-myagkaya-sila-strategiya-razvitiya-i-rasprostraneniya/viewer (дата обращения: 13.05.2025)
- Группа BTS выступила на сессии Генассамблеи ООН. URL: https://style.rbc.ru/impressions/6149e9019a794709600d0506 (дата обращения: 13.05.2025)
- Объем экспорта культурного контента Южной Кореи в 2021 году составил 12,4 млрд долл. URL: https://tass.ru/kultura/16739259 (дата обращения: 13.05.2025)
- HYBE reports record-breaking quarterly revenue of 640.5 billion KRW in Q2 2024, confirms Jin’s upcoming soon album. URL: https://www.sportskeeda.com/us/k-pop/news-hybe-reports-record-breaking-quarterly-revenue-640–5-billion-krw-q2–2024-confirms-jin-s-upcoming-solo-album (дата обращения: 13.05.2025)
- «Игра в кальмара» и BTS стали спасением для азиатской страны. URL: https://lenta.ru/news/2021/10/08/kor/ (дата обращения: 13.05.2025)
- The Expensive Sunglasses Jimin Wore To The BBMAs Have Sold Out. URL: https://www.koreaboo.com/news/bts-jimin-bbmas-glasses-sold-stock/ (дата обращения: 13.05.2025)
- Как это было: BTS выступили в России! URL: https://news.rambler.ru/moscow_city/51770258-kak-eto-bylo-bts-vystupili-v-rossii/ (дата обращения: 13.05.2025)