Введение.
Современное общество характеризуется ускорением темпа жизни, цифровизацией межличностных отношений и ослаблением традиционных ценностных ориентиров. В этих условиях всё острее встаёт проблема утраты внутренней целостности — расхождения между «социальной ролью» и «подлинным Я» [Бороздина, 2018]. Особенно остро эта проблема переживается студентами-психологами, чья профессиональная идентичность формируется в условиях давления ожиданий: «психолог должен быть идеален». Это приводит к формированию «профессиональной маски», подавлению «неправильных» чувств и, как следствие, к эмоциональному выгоранию уже на этапе обучения [Селезнёва, 2020].
Несмотря на богатое философское и психологическое наследие, посвящённое проблеме аутентичности (труды Кьеркегора, Хайдеггера, Франкла, Роджерса), в отечественной практике этой теме уделяется недостаточно внимания. Акцент по-прежнему делается на коррекции отклонений, тогда как запрос на помощь в обретении подлинности остаётся без системного ответа [Климова, 2020].
Цель данной статьи — обосновать необходимость и возможность психологической помощи, направленной на содействие процессу обретения внутренней целостности и аутентичности у студентов-психологов.
Основная часть.
Аутентичность как этический императив в консультировании.
В гуманистической традиции аутентичность рассматривается не как личностная черта, а как этический императив. Карл Роджерс прямо утверждал: «Для того чтобы быть полезным клиенту, психолог должен быть самим собой» [Роджерс, 2020, с. 178]. Он вводит понятие «конгруэнтности терапевта» — одного из трёх необходимых условий терапевтического роста. Конгруэнтность означает, что психолог не скрывает своих переживаний, если они релевантны процессу. Это не приглашение к «терапии наоборот», а осознанное и ответственное присутствие своей личности в терапевтическом пространстве.
Таблица 1
Сравнительная характеристика теоретических моделей аутентичности
|
Автор / Направление |
Основное определение аутентичности |
Ключевой механизм |
Этический акцент |
|
Экзистенциализм (Кьеркегор, Хайдеггер) |
Выбор себя перед лицом конечности и свободы |
Преодоление «неаутентичного» существования |
Ответственность за свой выбор |
|
Гуманистическая психология (Роджерс) |
Состояние конгруэнтности между «Я» и опытом |
Безусловное принятие, эмпатия |
Искренность как условие роста |
|
Теория самоопределения (Deci & Ryan) |
Действие из внутренних, интегрированных ценностей |
Автономная мотивация |
Автономия как этическая норма |
|
Отечественная психология (Бороздина, Климова) |
Способность быть собой в любых обстоятельствах |
Рефлексия, принятие |
Целостность как гармония «Я» |
Источник: составлено автором на основе анализа литературы.
Профессиональная маска: между адаптацией и саморазрушением
Исследования Селезнёвой Е. В. показывают, что 73 % студентов-психологов стремятся «соответствовать образу психолога» уже на первом курсе [Селезнёва, 2020]. Формируется установка: «Я должен быть спокойным, эмпатичным, всепрощающим». Эта установка, будучи благородной, может превратиться во внутренний цензор, подавляющий раздражение, усталость, сомнения.
Результаты пилотного исследования (N = 50 магистрантов ТГУ) показывают, что профессиональная маска — не редкое явление, а массовый феномен.
Распространённость чувства внутреннего разлада среди студентов-психологов (N = 50)
Часто (ежедневно/еженедельно) ■■■■■■■■■■■■■■■ 73 %
Иногда (раз в месяц) ■■■■■■■■ 22 %
Почти никогда ■ 5 %
Источник: данные авторского пилотного исследования, октябрь-ноябрь 2025 г.
Путь к подлинности: модель психологической помощи.
На основе теоретического анализа и эмпирических данных автором разработана интегративная модель психологической помощи, направленной на обретение внутренней целостности.
Рис. 1. Модель психологической помощи, ориентированной на обретение аутентичности
Источник: разработано автором.
Эмпирические данные: голос студентов.
В рамках пилотного исследования было проведено 10 полуструктурированных интервью. Вопрос: «Когда вы в последний раз чувствовали, что “вы не вы”?» вызвал глубокие отклики.
Анна, 23 года:
«Буквально вчера. На семинаре по консультированию. Преподаватель спросила: “Как бы вы отреагировали, если клиент скажет, что хочет умереть?” Я сразу почувствовала: “Ой, сейчас надо сказать что-то профессиональное… гуманное… правильное”. И сказала фразу из учебника. А внутри — пустота. И ещё стыд: “Ты же будущий психолог, а реагируешь как робот”».
Для анализа ответов использовался метод тематического анализа.
Таблица 2
Тематические категории в интервью о «потере себя»
|
Категория |
Частота упоминаний (N = 50) |
Пример цитаты |
|
Страх несоответствия |
18 |
«Боюсь, что если покажу сомнения — меня перестанут уважать» |
|
Усталость от маски |
15 |
«После семинара чувствую себя выжатой — я не я» |
|
Желание подлинности |
12 |
«Хочу быть не идеальной, а настоящей» |
|
Эмоциональное подавление |
10 |
«Не могу сказать, что злюсь — ведь я психолог» |
Источник: данные авторского исследования.
Заключение.
Анализ показал, что проблема аутентичности — это не метафора, а острая практическая потребность в современной системе подготовки психологов. Подлинность перестаёт быть «бонусом» и становится ключевым компонентом профессиональной компетентности, обеспечивающим эмпатию, устойчивость к выгоранию и качество терапевтического альянса.
Научная новизна настоящей статьи заключается в:
— интеграции понятий «внутренняя целостность» и «аутентичность» в единую концепцию как цель психологической помощи;
— обосновании этического императива аутентичности в профессиональной деятельности психолога;
— предложении практической модели сопровождения, ориентированной на развитие подлинного «Я».
Полученные результаты создают основу для дальнейшего эмпирического исследования и разработки программы психологической помощи, направленной на обретение внутренней целостности и аутентичности у студентов-психологов.
Литература:
- Бороздина Л. М. Аутентичность как психологическая категория // Психологический журнал. — 2018. — Т. 39, № 4. — С. 45–53.
- Климова Е. А. Психология целостности личности: теория и практика. — М.: МГППУ, 2020. — 198 с.
- Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. — СПб.: Питер, 2020. — 320 с.
- Селезнёва Е. В. Личностная аутентичность в профессиональной идентичности психолога: дис. … канд. психол. наук. — Москва, 2020. — 192 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Альпина нон-фикшн, 2019. — 304 с.
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М.: Класс, 2021. — 672 с.

