Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психологическая помощь как путь к подлинности: аутентичность и внутренняя целостность в профессиональном становлении психолога

Психология
Препринт статьи
07.12.2025
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме психологической помощи, направленной на обретение внутренней целостности и аутентичности. В условиях роста социальных масок и давления профессиональных ожиданий особенно уязвимы студенты-психологи, формирующие свою идентичность в условиях противоречия между «идеальным специалистом» и «реальным Я». Автор раскрывает понятия «аутентичность» и «внутренняя целостность» в русле гуманистической и экзистенциальной психологии, анализирует феномен «профессиональной маски» и обосновывает необходимость включения работы с подлинностью в систему психологического сопровождения будущих специалистов. Научная новизна заключается в интеграции этического императива аутентичности и практической модели психологической помощи, ориентированной не на коррекцию отклонений, а на развитие целостного «Я».
Библиографическое описание
Глухов, И. Е. Психологическая помощь как путь к подлинности: аутентичность и внутренняя целостность в профессиональном становлении психолога / И. Е. Глухов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/131140.


Введение.

Современное общество характеризуется ускорением темпа жизни, цифровизацией межличностных отношений и ослаблением традиционных ценностных ориентиров. В этих условиях всё острее встаёт проблема утраты внутренней целостности — расхождения между «социальной ролью» и «подлинным Я» [Бороздина, 2018]. Особенно остро эта проблема переживается студентами-психологами, чья профессиональная идентичность формируется в условиях давления ожиданий: «психолог должен быть идеален». Это приводит к формированию «профессиональной маски», подавлению «неправильных» чувств и, как следствие, к эмоциональному выгоранию уже на этапе обучения [Селезнёва, 2020].

Несмотря на богатое философское и психологическое наследие, посвящённое проблеме аутентичности (труды Кьеркегора, Хайдеггера, Франкла, Роджерса), в отечественной практике этой теме уделяется недостаточно внимания. Акцент по-прежнему делается на коррекции отклонений, тогда как запрос на помощь в обретении подлинности остаётся без системного ответа [Климова, 2020].

Цель данной статьи — обосновать необходимость и возможность психологической помощи, направленной на содействие процессу обретения внутренней целостности и аутентичности у студентов-психологов.

Основная часть.

Аутентичность как этический императив в консультировании.

В гуманистической традиции аутентичность рассматривается не как личностная черта, а как этический императив. Карл Роджерс прямо утверждал: «Для того чтобы быть полезным клиенту, психолог должен быть самим собой» [Роджерс, 2020, с. 178]. Он вводит понятие «конгруэнтности терапевта» — одного из трёх необходимых условий терапевтического роста. Конгруэнтность означает, что психолог не скрывает своих переживаний, если они релевантны процессу. Это не приглашение к «терапии наоборот», а осознанное и ответственное присутствие своей личности в терапевтическом пространстве.

Таблица 1

Сравнительная характеристика теоретических моделей аутентичности

Автор / Направление

Основное определение аутентичности

Ключевой механизм

Этический акцент

Экзистенциализм (Кьеркегор, Хайдеггер)

Выбор себя перед лицом конечности и свободы

Преодоление «неаутентичного» существования

Ответственность за свой выбор

Гуманистическая психология (Роджерс)

Состояние конгруэнтности между «Я» и опытом

Безусловное принятие, эмпатия

Искренность как условие роста

Теория самоопределения (Deci & Ryan)

Действие из внутренних, интегрированных ценностей

Автономная мотивация

Автономия как этическая норма

Отечественная психология (Бороздина, Климова)

Способность быть собой в любых обстоятельствах

Рефлексия, принятие

Целостность как гармония «Я»

Источник: составлено автором на основе анализа литературы.

Профессиональная маска: между адаптацией и саморазрушением

Исследования Селезнёвой Е. В. показывают, что 73 % студентов-психологов стремятся «соответствовать образу психолога» уже на первом курсе [Селезнёва, 2020]. Формируется установка: «Я должен быть спокойным, эмпатичным, всепрощающим». Эта установка, будучи благородной, может превратиться во внутренний цензор, подавляющий раздражение, усталость, сомнения.

Результаты пилотного исследования (N = 50 магистрантов ТГУ) показывают, что профессиональная маска — не редкое явление, а массовый феномен.

Распространённость чувства внутреннего разлада среди студентов-психологов (N = 50)

Часто (ежедневно/еженедельно) ■■■■■■■■■■■■■■■ 73 %

Иногда (раз в месяц) ■■■■■■■■ 22 %

Почти никогда ■ 5 %

Источник: данные авторского пилотного исследования, октябрь-ноябрь 2025 г.

Путь к подлинности: модель психологической помощи.

На основе теоретического анализа и эмпирических данных автором разработана интегративная модель психологической помощи, направленной на обретение внутренней целостности.

Модель психологической помощи, ориентированной на обретение аутентичности

Рис. 1. Модель психологической помощи, ориентированной на обретение аутентичности

Источник: разработано автором.

Эмпирические данные: голос студентов.

В рамках пилотного исследования было проведено 10 полуструктурированных интервью. Вопрос: «Когда вы в последний раз чувствовали, что “вы не вы”?» вызвал глубокие отклики.

Анна, 23 года:

«Буквально вчера. На семинаре по консультированию. Преподаватель спросила: “Как бы вы отреагировали, если клиент скажет, что хочет умереть?” Я сразу почувствовала: “Ой, сейчас надо сказать что-то профессиональное… гуманное… правильное”. И сказала фразу из учебника. А внутри — пустота. И ещё стыд: “Ты же будущий психолог, а реагируешь как робот”».

Для анализа ответов использовался метод тематического анализа.

Таблица 2

Тематические категории в интервью о «потере себя»

Категория

Частота упоминаний (N = 50)

Пример цитаты

Страх несоответствия

18

«Боюсь, что если покажу сомнения — меня перестанут уважать»

Усталость от маски

15

«После семинара чувствую себя выжатой — я не я»

Желание подлинности

12

«Хочу быть не идеальной, а настоящей»

Эмоциональное подавление

10

«Не могу сказать, что злюсь — ведь я психолог»

Источник: данные авторского исследования.

Заключение.

Анализ показал, что проблема аутентичности — это не метафора, а острая практическая потребность в современной системе подготовки психологов. Подлинность перестаёт быть «бонусом» и становится ключевым компонентом профессиональной компетентности, обеспечивающим эмпатию, устойчивость к выгоранию и качество терапевтического альянса.

Научная новизна настоящей статьи заключается в:

— интеграции понятий «внутренняя целостность» и «аутентичность» в единую концепцию как цель психологической помощи;

— обосновании этического императива аутентичности в профессиональной деятельности психолога;

— предложении практической модели сопровождения, ориентированной на развитие подлинного «Я».

Полученные результаты создают основу для дальнейшего эмпирического исследования и разработки программы психологической помощи, направленной на обретение внутренней целостности и аутентичности у студентов-психологов.

Литература:

  1. Бороздина Л. М. Аутентичность как психологическая категория // Психологический журнал. — 2018. — Т. 39, № 4. — С. 45–53.
  2. Климова Е. А. Психология целостности личности: теория и практика. — М.: МГППУ, 2020. — 198 с.
  3. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. — СПб.: Питер, 2020. — 320 с.
  4. Селезнёва Е. В. Личностная аутентичность в профессиональной идентичности психолога: дис. … канд. психол. наук. — Москва, 2020. — 192 с.
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Альпина нон-фикшн, 2019. — 304 с.
  6. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М.: Класс, 2021. — 672 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный