Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развивающая предметно-пространственная среда как инструмент развития личности дошкольника

Педагогика
07.12.2025
3
Поделиться
Библиографическое описание
Гречина, О. М. Развивающая предметно-пространственная среда как инструмент развития личности дошкольника / О. М. Гречина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — С. 550-551. — URL: https://moluch.ru/archive/600/131139.


В пункте 3.3.4 ФГОС ДО выделяется ряд требований к развивающей предметно-пространственной среде (далее — РППС), которая должна быть содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. При организации РППС важно учитывать возрастные особенности дошкольников и программное содержание. В основной образовательной программе дошкольного образования детского сада приведен перечень наполнения всех центров группы и участка.

Одна из задач ФОП ДО — обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативы, самостоятельности и ответственности.

РППС помогает педагогу решать педагогические задачи через детскую активность со средой, но если среда не взаимодействует с ребенком, то она не может быть вашим помощником.

Не стоит забывать и о ключевых принципах ФГОС ДО в ФОП ДО:

— Сотрудничество детей, родителей и педагогических работников.

— Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, при котором он становится активным в выборе содержания своего образования (субъектное образование).

— Ребенок полноценный участник образовательных отношений.

— Поддержка детской инициативы.

— Формирование познавательных интересов и познавательных действий.

— Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей.

Очень сложно учесть все это при организации РППС и тогда появилось понятие «говорящая» среда.

«Говорящая» среда — такая среда, которая может выстраивать взаимоотношения с ребенком напрямую, практически без участия взрослого. [1. с. 8]

«Говорящая» среда — это РППС, которая активно взаимодействует с ребенком, побуждает его к исследованию, творчеству и познанию. Это пространство, где каждый элемент стимулирует детскую активность: материалы доступны и интересны, организация пространства логична и понятна, а визуальное оформление вдохновляет. В такой среде ребенок чувствует себя комфортно и безопасно, что способствует его развитию и самовыражению.

Основная задача «говорящей» среды — предоставить ребенку возможность самостоятельно изучать мир, экспериментировать и делать открытия. Это достигается за счет использования разнообразных материалов и оборудования, которые соответствуют возрасту и интересам детей. Важно, чтобы среда была динамичной и менялась в зависимости от реализуемых образовательных задач и потребностей детей.

При создании «говорящей» среды необходимо учитывать принципы ФОП ДО и ФГОС ДО. Это означает, что среда должна быть построена на основе индивидуальных особенностей ребенка, поддерживать его инициативу и самостоятельность, а также формировать познавательные интересы и действия. Важно также обеспечить сотрудничество детей, родителей и педагогов в создании и использовании РППС.

В «говорящей» среде ребенок становится активным участником образовательного процесса, а педагог выступает в роли партнера и помощника. Педагог наблюдает за деятельностью детей, поддерживает их инициативы и помогает им решать возникающие проблемы. В такой среде ребенок чувствует себя уверенно и свободно, что способствует его гармоничному развитию.

Чем же наполнить такую среду, чтоб она «говорила» с детьми?

Создание активно используемого пространства предполагает не только избавление от статичных «мертвых зон», но и трансформацию оставшегося пространства в интерактивную среду. Мебель и оборудование должны быть мобильными, позволяющими легко адаптировать пространство под различные виды деятельности и потребности детей. Углы и ниши можно превратить в тематические зоны, например, уголок уединения с мягкими подушками и книгами или место для экспериментов с природными материалами. Стены можно использовать как интерактивные доски для рисования, размещения детских работ или создания коллажей.

Включение детей в процесс планирования пространства не только способствует развитию их познавательных способностей, но и формирует чувство ответственности за окружающую среду. Когда дети чувствуют, что их мнение учитывается, они более активно участвуют в поддержании порядка и чистоты. Кроме того, совместное планирование развивает навыки коммуникации, сотрудничества и принятия решений.

Педагогу необходимо выступать в роли фасилитатора, направляя процесс планирования и обучения, а также, предлагая различные варианты использования пространства а также предоставляя ресурсы для реализации детских идей и задумок. Важно помнить, что хорошо организованное пространство — это не просто набор предметов и мебели, а динамичная и гибкая среда, способствующая развитию и самореализации каждого ребенка.

Эффективная организация пространства ДОУ требует постоянного анализа и корректировки. Педагог должен регулярно наблюдать за тем, как дети взаимодействуют с различными зонами и материалами, и вносить необходимые изменения, чтобы обеспечить максимальную эффективность использования пространства. Важно слышать «голос» ребенка, ту ценную детскую информацию, которая важна для ребенка.

О. А. Шиян определяет «голос» ребенка как проявление участия детей в построении собственного образования. Это любые свидетельства детской самостоятельности, творчества, проявления инициативы: рисунки и поделки, созданные по собственному замыслу.

Обогащение среды материалами способствует развитию критического мышления и навыков решения проблем. Когда ребенок сталкивается с разнообразными инструментами и ресурсами, он учится экспериментировать, находить нестандартные подходы и выбирать оптимальные решения для достижения поставленной цели. Это, в свою очередь, повышает его уверенность в себе и стимулирует дальнейшее развитие.

Создание среды, в которой признается и ценится индивидуальный вклад каждого ребенка, способствует формированию сплоченного коллектива. Когда ребенок видит, что его идеи и творческие работы находят отклик у сверстников и взрослых, он чувствует себя частью группы и ощущает свою значимость. Это укрепляет его социальные навыки и развивает эмпатию.

Совместная разработка правил группы и центров активности дает детям возможность почувствовать свою ответственность за поддержание порядка и создание комфортной атмосферы. Когда ребенок участвует в формировании правил, он лучше понимает их смысл и охотнее их соблюдает. Это способствует развитию самодисциплины и умения договариваться.

Интерактивная среда, в которой дети могут активно взаимодействовать с пространством и материалами, стимулирует их любознательность и исследовательский интерес. Когда ребенок имеет возможность самостоятельно изучать окружающий мир, он учится задавать вопросы, искать ответы и делать собственные открытия. Это формирует у него активную жизненную позицию и стремление к познанию.

«Говорящая» среда позволяет педагогу активно включать родителей и детей в образовательный процесс. Стоит использовать активные формы взаимодействия с родителями. Наблюдение показывает, что папка-передвижка является пассивным источником информации, на которую родители даже не обращают внимание.

Попробуйте разнообразить раздевалку интересными буклетами, в которых необходимо включение детей и родителей, голосованиями, что позволит учесть мнение родителей и подчеркнет их важность. Родители активно включаются в ответы на детские вопросы, которые размещаются в раздевалке, это помогает им скрасить время ожидания и при этом активно включает их в образовательный процесс. Отсюда родители понимают над чем сейчас работает группа и что они могут сделать с ребенком дома.

Важно донести до родителей, в чем ценность их участия в таких активностях.

Хочется подчеркнуть важность создания «говорящей» среды для гармоничного развития личности ребенка, где он может проявить свою инициативу, творчески потенциал и чувствовать себя важным в этом пространстве.

Литература:

  1. Илюхина Ю. В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада? Сборник вопросов и ответов для неслучайных педагогов. Учебно-методическое пособие. — Краснодар: Экоинвест, 2022.
  2. Шиян О. А. Современный детский сад. Каким он должен быть. Методическое пособие. — М.: Мозаика — Синтез, 2022.
  3. Миркес М. М. Практики субъектности в образовании. — М.: Линка-Пресс, 2019.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный