Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Повышение познавательной активности младших школьников на уроках математики посредством игровых технологий

Педагогика
Препринт статьи
06.12.2025
Поделиться
Аннотация
Данная статья посвящена эффективному применению игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Основное внимание уделяется возможностям повышения познавательной активности младших школьников путем включения элементов игры в учебный процесс. Приведен анализ психолого-дидактических основ применения игровых технологий, описаны особенности организации учебного процесса и представлены результаты пилотного исследования, подтверждающие положительное влияние игровых технологий на мотивацию и успехи учеников.
Библиографическое описание
Чуйкова, Д. В. Повышение познавательной активности младших школьников на уроках математики посредством игровых технологий / Д. В. Чуйкова, Е. Ю. Апухтина, С. Ю. Диденко, А. В. Ткачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/130923.


Введение

Вопрос эффективной организации учебного процесса в начальной школе остаётся актуальным на протяжении длительного периода времени. Важнейшей задачей педагогов является обеспечение высоких результатов обучения и воспитания, поддержание высокого уровня познавательной активности и мотивации к обучению. Традиционный подход к преподаванию математики зачастую вызывает трудности у младших школьников, поскольку логика и абстрактность математических понятий далеко не всегда соответствуют восприятию и опыту ребенка. В связи с этим возникает потребность в поиске альтернативных способов подачи материала, одним из которых становятся игровые технологии.

Игра занимает особое место в жизни ребёнка, выступая основным видом деятельности, средством социализации и источником удовольствия. Современные педагоги рассматривают игровую форму обучения как мощный ресурс повышения интереса к учебе и лучшего усвоения учебного материала. Актуальность применения игровых технологий связана с необходимостью создания комфортных условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, активного участия в учебном процессе и позитивного отношения к учёбе.

Цель настоящего исследования — изучить потенциал игровых технологий в качестве средства повышения познавательной активности младших школьников на уроках математики.

Теоретические основы использования игровых технологий

Игровые технологии имеют глубокие корни в психологической науке и педагогической практике. Работы известных учёных, таких как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, подчёркивают ведущую роль игры в детском развитии. По мнению ряда авторов, важнейший вклад игры заключается в том, что она создаёт благоприятные условия для проявления инициативы, самостоятельной деятельности и осознания себя субъектом познания.

Психологи утверждают, что ребёнок дошкольного возраста воспринимает мир преимущественно через образы и символы, а значит, лучшим способом передать новое знание является игра. Процесс игры направлен на воспитание у ребёнка желания учиться, самостоятельного поиска ответов на вопросы и преодоления препятствий. Таким образом, введение игровых технологий рассматривается как важный фактор поддержки познавательной активности ребёнка.

Зарубежный опыт также поддерживает идею важности игровых форматов в обучении. Так, в скандинавских школах широко используется проектная деятельность, игровые пространства и игровые модели, нацеленные на раскрытие детского потенциала. Особенно выделяются финские образовательные проекты, в которых приоритет отдаётся свободной творческой деятельности, основанной на принципах игротерапии.

Отечественный опыт внедряет игровые техники в школу, включая интеграцию мультимедиа, онлайн-квестов и игровых платформ. Многие современные российские школы применяют игровые формы занятий, как средство повышения мотивации и производительности обучения.

Экспериментальное исследование

Для проверки предположения о влиянии игровых технологий на познавательную активность младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование в трёх параллельных классах начальной школы. Два класса проходили традиционный учебный курс, третий — экспериментальный — занимался с применением игровых технологий.

Каждый урок состоял из трех этапов:

  1. Вступительная часть. Рассказывалось о правилах игры, целях и структуре занятия.
  2. Практическая часть. Осуществлялось выполнение упражнений в игровой форме.
  3. Заключительная часть. Подводились итоги, оценивалось поведение и участие детей.

Использовались разнообразные игровые приёмы, такие как «Математический лабиринт», «Логический кубик», «Крестики-нолики с цифрами», сюжетно-ролевые игры и творческие конкурсы. В результате шести месяцев регулярных занятий в экспериментальном классе произошли значительные перемены:

— Улучшились показатели усвоения материала: число правильных ответов увеличилось на 25 %.

— Возросла скорость вычислений и правильность арифметических операций.

— Отмечены качественные изменения в восприятии математики как интересного и полезного предмета.

Также уменьшился уровень тревоги и неуверенности, типичный для младших школьников, испытывающих стресс от традиционной системы обучения.

Оценка эффективности игровых технологий

Эффективность применения игровых технологий проверялась с помощью диагностических процедур, включавших мониторинг успеваемости, наблюдение за поведением детей и проведение опросов. Были выявлены ключевые факторы, определяющие успешность использования игровых технологий:

— Соответствие игры возрасту и потребностям ребёнка.

— Создание атмосферы сотрудничества и взаимоподдержки.

— Активизация процессов памяти, воображения и ассоциативного мышления.

— Индивидуализация учебного процесса.

Среди преимуществ игровых технологий отметим повышение устойчивости к стрессу, снижение утомляемости и увеличение удовлетворённости результатами собственного труда.

Основные рекомендации для преподавателей

Для успешной интеграции игровых технологий в школьную программу рекомендуется придерживаться следующих принципов:

— Планировать занятия заранее, предварительно выбирая подходящие игровые формы и адекватные целям обучения.

— Ориентироваться на индивидуальные особенности учеников, обеспечивая дифференцированный подход.

— Включать моменты рефлексии и обратной связи, позволять детям оценивать собственный прогресс.

— Поддерживать постоянную обратную связь с семьёй, поощряя родительские усилия в поддержке домашней работы.

Следует помнить, что внедрение игровых технологий — длительный процесс, требующий постоянного мониторинга и корректировки.

Заключение

Результатом исследования стала демонстрация действенности игровых технологий в качестве инструмента формирования познавательной активности младших школьников на уроках математики. Проанализированы механизмы, лежащие в основе эффекта игровых технологий, выделены главные условия их успешного применения.

По итогам экспериментов установлено, что игровые технологии способны положительно влиять на восприятие учебного материала, мотивацию и общее отношение детей к учёбе. Вместе с тем необходимо подчеркнуть важность компетентностного подхода, регулярного контроля качества занятий и своевременной адаптации программного материала к новым условиям.

Предложенные в статье идеи открывают путь к дальнейшему изучению игровых технологий, их оптимизации и распространению в массовой образовательной практике.

Литература:

  1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Москва: Академия, 2016. 256 с.
  2. Николаев А. Ю. Новые подходы к построению курса математики в начальной школе // Народное образование. 2018. № 5. С. 12–18.
  3. Соловьева Н. В. Проектирование образовательных сред на основе игровых технологий // Школьные технологии. 2019. № 4. С. 51–56.
  4. Леонтьев А. Н. Психология воспитания и обучения. Москва: Просвещение, 2017. 320 с.
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном детстве. Москва: Прогресс, 2016. 184 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный