Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Современные технологии начального общего образования

Педагогика
13.07.2024
84
Поделиться
Библиографическое описание
Егорова, Е. В. Современные технологии начального общего образования / Е. В. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/527/116641/.


В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, развивают внимание и познавательный интерес к предмету.

Ключевые слова: педагогические технологии, игровые технологии, игра, познавательная деятельность, структура игры, дидактическая цель.

Современный педагог — это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные способности.

Для осуществления этих задач учителю необходимо знать и применять на уроках современные педагогические технологии.

«Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [6].

В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными являются игровые технологии.

Игровые технологии — это система психолого-педагогических методик, приемов для изучения воспитательного процесса, с применением различных игровых программ, это одна из уникальных форм обучения и эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся.

В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.

Игры стимулируют умственную деятельность детей, а также развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игровые технологии позволяют сделать интересной и увлекательной работу учащихся на каждодневных уроках. Занимательные игры и игровые ситуации окрашивают урок эмоционально, помогают снять чувство усталости, усиливают непроизвольное запоминание, раскрывают способности детей, их индивидуальность.

В. А. Сухомлинский сказал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Ведь игра — это деятельность, труд и творчество. Дети, играя, развиваются. Развивают ум и человеческие качества.

При проведении уроков математики активно использую игры и игровые моменты. Самое важное, чтобы цель игры совпадала с учебной задачей, которая поставлена на урок. У младших школьников развито наглядно-образное мышление, поэтому на уроках использую множество наглядности. Это и сказочные герои, и герои детских мультфильмов. Они создают нужное настроение. С целью развития интереса к математике и повышения активности детей на уроке, использую игры, которые помогают ребенку в дальнейшей жизни.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

– игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

– игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.

– игры, включающие элементы поиска и творчества.

Каждая игра имеет структуру:

1) цель — что проверяем, что закрепляем, что изучаем;

2) правила — условие игры и как выполнять;

3) игровые действия.

Применение игр происходит на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при частично — поисковых заданиях, при обобщении и закреплении.

Ученики младшего школьного возраста любят сказки. Сказка вызывает у детей радость, внимание, интерес. На таких уроках царит хорошее настроение, а это залог плодотворной работы. При изучении математики обучающиеся помогают сказочным героям преодолевать трудности. Дети отправляются в путь, одолевая самые неожиданные препятствия, выполняют математические задания, отгадывают загадки, ребусы и т. д. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала.

Математика — один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, создавая тем самым условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Рассмотрим некоторые из игровых технологий на уроках математики в начальной школе [4].

Игры с использованием геометрического материала.

  1. Игра «Увлекательная геометрия».

Дидактическая цель: повторить и закрепить знания про геометрические фигуры.

Задание. Учитель предлагает учащимся назвать, на какие геометрические фигуры похожи предметы, которые нас окружают.

Учащиеся называют предметы, а учитель в это время с помощью презентации показывает, какое домашнее животное получается из угаданных геометрических фигур.

  1. Игра «Капитошка».

Дидактическая цель: повторить и закрепить знания про геометрические фигуры.

Карточка с геометрическими фигурами, картинка Капитошки. Капитошка нарисовал геометрические фигуры. Подул ветерок и все фигуры разлетелись и перемешались.

Задание. Помоги ему разобраться, где какая фигура. Обведи зеленым карандашом все квадраты, красным — все прямоугольники, синим — все треугольники. Цвет круга определи сам.

  1. Игра «Бабочки».

Дидактическая цель:повторить и закрепить приемы сложения и вычитания.

Оборудование: рисунки бабочек и цветов.

Содержание: на доске цветы с числом, бабочки группой на другой части доски. Детям предлагаю отгадать, на какой цветок сядет бабочка. Для этого они читают примеры на обратной стороне рисунков бабочек и выполняют вычисления, затем сажают бабочек на цветы [3].

  1. Игра «Математический баскетбол».

Дидактическая цель: формировать навыки сложения и вычитания в пределах 20, 100, 1000 или умножения и деления.

Оборудование: картинки баскетбольных корзин с ответами, мячей с примерами.

Содержание: на доске баскетбольные корзины, дети объединились в команды, берут мяч с примером, называют ответ и бросают его в корзину.

  1. Игра «Математическая рыбалка».

Дидактическая цель: закрепить умение учащихся выполнять простые арифметические действия на сложение и вычитание.

Оборудование: рыбки с примерами, игрушечное ведерко.

Содержание: играют команды, по очереди берут рыбку и решают пример. Решил правильно — поймал рыбку. Кто больше наловит. Можно примеры писать с обратной стороны рыбок.

  1. Игра «Шифровальщик».

Дидактическая цель: повторить, закрепить математические вычисления.

Оборудование:алфавит и цифры.

С помощью алфавита и цифр расшифровать слова в прямоугольниках.

Большой интерес вызывают у учащихся математические задания с логической нагрузкой [2].

  1. Игра «Животные и цифры».

Задание. Вам необходимо узнать, какие животные соответствуют цифре.

Для этого необходимо решить примеры [1].

Оборудование: картинки животных, примеры.

Таким образом, игровые технологии вносят в обучение разнообразие, содействуют увлекательной подаче материала, мотивируют учащихся к изучению нового. С помощью игры педагог может более эффективно работать с учащимися. Игровые технологии учат ребёнка работать в коллективе, приучают к самостоятельности, помогают развитию способностей. Ребёнок становится организованней. Преимущества игры можно перечислять бесконечно. Более продуктивной, прогрессивной, увлекательной и блестящей деятельности не найти [6].

Литература:

  1. Балашова О. В. Математические головоломки. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2021/02/02/ (дата обращения: 24.01.2024)
  2. Грушина Н. Е. Презентация для 2 класса. Игры «Шифровальщик», «Палиндромы». — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2021/02/02/ (дата обращения: 24.01.20204)
  3. Давлатова О. Ю. Математическая игра. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/10/28/ (дата обращения: 25.01.2024)
  4. Кунская Е. Г. Игровые технологии в начальной школе в условиях ФГОС. — URL: https://multiurok.ru/files/igrovye-tekhnologii (дата обращения: 30.01.2024)
  5. Михайлова В. В. Дидактические игры на уроках в начальной школе как средство активизации познавательной активности. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2021/03/26/ (дата обращения 26.01.2024)
  6. Никитина С. А. Игровые технологии на уроках в начальной школе. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2021/11/04/ (дата обращения: 27. 01.2024)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
педагогические технологии
игровые технологии
игра
познавательная деятельность
структура игры
дидактическая цель
Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 232-234):
Часть 4 (стр. 225-292)
Расположение в файле:
стр. 225стр. 232-234стр. 292

Молодой учёный