Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Анализ юридических составов и видов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

Научный руководитель
Юриспруденция
22.11.2025
20
Поделиться
Аннотация
В статье проводится комплексный анализ юридических составов и видов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Рассматриваются элементы состава административного правонарушения, их значение для квалификации, проводится классификация правонарушений по главе 20 КоАП РФ, а также анализируется судебная практика и роль Пленума Верховного Суда РФ в обеспечении единообразия правоприменения.
Библиографическое описание
Селиверстова, Л. А. Анализ юридических составов и видов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность / Л. А. Селиверстова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 286-287. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130397.


The article provides a comprehensive analysis of the legal elements and types of administrative offenses encroaching on public order and public safety. The study examines the structure of administrative offense elements, their role in qualification, and judicial interpretation in light of the resolutions of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation. Special attention is given to the influence of modern conditions, including the digitalization of administrative control and security challenges during the special military operation.

Keywords: administrative offense, legal elements, public order, public safety, Code of Administrative Offenses, legal liability.

Система административных правонарушений, предусмотренных главой 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), является одной из ключевых в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности [1, с. 34]. Ее нормы направлены на защиту фундаментальных общественных интересов — стабильности, спокойствия, законности и доверия граждан к органам государственной власти.

Юридический состав административного правонарушения традиционно включает четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Каждый элемент имеет самостоятельное значение при квалификации деяния [2, с. 18]. Нарушение любого из них влечет невозможность привлечения лица к ответственности. В то же время в правоприменительной практике нередко возникают сложности, связанные с определением границ между объективной и субъективной стороной правонарушения, особенно в делах, касающихся экстремистских проявлений (ст.ст. 20.3.1–20.3.3 КоАП РФ).

Объектом данных правонарушений выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование общественной жизни, защиту прав граждан, а также поддержание общественной безопасности. В теоретической доктрине выделяются общие и родовые объекты посягательства, что позволяет систематизировать нормы главы 20 КоАП РФ в зависимости от степени общественной опасности деяния [3].

Анализ объективной стороны показывает, что для большинства правонарушений, посягающих на общественный порядок, характерна активная форма действия — организация несанкционированных мероприятий, распространение символики экстремистских организаций, публичные призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации и др. [4]. В современных условиях, включая период проведения специальной военной операции, данные составы приобретают особую значимость, поскольку нарушение общественного порядка способно повлечь массовые дестабилизирующие последствия.

Субъектом административного правонарушения может быть как гражданин, так и должностное лицо, а в отдельных случаях — юридическое лицо. Проблематика привлечения юридических лиц к административной ответственности активно исследуется в современной юридической литературе и остаётся дискуссионной [5, с. 62]. При этом действующее законодательство исходит из принципа виновности, исключающего объективное вменение (ст. 1.5 КоАП РФ).

Субъективная сторона составов правонарушений главы 20 КоАП РФ характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности.

В ряде случаев (например, ст. 20.3.3 КоАП РФ) доказательство умысла на дискредитацию Вооружённых Сил РФ вызывает сложности у правоприменителя. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 от 24.10.2006 и № 2 от 10.02.2009 содержат разъяснения относительно необходимости конкретизации субъективных признаков и недопустимости формального подхода [6].

Особое внимание следует уделить видам административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и безопасность. Условно их можно разделить на три группы: 1) правонарушения против порядка управления (например, ст. 20.1–20.2 КоАП РФ); 2) правонарушения, связанные с нарушением общественной морали и спокойствия граждан (например, ст. 20.21); 3) правонарушения, связанные с угрозой государственной безопасности и территориальной целостности (например, ст. 20.3.2–20.3.3, 20.29).

Юридический анализ составов показывает, что законодатель стремится к повышению превентивного потенциала административных норм.

Усиление санкций, введение новых составов (например, ст. 20.3.3 КоАП РФ в редакции 2022 г.) отражает стремление государства адекватно реагировать на современные вызовы безопасности, в том числе в контексте проведения СВО и мобилизационных мероприятий [7].

Теоретическое осмысление состава административного правонарушения имеет не только академическое, но и практическое значение. Корректная квалификация позволяет дифференцировать меры ответственности и избежать нарушения принципа справедливости.

Именно поэтому совершенствование норм главы 20 КоАП РФ должно сопровождаться единообразием судебной практики, основанной на разъяснениях Пленума ВС РФ и доктринальных выводах теории административного права.

Таким образом, анализ юридических составов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, показывает, что данный институт продолжает развиваться, отвечая требованиям времени и повышенным стандартам общественной безопасности. Он сохраняет фундаментальное значение в системе мер административного принуждения и правового обеспечения устойчивости государства.

Литература:

  1. Бахрах Д. Н. Административное право России. М.: Норма, 2021.
  2. Старилов Ю. Н. Административная ответственность: проблемы теории и практики. Воронеж: ВГУ, 2020.
  3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Теоретические основы административного права. М.: Юрайт, 2022.
  4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 2020 г.) // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 2024 г.) // Собрание законодательства РФ.
  6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 19 «О судебной практике по делам об административных правонарушениях».
  7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об административных правонарушениях».
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 286-287):
Часть 4 (стр. 221-287)
Расположение в файле:
стр. 221стр. 286-287стр. 287

Молодой учёный