The article examines the main changes in the administrative law system under the influence of technological development and digitalization. It analyzes new forms of administrative procedures, digital platforms for providing public services, and the problems of personal data protection and cybersecurity. The article proposes ways to improve administrative legislation in the context of digital transformation. It concludes that it is necessary to adapt administrative and legal mechanisms to the challenges of the modern world.
Keywords: administrative law, digitalization, public services, e-government, personal data, artificial intelligence, regulation, administrative procedures.
Введение
Россия занимает важное место в современном мире благодаря своему геополитическому положению и способности адаптироваться к глобальным технологическим изменениям. Цифровая трансформация, охватывающая все аспекты общественной жизни, оказывает значительное влияние на систему государственного управления и правовую сферу в целом.
Тенденции и угрозы, связанные с развитием технологий, отражены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и программе «Цифровая экономика». В XXI веке эффективность государственного управления напрямую зависит от внедрения цифровых технологий, что требует соответствующего правового регулирования.
Административное право, регулирующее деятельность органов исполнительной власти, находится на переднем крае этих изменений. Традиционные административные процедуры, формы контроля и надзора, а также способы взаимодействия государства и граждан трансформируются под воздействием цифровизации, искусственного интеллекта и анализа больших данных.
Актуальность темы исследования обусловлена:
- необходимостью теоретического осмысления новых цифровых реалий в административно-правовой науке;
- потребностью в совершенствовании административного законодательства для эффективного регулирования цифровой среды;
- возможностью повышения качества государственных услуг и прозрачности управления за счет внедрения современных технологий.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления в условиях цифровой трансформации.
Предмет исследования — нормы административного права и практика их применения, требующие адаптации к технологическому развитию и цифровизации.
Основные положения
Современное состояние цифровизации административных процессов
Анализ существующей системы государственного управления свидетельствует о активном внедрении цифровых платформ, таких как «Госуслуги», Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и др. Однако нормативная база, регулирующая их использование, зачастую отстает от темпов технологического развития.
Так, многие административные регламенты не учитывают возможность полностью автоматизированного принятия решений, что создает правовые пробелы и ограничивает потенциал цифровизации.
Данные недостатки усугубляются рядом противоречий:
- между объективной необходимостью использования больших данных и искусственного интеллекта (ИИ) в государственном управлении и отсутствием адекватных административно-правовых механизмов, обеспечивающих права граждан;
- между стремлением к повышению эффективности управления через автоматизацию и требованием сохранения человеческого контроля за принятием юридически значимых решений.
Методология и организация исследования
В ходе исследования была выдвинута рабочая гипотеза , согласно которой разработка и внедрение специального цифрового административного регламента, основанного на рискориентированном подходе и использовании данных, позволят повысить эффективность предоставления государственных услуг без снижения уровня защиты прав граждан.
Задачи исследования:
- выявить современное состояние и проблемы цифровизации в деятельности органов исполнительной власти;
- разработать и обосновать модель цифрового административного регламента на примере предоставления отдельных государственных услуг;
- провести экспериментальную апробацию разработанной модели в пилотных органах власти;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию административного законодательства.
Экспериментальная часть и результаты
На первом этапе был проведен анализ нормативно-правовой базы и опрос 50 государственных служащих из двух пилотных регионов. Результаты показали, что 78 % респондентов сталкиваются с проблемами правового характера при использовании цифровых систем.
На втором этапе был разработан цифровой административный регламент для услуги «Постановка на кадастровый учет недвижимости», предусматривающий использование элементов ИИ для предварительной проверки документов и рискориентированного подхода для определения интенсивности последующего контроля.
На третьем этапе был проведен эксперимент. Сотрудники Управления Росреестра по N-ской области были разделены на две группы:
1. Экспериментальная группа — 15 человек: работала по новому цифровому регламенту с использованием системы анализа данных.
2. Контрольная группа — 15 человек: продолжала работать по стандартному регламенту.
Критериями эффективности были выбраны:
- срок оказания услуги (в рабочих днях);
- количество отказов в предоставлении услуги из-за неполного пакета документов;
- удовлетворенность граждан качеством услуги (по 5-балльной шкале).
|
Показатель |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|
Срок оказания услуги, дни |
9,5 |
6,2 |
|
Количество отказов из-за неполного пакета документов, % |
12 |
4 |
|
Удовлетворенность граждан, баллы |
3,8 |
4,5 |
Заключение
По итогам исследования были сделаны выводы о том, что основными направлениями совершенствования административного права в условиях цифровизации являются:
- разработка и внедрение цифровых административных регламентов, которые предусматривают использование больших данных, искусственного интеллекта и рискориентированного подхода;
- создание гибкой нормативной базы для регулирования алгоритмов и ИИ, включая вопросы ответственности за автоматически принимаемые решения;
- усиление защиты персональных данных и повышение киберустойчивости государственных информационных систем;
- развитие цифровых компетенций государственных служащих для эффективной работы в новых условиях;
- обеспечение принципа прозрачности (транспарентности) при использовании алгоритмических систем для принятия решений.
Результаты проведенного эксперимента подтвердили рабочую гипотезу: внедрение разработанного цифрового регламента позволило повысить эффективность предоставления государственной услуги в среднем на 30 % без увеличения рисков и с соблюдением прав граждан.
В целом совершенствование административного законодательства с учетом технологического развития позволит:
- повысить качество и доступность государственных услуг;
- оптимизировать административные процедуры и снизить нагрузку на органы власти;
- создать благоприятные условия для дальнейшей цифровой трансформации государственного управления.
Тем самым будет обеспечено соответствие административно-правового регулирования современным вызовам и потребностям общества.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=500166&dst=100001#7Cqcu2VUUlacDOcm
- Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=503689&cacheid=2A2ADB74B57DB5D185C3CA2A0ED6991E&mode=splus&rnd=2LrnQ#ziCfu2VKJQg7vrz7
- Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919
- White Paper on Artificial Intelligence: a European Approach to Excellence and Trust / European Commission. — 2020. — URL: https://commission.europa.eu/system/files/2020-02/commission-white-paper-artificial-intelligence-feb2020_en.pdf
- Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (утратил силу). — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391
- Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Информационное общество”». — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=518041#Z2ihu2Vu4IXUipW41
- Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=422007&dst=1000000001&cacheid=CE5531FEB3CDCFC4B41C653E62D68FF7&mode=splus&rnd=2LrnQ#5t4iu2VzUDYcgwgT
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 24.06.2025) «О персональных данных». — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=499769&dst=1000000001&cacheid=12D059E971EB757C578DEEAD12A75E1F&mode=splus&rnd=2LrnQ#jldiu2Vo0va3REol

