Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» впервые закрепил единый подход к регулированию отношений, связанных с профилактикой противоправного поведения. Документ определяет правовые и организационные начала функционирования системы профилактики, устанавливает её основные принципы и виды, а также разграничивает полномочия субъектов профилактической деятельности и права лиц, участвующих в её реализации.
Одним из ключевых положений закона стало легальное закрепление понятия профилактики правонарушений. Она рассматривается как комплекс мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, формирующих риски противоправного поведения, а также на воспитательное воздействие, позволяющее предотвратить нарушения или антиобщественные проявления. Понятие «правонарушения» при этом включает как преступления, так и административные деликты [1].
Закон определяет базовые принципы профилактики: приоритет прав граждан, законность, системность, открытость, научная обоснованность принимаемых мер, компетентность субъектов и их ответственность за соблюдение прав участников профилактической деятельности. Эти принципы задают основу для дальнейшего развития теоретических подходов.
В научной доктрине профилактика традиционно связывается с предупреждением правонарушений. Понимание профилактики может быть широким — как деятельность по недопущению противоправных деяний в целом, и узким — как меры, направленные на выявление факторов риска и лиц, склонных к нарушениям, с последующим воздействием, препятствующим их возможному противоправному поведению. Таким образом, предупреждение невозможно без эффективной профилактической работы, направленной как на социальную среду, так и на конкретных лиц [3].
Закон об основах профилактики выделяет два ключевых вида профилактики: общую и индивидуальную. Общая направлена на устранение причин и условий совершения правонарушений в широком социальном контексте, индивидуальная — на работу с конкретными лицами и ситуациями. Их взаимодействие рассматривается как диалектическое единство: обе преследуют общую цель — снижение правонарушаемости.
Особенности профилактики в сфере дорожного движения определяются спецификой транспортной системы: высокой интенсивностью движения, большим количеством участников, наличием источника повышенной опасности и значительной латентностью нарушений. По этой причине обеспечение безопасности дорожного движения включено в основные направления профилактической деятельности государства.
Нормативная база профилактики правонарушений в целом и в дорожной сфере, в частности, опирается на Конституцию РФ, международные стандарты, федеральное законодательство, акты Президента и Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ и муниципалитетов. В то же время Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» не использует термин «профилактика правонарушений» как самостоятельный элемент, ограничиваясь категориями предупреждения ДТП и профилактики аварийности. Это объяснимо, поскольку ДТП выступают негативным последствием нарушения установленных правил.
К ключевым субъектам профилактики относятся федеральные органы исполнительной власти. Среди них центральную роль играет МВД России, а специализированные меры реализуются Госавтоинспекцией. Полиция обязана выявлять причины административных правонарушений, устранять условия, способствующие их совершению, а также обеспечивать безопасность дорожного движения. В административных регламентах и ведомственных положениях подробно описаны формы профилактической работы — от выявления потенциальных нарушений до устранения факторов риска [2].
Несмотря на широкую нормативную базу, понятие профилактики правонарушений в сфере дорожного движения в действующих актах чётко не определено, что затрудняет реализацию соответствующих полномочий и создаёт неопределённость в правоприменении.
Профилактическая деятельность в дорожной сфере включает комплекс правовых, организационных, технических, информационных, пропагандистских и тактических мер. Правовые акты, регулирующие эту работу, должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, быть изданы уполномоченными органами в пределах компетенции и обеспечивать соблюдение прав граждан. Важным требованием является также их целесообразность, выражающаяся в своевременности, научной обоснованности и актуальности.
Организационно-технические меры охватывают предупреждение нарушений через предостережения, предписания, представления, а также осуществление дорожно-патрульной службы. Последняя играет важную роль, поскольку постоянное присутствие сотрудников Госавтоинспекции оказывает превентивное воздействие на участников движения. Используются и технические средства — системы фото- и видеофиксации, инженерные конструкции, контроль состояния дорожной сети.
Значительную роль играют информационно-пропагандистские и массово-разъяснительные меры: проведение тематических акций, взаимодействие со СМИ, организация социальной рекламы, разработка образовательных программ и формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах. Эти задачи детально урегулированы ведомственными инструкциями, включая Наставление по пропаганде безопасности дорожного движения.
К инженерно-техническим мерам относятся надзор за техническим состоянием транспортных средств, обустройство опасных участков, использование передвижных лабораторий, а также внедрение автоматизированных систем фиксации нарушений.
Рассмотренный комплекс мер показывает, что профилактика правонарушений в дорожной сфере представляет собой многогранное и системное явление. Для его полноценного анализа требуется отдельное глубокое исследование.
Обобщая изложенное, можно выделить ключевые условия повышения эффективности профилактики нарушений правил дорожного движения:
— применение комплекса мер общей и индивидуальной профилактики;
— обеспечение принципа неотвратимости ответственности;
— создание оптимального механизма реализации административных санкций;
— систематическое правовое обучение и информирование граждан, начиная со школьного возраста;
— участие не только государственных органов, но и институтов гражданского общества.
Такой подход позволит повысить результативность профилактики и создать более безопасную среду дорожного движения.
Литература:
- Антонов С. Н. Предписание как форма профилактической деятельности Госавтоинспекции / С. Н. Антонов, Д. В. Горбунов, П. В. Молчанов, М. И. Попов // Безопасность дорожного движения: Сб. науч. тр. Вып. 11 / Ред. В. Д. Кондратьев. М.: НИЦ БДД МВД России, 2011. С. 159–174.
- Россинский Б. В. Административные наказания в сфере дорожного движения и аварийность на автомобильном транспорте / Б. В. Россинский // Административное право и процесс. 2014. № 5. С. 8–14.
- Савченко А. А. Соотношение понятий профилактики преступлений и предупреждения преступлений в современной юридической доктрине / А. А. Савченко // Современное право. 2010. № 3. С. 112–114.

