В статье автор исследует особенности организации времени и пространства в повести Д. Емца «ШНыр. Пегас, лев и кентавр».
Ключевые слова: пространство, время, двушка, болото.
В данной работе наиболее подробно будет рассматриваться именно первая книга цикла «Пегас, лев и кентавр». Такое решение было принято в связи с тем, что в ней даётся первое и наиболее полное представление о мирах, в которых будут развиваться все дальнейшие события. В ней формируются основные временные и пространственные векторы, сохраняющие свою актуальность и для всех последующих частей.
Сама школа ныряльщиков в первой книге описана не так подробно, чтобы составить детальный образ: «ШНыр, казавшийся поначалу устроенным просто — два параллельных корпуса и соединяющая их галерея, — на деле оказался не таким простым, потому что к одной из перекладин «Н» примыкали ещё постройки в форме кривоватого «Ш». …Территория ШНыра впечатляла. Ещё до того, как дорожка закончилась, стало ясно, что вести она может в единственное место — к одноэтажному, протяжённому строению из красного кирпича, под шиферной крышей» [4, с. 211]. На территории школы стоят учебный корпус, общежитие, Зелёный Лабиринт и пегасня. Центром притяжения и детальным описанием отличается именно пегасня. В этом здании шныры готовят пегасов к полётам, заботятся об их здоровье. Это же помещение становится местом личных разговоров героев. Именно в пегасне атмосфера располагает к тому, чтобы поговорить о тревогах будущего, тайнах прошлого и неопределённости настоящего. Так, Рина интересуется своей дальнейшей судьбой в ШНыре, прошлым пропавшей ныряльщицы, находясь в окружении пегасов, которые совершили не одну тысячу «нырков». Возможно, разговоры в пегасне мотивированы тем, что в окружении животных человек расслабляется и поддаётся чувствам.
Интересным для исследования пространства в произведении является «болото». «Болото» — это потусторонний мир зла. В этом месте только опытный шныр способен выжить и не поддаться на соблазны галлюцинаций, желающих оставить всадника в трясине. В книге автор детально описывает местность: «Как и в “стоке”, всё здесь было цвета мясной накипи. Слежавшееся, мерзкое, остановившееся пространство, не содержащее ни надежды, ни радости, ни движения. Мир, замкнувшийся в себе и завонявший, как погибший в яйце птенец» [4, с. 48]. Такое красочное представление «болота» позволяет глубже понять суть и функцию места в смысловом и сюжетном аспектах.
Именно через преодоление «болота» можно следить за нравственными ценностями шныра, его силой воли. На примере Яры можно сказать, что девушка сильна и неподкупна. Она осознаёт, что все сказочные иллюзии рисует «болото», чтобы заманить в трясину и оставить её там, даже на эмоциональные провокации девушка реагирует стойко — Яра понимает, что с её разумом ведут игру, против каких-либо правил пытаются подменить любовь на ненависть.
Глубокое же значение описанной выше местности состоит в её схожести с представлением об аде. Застывшее время указывает нам на вечность нахождения в муках, ведь ни один шныр, застрявший в «болоте», не может вернуться домой. Эльбы, существа населяющее «болото», по функции и облику частично напоминают демонов, наполняющих ад: «В плотной тьме дрейфовали медлительные серые тени, похожие на облепленных глиной карликов с вываренными глазами» [4, с. 49]. Эти существа пытаются заманить шныров обещаниями об исполнении самых глубинных мечтаний: отношения с любимым человеком, отпуск на море, беспечная старость, богатство без усилий — абсолютно любую мысль эльбы готовы преобразовать в приманку. Если шныр начнёт мечтать о предложенном, то медленно будет утопать в «болоте», превращаясь в безликое создание, жаждущее коснуться иллюзии, но не способное ничего сделать. Сотни потерянных душ в «болоте» обречены на вечные муки, как в аду, по представлениям христиан.
Особое внимание уделяется не только пространству, но и времени в «болоте». Сама местность не имеет времени — она не неизменна, там лишь вечный мрак и холод, от которого герои пытаются зарыться глубже в перья пегаса. Однако время отсутствует только у постоянных обитателей «болота». У шныров время искажается в течение нырка. Молодые люди словно борются за право оставить себе не только жизнь, но и осмысление хода часов. Пять минут могут превратиться в несколько часов, но хуже, если — в вечность.
Такая временная аномалия кажется особенно характерной, если воспринимать «болото» как символическое изображение ада. Ведь живой человек не способен прожить долго в царстве мёртвых, если не будет соблюдать правила и постоянно себя торопить покинуть место. Так, например, древнегреческий Орфей, спустившись в преисподнюю за своей возлюбленный, на обратном пути должен был не оглядываться назад, чтобы выйти в мир живых с Эвридикой. В «Школе ныряльщиков» Яра так же старалась не смотреть по сторонам на пути в «двушку», потому что подобное любопытство способно оставить человека навсегда в «болоте».
Такая явная схожесть «болота» с образом ада не случайна, ведь Д. Емец является глубоко верующим человеком, которому знакомы многие христианские традиции и обряды. Поэтому тёмный мир произведения можно смело сопоставить и с христианским учением о мытарствах. Мытарства — это символичное представление людей о частном суде перед Богом. Согласно этому представлению, после смерти душа каждого человека стремиться возвыситься на небеса, но по пути наталкивается на препятствия в лице падших духов, олицетворяющих все существующие грехи и пороки. Истязатели стараются искусить людей, найти их слабость, вывести на эмоции и обличить кипящие внутри каждого страсти. Цель мытарей — показать их сходство с человеком, выставить наружу все тёмные стороны личности, а затем увлечь души в недра ада на вечные мучения. Именно этот процесс и называется мытарством.
В тексте произведения можно наблюдать «болото» как пограничное пространство между двумя мирами (земным миром и небесным) и эльбов, которые напоминают падших духов на пути в рай. Однако в христианских учениях падшие духи, справившись со своей задачей, затягивают человека в ад, а эльбы оставляют людей в болоте. Можно предположить, что Дмитрий Емец совместил пограничное пространство между небом и землёй с адом, создав тем самым «болото», в котором остаются те, кто не сумел пройти испытание на чистоту своих помыслов и души.
Если шныр смог пройти «болото», то он попадает в «двушку». «Двушка» — это часть потустороннего мира, где шныр может некоторое время передохнуть после тяжёлого путешествия по изнуряющему пространству, изобилующему эльбами.
Местность «двушки» описана преимущественно в диалоговой форме, но некоторые подробности можно наблюдать и в привычном описании: «Если в первые минуты здесь двушка была почти бесцветной, темной и лишь слегка намеченной, то сейчас, с каждым новым взмахом крыльев Эриха, становилось подробнее. …Здесь было уже светло, но как-то неокончательно, точно ранним утром. Воздух становился суше» [4, с. 55, 60]. Временные особенности здесь так же ярко выражены, как и в «болоте». В «двушке» время застыло в определённом пространстве, то есть на входе в «двушку» всегда предрассветный час, сколько бы там шныр не находился, но если двигаться в глубь местности, то солнце будет больше выходить из-за горизонта.
Однако существует параллель между «двушкой» и «болотом». В «болоте» тёмное пространство, там застывшая фаза ночи, когда силы зла могут активно действовать. В «двушке» же постоянный промежуток дня с предрассветного часа до закатного, что отсылает нас к мысли об образе рая, ведь в оба места может попасть только тот, кто нравственно чист. Читатель также может проследить изменение состояния персонажей после путешествия через «болото»: несмотря на холод «ада», сразу после перехода в «двушку» шныров обдаёт жаром. Примечательно, что именно неопытные ныряльщики чувствуют себя хуже. Местность буквально испытывает на прочность новоприбывших гостей — достойны ли они находиться на территории «рая», пользоваться её благами. Интересно и то, что ныряльщикам нельзя пребывать длительное время в «двушке». Время там идёт своим ходом, который не подвластен шнырам. Так, Яра торопит новичка, потому что понимает, что их силы на исходе, и они могут не улететь домой. Из-за не пройденной Денисом проверки «закладкой» девушке приходится оставаться в «двушке» дольше положенного, и у неё из носа начинает идти кровь. Придерживаясь аналогии с раем, можем предположить, что это происходит из-за того, что живые не могут долго находиться в небесном царстве, проходить в глубь святой местности, потому что тело не способно приблизиться к истинной святости, но из-за нравственной подготовки человек может прикоснуться к чуду.
Если вернуться к чувству жары у ныряльщиков, перешедших из «болота» в «двушку», то стоит отметить, что сами персонажи делают предположение, что таким образом «двушка» очищает гостей от налипшей в «болоте» грязи. Кроме того, не всех шныров «двушка» впускает, что позволяет нам сделать вывод о том, что данная местность обладает неким критерием душевной чистоты.
Сама «двушка» также представляет собой пространство, скрывающее в себе некие магические артефакты, называемые «закладки». Сложно сказать, есть ли в «двушке» подобие живой души, которая прячет артефакты, или сами «закладки» погружаются в поверхности местности. Известно, что есть живые «закладки», но как они создаются остаётся загадкой. Можем сделать предположение, что по аналогии с раем всё уже было некогда создано высшим существом, и теперь у шныров просто появились знания о том, как попадать в «двушку».
Местоположение артефактов заранее ныряльщикам неизвестно. Как та или иная «закладка», условно, выбирает себе место остаётся лишь догадываться, но чем больше сила или дар артефакта, тем дальше от входа в «двушку» он находится. Конечно, логически объяснимо расположение артефактов по значимости, но как и кто именно их так спрятал, — нет.
Чтобы переместиться из Москвы в «двушку» и обратно, ныряльщики используют пегасов. Неизвестно, когда они появились, как их приручили, но однажды шныры поняли, что только с помощью крылатой фантастической лошади они могут пробраться сквозь «болото» в «двушку». В мире обычных людей пегасы непривычны, поэтому было изобретено средство для перемещения в пространстве и прочих целей — нерпь.
Перемещения в пространстве играет важную роль в фэнтези, потому что это нарушает правила физики реального мира. В произведении телепортация осуществляется далеко не привычным опытному читателю способом. В романе «Гарри Поттер» перемещение в пространстве происходит с помощью заклинаний в любую точку волшебного и магловского миров либо благодаря порталам. В «Школе ныряльщиков» же телепортация возможна только при условии сохранения высоты, на которой стоит человек, то есть перемещение происходит горизонтально. Например, герои произведения в диалогах рассуждают о том, что, использовав нерпь во время падения с многоэтажки, шныр продолжит падать в другой точке выбранной местности, только если не переместится на гору, равной высоте полёта. Такая особенность телепортации вызывает вопросы относительно внутренних законов фэнтези, ведь подобные сложности нецелесообразны в выдуманном автором мире, где всё может работать слажено.
Литература:
- Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М. М. Бахтин. — М.: Художественная литература, 1975.– 504 с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 400 с
- Гак В. Г. Пространство вне пространства. Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 127–135.
- Емец.Д. ШНыр. Пегас, лев и кентавр: повесть / Емец.Д. — Москва: Эксмо, 2010. — 384 с.
- Чугунова К. С. Языковые особенности идиостиля в художественной прозе Дмитрия Емца //дисс.… канд. филол. наук. — 2017. — Т. 10. — №. 01.