Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Организационно-педагогические условия как фактор эффективности системы повышения квалификации педагогов: региональный аспект (на примере Ставрополя)

Педагогика
10.05.2025
4
Поделиться
Библиографическое описание
Малько, М. В. Организационно-педагогические условия как фактор эффективности системы повышения квалификации педагогов: региональный аспект (на примере Ставрополя) / М. В. Малько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 19 (570). — С. 377-379. — URL: https://moluch.ru/archive/570/125054/.


В статье рассматриваются организационно-педагогические условия как ключевой фактор эффективности системы повышения квалификации педагогических работников. Представлены теоретические основания понятия, результаты эмпирического исследования, проведённого среди педагогов и руководителей образовательных организаций города Ставрополя. Обоснованы направления совершенствования системы повышения квалификации на основе анализа проблем и выявленных дефицитов.

Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональное развитие, организационно-педагогические условия, цифровизация, СКИРО ПК и ПРО, педагогические кадры.

Введение

Современная система образования в России сталкивается с вызовами, связанными с внедрением новых образовательных стандартов, цифровизацией и усилением внимания к качеству образовательных результатов. В этих условиях особую актуальность приобретает система повышения квалификации педагогов как инструмент их профессионального развития. Однако эффективность данной системы во многом зависит от организационно-педагогических условий, в которых реализуются программы повышения квалификации. Это включает в себя как организационные аспекты (доступность, инфраструктура, режим обучения), так и педагогические (качество программ, уровень преподавателей, методическая поддержка).

1. Теоретические аспекты организационно-педагогических условий повышения квалификации

Организационно-педагогические условия представляют собой совокупность факторов, обеспечивающих эффективную реализацию образовательного процесса. В контексте повышения квалификации к ним относятся:

инфраструктурные условия (материально-техническая база, учебные помещения, доступ к цифровым ресурсам);

содержательные условия (актуальность и практическая направленность программ, соответствие требованиям ФГОС и профстандарта);

процессуальные условия (формы и методы обучения, интерактивность, индивидуализация); кадровые условия (компетентность преподавателей курсов, наличие тьюторского сопровождения);

мотивационные условия (возможность выбора, признание результатов ПК внутри организации).

Современные исследования подчеркивают, что эффективность повышения квалификации значительно возрастает при использовании личностно-ориентированного и компетентностного подходов, а также при учёте контекста профессиональной деятельности педагога.

2. Эмпирическое исследование в городе Ставрополе: цели, методика, выборка

Цель исследования — объявить проблемные зоны в организации повышения квалификации педагогов в городе Ставрополе и определить перспективные направления совершенствования условий обучения.

Методы: анкетирование педагогов и руководителей образовательных организаций; качественный анализ ответов, включая открытые вопросы; статистическая обработка результатов.

В исследовании приняли участие 113 респондентов: 84 педагога и 29 руководителей образовательных учреждений. Основным местом прохождения курсов повышения квалификации является Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее — СКИРО ПК и ПРО), что делает полученные данные репрезентативными для анализа региональной практики.

3. Основные результаты исследования

3.1. Уровень удовлетворенности системой повышения квалификации

Только 21 % респондентов полностью удовлетворены качеством программ.

49 % отметили, что программы частично соответствуют их профессиональным интересам.

30 % считают темы формальными или неактуальными.

3.2. Формы и условия обучения

58 % проходили смешанные (очно-дистанционные) курсы.

32 % — полностью дистанционные.

Только 25 % удовлетворены качеством обратной связи и методическим сопровождением в дистанционном формате.

3.3. Материально-техническая база СКИРО ПК и ПРО

40 % отметили дефицит современной техники, нестабильный Wi-Fi, слабую мультимедийную поддержку.

36 % испытывали неудобства, связанные с расписанием и формальностью организации. 3.4. Индивидуализация и мотивация

52 % респондентов считают, что курсы не учитывают их реальные запросы.

67 % выразили заинтересованность в гибком выборе тем и графика обучения.

4. Обсуждение результатов: проблемы и противоречия

Результаты исследования подтверждают наличие системных дефицитов:

несоответствие содержания программ актуальным задачам современной школы;

ограниченные возможности выбора формата и тематики обучения;

низкая вовлечённость педагогов в проектирование программ повышения квалификации;

слабая цифровая образовательная среда.

Цифровизация, с одной стороны, расширяет доступ к обучению, но, с другой — обостряет проблемы качества и методического сопровождения, особенно в случаях формального подхода к организации курсов.

5. Рекомендации по совершенствованию условий повышения квалификации

На основе анализа данных и обобщения педагогической практики предлагаются следующие меры:

Актуализация содержания программ: пересмотр тематики с ориентацией на реальные потребности педагогов и вызовы цифровой среды.

Развитие цифровой инфраструктуры СКИРО ПК и ПРО: обновление техники, обеспечение стабильного доступа к интернету, создание цифровой библиотеки.

Внедрение гибких образовательных траекторий: модульность, микрокурсы, свободный выбор тем.

Поддержка преподавателей курсов: их переподготовка по цифровой педагогике и интерактивным методам.

Создание системы обратной связи и оценки качества курсов со стороны участников.

Расширение форм внутришкольной повышения квалификации: семинары, стажировки, взаимное обучение как часть официального повышения квалификации.

Заключение

Организационно-педагогические условия являются ключевым фактором эффективности системы повышения квалификации педагогов. Без их модернизации любые формальные изменения в программах не приведут к реальному росту профессионализма. Региональный опыт города Ставрополя демонстрирует необходимость гибкой, адаптивной и ориентированной на запросы педагогов системы повышения квалификации, сочетающей цифровые возможности с практической направленностью обучения.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
повышение квалификации
профессиональное развитие
организационно-педагогические условия
цифровизация
СКИРО ПК и ПРО
педагогические кадры
Молодой учёный №19 (570) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 377-379):
Часть 6 (стр. 337-401)
Расположение в файле:
стр. 337стр. 377-379стр. 401

Молодой учёный