Встатье автор рассматривает исследование уровня социальных навыков у подростков, акцентируя внимание на факторах, влияющих на их развитие, таких как семейные условия и сверстники. Автор анализирует различные методики оценки социальных навыков. Результаты исследования подчеркивают важность социальной адаптации подростков и необходимость интеграции программ, способствующих развитию этих навыков, в учебный процесс.
Ключевые слова: социальные навыки, подростки.
Изучение уровня социальных навыков у подростков играет ключевую роль в осмыслении процессов социального формирования личности и в разработке эффективных программ образования и воспитания. Это исследование становится особенно важным в контексте необходимости создания условий, способствующих социальной адаптации подростков и их успешной интеграции в различные социальные группы, а также в профилактике таких проблем, как конфликтность, изоляция и агрессивное поведение.
Термин «социальный навык» был впервые введён в научный оборот голландским учёным С. Николасом. Он описывал социальные навыки как набор методов и приемов социального взаимодействия, которые человек приобретает на протяжении своей жизни и применяет для успешной адаптации в обществе, создавая баланс в отношениях с окружающими [3].
Изучением коммуникативных способностей детей активно занимался Л. С. Выготский. Коммуникативная деятельность у Л. С. Выготского определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [2].
Ключевым фактором, влияющим на формирование социальных навыков у подростков, является семья. А. Н. Леонтьев отмечал, что стабильные семейные отношения, эмоциональная поддержка и активное участие родителей в жизни ребенка способствуют формированию у подростков уверенности в себе, способности проявлять эмпатию и навыков разрешения конфликтов.
Важным фактором в этом процессе также является образовательная среда. Известный педагог П. С. Коваленко в своих исследованиях акцентировал внимание на том, что наличие специализированных программ по развитию коммуникативных и эмоциональных навыков в школе способствует снижению агрессии и конфликтности среди учащихся.
Третьим значимым компонентом, который оказывает значительное влияние на формирование социальных навыков, является социокультурный контекст и воздействие сверстников. Л. С. Выготский в своих работах подчеркивал важность социокультурной среды, где ребенок не только получает знания, но и усваивает нормы поведения, присущие его окружению. В подростковом возрасте особенно актуальна роль сверстников: взаимодействие в группе, участие в коллективных мероприятиях и совместное решение задач способствуют развитию навыков взаимопонимания и кооперации [1].
Эмпирическое исследование уровня социальных навыков у подростков было проведено на базе 7 класса ОШ «Университетская» Елабужского института КФУ. В исследовании участвовали 30 обучающихся, включая мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 13 лет.
В ходе исследования использовались следующие диагностические методики: опросник социальных навыков подростка (А. П. Гольдштейн) и «Социальные умения личности», СУМ-60 (Е. А. Васина).
В результате исследования по методике опросник социальных навыков подростка (А. П. Гольдштейн) были получены следующие результаты, представленные на рисунках 1 и 2.
Рис. 1. Оценка навыков учащихся
В ходе анализа было установлено, что наивысшие результаты (приблизительно 85 %) наблюдаются в области «Начальных навыков». Чуть ниже, около 80 %, находятся показатели в категории «Самовыражение в разговоре», а наименьший уровень (приблизительно 75 %) зафиксирован по параметру «Альтернатива агрессии». Это свидетельствует о том, что ученики в основном уверенно осваивают базовые коммуникативные навыки, необходимые для налаживания контакта и ведения беседы. В то же время навыки эмоционального самовыражения развиты несколько слабее, а методы предотвращения агрессии и конструктивного разрешения конфликтов требуют большего внимания.
Рис. 2. Типология социальной компетентности подростков
Типологический анализ социальной компетенции показывает, что 50 % подростков обладают адекватной самооценкой, 30 % имеют завышенную самооценку, а 20 % — заниженную. Эти данные свидетельствуют о том, что в целом среди семиклассников преобладают средний и высокий уровни развития социальных навыков.
В ходе анализа было установлено, что наивысшие результаты (приблизительно 85 %) наблюдаются в области «Начальных навыков». Чуть ниже, около 80 %, находятся показатели в категории «Самовыражение в разговоре», а наименьший уровень (приблизительно 75 %) зафиксирован по параметру «Альтернатива агрессии». Это свидетельствует о том, что ученики в основном уверенно осваивают базовые коммуникативные навыки, необходимые для налаживания контакта и ведения беседы. В то же время навыки эмоционального самовыражения развиты несколько слабее, а методы предотвращения агрессии и конструктивного разрешения конфликтов требуют большего внимания.
Результаты по ключевым шкалам методики «СУМ-60» представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты по ключевым шкалам методики «СУМ-60»
Анализ показал, что средний балл по шкале базовых коммуникативных умений и межличностного понимания составляет 4,2 из 5, что указывает на высокий уровень этих навыков. В то же время, по шкале ассертивного поведения участники получили в среднем 2,8, что говорит о среднем и низком уровне способности защищать свою позицию и конструктивно выражать несогласие. Средний балл по шкале альтернативных стратегий разрешения конфликтов равен 3,0, что отражает умеренный уровень применения дипломатичных приемов и гибких подходов к разрешению конфликтных ситуаций.
Таким образом, полученные результаты подчеркивают важность создания и реализации специализированных тренинговых программ, которые будут направлены на улучшение альтернативных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, а также на развитие адекватной самооценки и ассертивности. Это, в свою очередь, будет способствовать гармоничному развитию социальной компетентности подростков.
Литература:
- Выготский, Л. С. Психология развития высших психических функций / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. — 500 с. 6
- Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии. М., 1972. С. 114–123.
- Сабирова М. М. Научно-педагогические проблемы понимания формирования социальных навыков дошкольников / Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 3–2.