В статье описывают результаты реализации педагогом-исследователем инновационного проекта «Разработка и реализация курса по повышению престижа педагогической профессии «Педагогические классы для студенческой молодежи непедагогических специальностей». Интерес представляет выявленная автором возможность сетевого менторства в передачи навыков и опыта обучающимся педагогических классов для молодежи непедагогических специальностей.
Ключевые слова: сетевое наставничество, менторство, обучающиеся педагогических классов.
Образование играет ключевую роль в жизни человека, так как с его помощью люди могут добиваться профессиональных высот, строить себе карьеру, быть востребованными и квалифицированными специалистами в своей сфере деятельности. Образование формирует личность, и такие ее качества, как самодисциплина, целеустремленность, воспитанность и многое другое.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на портрет выпускника школы, в содержание которого входят такие характеристики как: подготовленный к осознанному выбору профессии; мотивированный на образование и самообразование в течение всей жизни и др.
В ст.66 п.2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Педагогическая профессия имеет большое значение для всего общества в целом, определяет будущее страны. Каждый человек начинает свой образовательно-профессиональный путь со встречи с педагогом (сначала в дошкольном учреждении, школе, затем в профессиональном учебном заведении).
Современные исследования указывают на то, что потребностям общества соответствует хороший педагог, специалист, который профессионально эрудирован, увлечен профессией, любит свой педагогический труд, психологически гибок и устойчив. Он владеет способами самореализации, что является неотъемлемой характеристикой социально – психологической зрелости личности, её потребности в самоактуализации.
Большую роль в развитии профессиональных качеств и навыков обучающихся педагогических классов играет наставничество. Процесс наставничества является универсальной моделью, которая позволяет создать те необходимы условия развития личности, его профессиональные качества в условиях взаимодействия между наставником и учеников в любой образовательной организации. Наставничество представляет собой передачу опыта, навыков, знаний, личного мнения одной стороны (наставника), другой стороны (обучающему). Отношения, строящиеся в процессе наставничества, выражаются в возможности наставника повлиять на обучающегося и внести определённые изменения в его социализации, взросление, а также повлиять на поиск своей профориентации. Данный отношения строится на принципе доверия, диалога, взаимного понимания и обогащения, а также на передаче опыта от человека к человеку.
Отношения наставничества принято называть менторство. Важно заметить, что менторство – это не только получение опыта наставника ученику, но также возможность повышения мотивации к учению так называемое «учения с увеличением». При этом менторство позволяет развить адекватную оценку ученика, развить его личные лидерские качества, способность к коммуникации не только со сверстниками, но и со взрослым поколением, а также благоприятно влияет на развитие творческого мышления и потенциала ученика.
Важная особенность наставничества связана с тем, что ученик может в процессе обучения в школе наиболее близко познать окружающий его мир, а также изучать свою будущую профессию, что реально является возможностью некой профориентации, до окончания школы или вуза.
Однако особая проблема менторство связана с тем, что не всегда наставник и ученик могут в очном формате развивать данный отношения. Исходя из этого, решением данной проблемы является применение искусственного интеллекта, а также сети «Интернет». Так, например, как указывает Н.Ю. Синягина, сетевая среда является положительной источником в развитии системы образования, а с другой стороны, является определенным риском, который влияет на развитие поверхностного мышления у учеников. В данном случае автор указывает на то, что ученики не пытаются мыслить и приходить к решению самостоятельно. Возможность решить задачу, проблему с помощью сети «Интернет» влияет на их умственное развитие, связи с тем, что они перестают вникать в вопрос и в задачу.
В учебной литературе изучение вопросов сетевого менторство является одной из центральных и актуальных тем. Изучением понимания развития сетевого менторство занимались такие ученые, как: Д.С. Ермаков, Е.В. Игнатьева, М.В. Кларин, З.К. Караджова и другие, выработанные ими концепции позволяют сформировать современные положения и выводы, касающиеся сетевого менторство. При этом необходимо понимать, что в основу любого учения о сетевом менторстве заложено стремление создать наиболее успешные условия для всецелого развития личности обучающегося.
Так изучая мнение учёных, мы пришли к выводу о том, что большинство из них говорит о положительной роли сетевого менторства. Для их обозначения используются различные термины, такие как e-mentoring применение компьютерных средств для передачи опыта учебной деятельности и самосовершенствования (при этом используются социальные сети, электронная почта, мессенджеры, а также специальные программные продукты – Mentornity, MentorcliQ, Mentorink, MentorNet; online mentoring, который основан на теории и практике создания виртуальных сообществ и пр.)
Таким образом, можно сделать вывод, что применение сетевого менторства в виде различных программ является достаточно эффективным способом передачи опыта от наставника к ученику.
В рамках реализации инновационного проекта автором были реализованы следующие мероприятия по сетевому менторству, связанные с передачей навыков и опыта обучающимся педагогических классов для молодежи непедагогических специальностей, а именно:
выездные педагогические сессии в МБОУ СОШ №9 г. Амурска, МБОУ СОШ №68 г.Хабаровска, для студентов Хабаровского торгово-экономического техникума;
онлайн дистанционные занятия по программе «Введение в педагогическую деятельность» – (Вебтрэки) МБОУ СОШ №9 г. Амурска, МБОУ СОШ №68 г.Хабаровска, для студентов Хабаровского торгово-экономического техникума;
проведение мастер-класса в рамках регионального этапа всероссийского конкурса «Мастер года» для студентов Хабаровского торгово-экономического техникума по теме «Открой в себе педагога».
выступление с мастер-классом «Открой в себе педагога» в рамках межрегиональной НПК «Инновационные и креативные практики в профессиональном образовании» для студентов специальности «Туризм и гостеприимство» и их родителей;
занятия с учащимися педкласса МБОУ СОШ №68 г. Хабаровска;
победа в VII краевом конкурсе инновационных педагогических продуктов в номинации «Реализация идеи непрерывного образования Профессия и карьера». Продукт: Онлайн платформа Педагогический навигатор для учащихся педагогических классов.
диплом 3 степени всероссийского конкурса педагогов «Человек и профессия» в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие по профориентации»
диплом за разработку эффективного образовательного портала III межрегионального конкурса методических разработок «Педагогические горизонты – электронное обучение»;
организация и проведение каникулярной школы «Знаток» для старшеклассников и педагогических классов;
участие во всероссийской олимпиаде «Педагог – это призвание». Номинация «Педагогические работники, осуществляющие сопровождение и реализацию деятельности психолого-педагогических классов».
Таким образом, благодаря развитию сетевого наставничества можно в наибольшей степени развивать навыки, умения, необходимые для достижения целей и задач профессии «педагог».
Литература:
- Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска». Сборник научно-методических материалов / Д.С. Ермаков, И.В. Деткова, А.В. Леонтьева. – Москва – Майкоп, 2021. – 180 с.
- Игнатьева Е.В. Организация деятельности сетевого менторства педагогических классов: учебно-методическое пособие. – Москва: Академия Мин просвещения России, 2021. – 392 с.

