Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Сетевое менторство как инструмент повышения престижа педагогической профессии обучающимися педагогических классов

Спецвыпуск
13.08.2025
2
Поделиться
Аннотация
В статье описывают результаты реализации педагогом-исследователем инновационного проекта «Разработка и реализация курса по повышению престижа педагогической профессии «Педагогические классы для студенческой молодежи непедагогических специальностей». Интерес представляет выявленная автором возможность сетевого менторства в передачи навыков и опыта обучающимся педагогических классов для молодежи непедагогических специальностей.
Библиографическое описание
Плотникова, Е. В. Сетевое менторство как инструмент повышения престижа педагогической профессии обучающимися педагогических классов / Е. В. Плотникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 8.1 (60.1). — С. 29-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/300/10334.


В статье описывают результаты реализации педагогом-исследователем инновационного проекта «Разработка и реализация курса по повышению престижа педагогической профессии «Педагогические классы для студенческой молодежи непедагогических специальностей». Интерес представляет выявленная автором возможность сетевого менторства в передачи навыков и опыта обучающимся педагогических классов для молодежи непедагогических специальностей.

Ключевые слова: сетевое наставничество, менторство, обучающиеся педагогических классов.

Образование играет ключевую роль в жизни человека, так как с его помощью люди могут добиваться профессиональных высот, строить себе карьеру, быть востребованными и квалифицированными специалистами в своей сфере деятельности. Образование формирует личность, и такие ее качества, как самодисциплина, целеустремленность, воспитанность и многое другое.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на портрет выпускника школы, в содержание которого входят такие характеристики как: подготовленный к осознанному выбору профессии; мотивированный на образование и самообразование в течение всей жизни и др.

В ст.66 п.2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Педагогическая профессия имеет большое значение для всего общества в целом, определяет будущее страны. Каждый человек начинает свой образовательно-профессиональный путь со встречи с педагогом (сначала в дошкольном учреждении, школе, затем в профессиональном учебном заведении).

Современные исследования указывают на то, что потребностям общества соответствует хороший педагог, специалист, который профессионально эрудирован, увлечен профессией, любит свой педагогический труд, психологически гибок и устойчив. Он владеет способами самореализации, что является неотъемлемой характеристикой социально – психологической зрелости личности, её потребности в самоактуализации.

Большую роль в развитии профессиональных качеств и навыков обучающихся педагогических классов играет наставничество. Процесс наставничества является универсальной моделью, которая позволяет создать те необходимы условия развития личности, его профессиональные качества в условиях взаимодействия между наставником и учеников в любой образовательной организации. Наставничество представляет собой передачу опыта, навыков, знаний, личного мнения одной стороны (наставника), другой стороны (обучающему). Отношения, строящиеся в процессе наставничества, выражаются в возможности наставника повлиять на обучающегося и внести определённые изменения в его социализации, взросление, а также повлиять на поиск своей профориентации. Данный отношения строится на принципе доверия, диалога, взаимного понимания и обогащения, а также на передаче опыта от человека к человеку.

Отношения наставничества принято называть менторство. Важно заметить, что менторство – это не только получение опыта наставника ученику, но также возможность повышения мотивации к учению так называемое «учения с увеличением». При этом менторство позволяет развить адекватную оценку ученика, развить его личные лидерские качества, способность к коммуникации не только со сверстниками, но и со взрослым поколением, а также благоприятно влияет на развитие творческого мышления и потенциала ученика.

Важная особенность наставничества связана с тем, что ученик может в процессе обучения в школе наиболее близко познать окружающий его мир, а также изучать свою будущую профессию, что реально является возможностью некой профориентации, до окончания школы или вуза.

Однако особая проблема менторство связана с тем, что не всегда наставник и ученик могут в очном формате развивать данный отношения. Исходя из этого, решением данной проблемы является применение искусственного интеллекта, а также сети «Интернет». Так, например, как указывает Н.Ю. Синягина, сетевая среда является положительной источником в развитии системы образования, а с другой стороны, является определенным риском, который влияет на развитие поверхностного мышления у учеников. В данном случае автор указывает на то, что ученики не пытаются мыслить и приходить к решению самостоятельно. Возможность решить задачу, проблему с помощью сети «Интернет» влияет на их умственное развитие, связи с тем, что они перестают вникать в вопрос и в задачу.

В учебной литературе изучение вопросов сетевого менторство является одной из центральных и актуальных тем. Изучением понимания развития сетевого менторство занимались такие ученые, как: Д.С. Ермаков, Е.В. Игнатьева, М.В. Кларин, З.К. Караджова и другие, выработанные ими концепции позволяют сформировать современные положения и выводы, касающиеся сетевого менторство. При этом необходимо понимать, что в основу любого учения о сетевом менторстве заложено стремление создать наиболее успешные условия для всецелого развития личности обучающегося.

Так изучая мнение учёных, мы пришли к выводу о том, что большинство из них говорит о положительной роли сетевого менторства. Для их обозначения используются различные термины, такие как e-mentoring применение компьютерных средств для передачи опыта учебной деятельности и самосовершенствования (при этом используются социальные сети, электронная почта, мессенджеры, а также специальные программные продукты – Mentornity, MentorcliQ, Mentorink, MentorNet; online mentoring, который основан на теории и практике создания виртуальных сообществ и пр.)

Таким образом, можно сделать вывод, что применение сетевого менторства в виде различных программ является достаточно эффективным способом передачи опыта от наставника к ученику.

В рамках реализации инновационного проекта автором были реализованы следующие мероприятия по сетевому менторству, связанные с передачей навыков и опыта обучающимся педагогических классов для молодежи непедагогических специальностей, а именно:

 выездные педагогические сессии в МБОУ СОШ №9 г. Амурска, МБОУ СОШ №68 г.Хабаровска, для студентов Хабаровского торгово-экономического техникума;

 онлайн дистанционные занятия по программе «Введение в педагогическую деятельность» – (Вебтрэки) МБОУ СОШ №9 г. Амурска, МБОУ СОШ №68 г.Хабаровска, для студентов Хабаровского торгово-экономического техникума;

 проведение мастер-класса в рамках регионального этапа всероссийского конкурса «Мастер года» для студентов Хабаровского торгово-экономического техникума по теме «Открой в себе педагога».

 выступление с мастер-классом «Открой в себе педагога» в рамках межрегиональной НПК «Инновационные и креативные практики в профессиональном образовании» для студентов специальности «Туризм и гостеприимство» и их родителей;

 занятия с учащимися педкласса МБОУ СОШ №68 г. Хабаровска;

 победа в VII краевом конкурсе инновационных педагогических продуктов в номинации «Реализация идеи непрерывного образования Профессия и карьера». Продукт: Онлайн платформа Педагогический навигатор для учащихся педагогических классов.

 диплом 3 степени всероссийского конкурса педагогов «Человек и профессия» в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие по профориентации»

 диплом за разработку эффективного образовательного портала III межрегионального конкурса методических разработок «Педагогические горизонты – электронное обучение»;

 организация и проведение каникулярной школы «Знаток» для старшеклассников и педагогических классов;

 участие во всероссийской олимпиаде «Педагог – это призвание». Номинация «Педагогические работники, осуществляющие сопровождение и реализацию деятельности психолого-педагогических классов».

Таким образом, благодаря развитию сетевого наставничества можно в наибольшей степени развивать навыки, умения, необходимые для достижения целей и задач профессии «педагог».

Литература:

  1. Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска». Сборник научно-методических материалов / Д.С. Ермаков, И.В. Деткова, А.В. Леонтьева. – Москва – Майкоп, 2021. – 180 с.
  2. Игнатьева Е.В. Организация деятельности сетевого менторства педагогических классов: учебно-методическое пособие. – Москва: Академия Мин просвещения России, 2021. – 392 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный