Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Научно-методическое сопровождение краевых инновационных площадок профессионального образования и педагогов-исследователей региона

Спецвыпуск
13.08.2025
2
Поделиться
Аннотация
В статье описан опыт организации, координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края, а также педагогов-исследователей, входящих в инновационную инфраструктуру региона. Разработаны критерии результативности инновационной деятельности. Представлены инновационные услуги и инновационные продукты педагогов профессионального образования, осуществляющих инновационную деятельность.
Библиографическое описание
Кузнецова, Д. С. Научно-методическое сопровождение краевых инновационных площадок профессионального образования и педагогов-исследователей региона / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 8.1 (60.1). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/300/10323.


В статье описан опыт организации, координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края, а также педагогов-исследователей, входящих в инновационную инфраструктуру региона. Разработаны критерии результативности инновационной деятельности. Представлены инновационные услуги и инновационные продукты педагогов профессионального образования, осуществляющих инновационную деятельность.

Ключевые слова: краевые инновационные площадки, педагоги-исследователи, профессиональное образование, инновационные продукты, инновационные услуги, мастер-класс, лучшие практики.

В свое время В.А. Сухомлинский сказал: «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд».

В современных условиях успех в деятельности любой профессиональной образовательной организации зачастую обусловлен результатами и эффектами инновационной деятельности. Основными задачами инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования являются: развитие новых механизмов, форм и методов профессионального обучения и управления, в том числе с использованием современных технологий; восполнение дефицита практики: проектирование мультипликаций опыта в практику региональной системы СПО, событий и действий по диссеминации инновационного опыта, взаимодействие с образовательными организациями разного уровня; обеспечение самостоятельности, инициативности и ответственности; акцентирование уникальности.

Инновационная деятельность в профессиональном образовании – это естественное и необходимое условие его развития в соответствии с меняющимися потребностями общества.

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими инновационную деятельность в образовании Хабаровского края, являются: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 20); Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22.03.2019 №21н «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»; Приказ Министерства образования и науки Хабаровского края от 13.05.2022 №20 «Об инновационной инфраструктуре в сфере образования Хабаровского края»; Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 13.05.2025 №20 «Об инновационной инфраструктуре сферы образования Хабаровского края».

В 2024-2025 годах статус «Краевая инновационная площадка» был присвоен семи профессиональным образовательным организациям Хабаровского края (28% от общего числа краевых профессиональных образовательных организаций, более 90 участников) и 8 педагогам-исследователям.

Направления деятельности краевых инновационных площадок СПО региона определены перспективами и задачами системы профессионального образования края, работодателями, а также условиями регионального рынка труда.

  1. Технологические решения, обеспечивающие реализацию требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов, в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями: Хабаровский автомеханический колледж.
  2. Организация сетевого взаимодействия при подготовке кадров по востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО: Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций); Ванинский межотраслевой колледж (Центр подготовки кадров); Комсомольский-на-Амуре лесопромышленный техникум.
  3. Создание и обеспечение возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности: Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум.
  4. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся: Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша, Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В. Усенко.

Направления деятельности педагогов-исследователей определялись в соответствии с федеральными проектами национального проекта «Образование» (таблица 1.)

Таблица 1

Направления инновационной деятельности педагогов-исследователей, входящих в инновационную инфраструктуру в 2024-2025 гг.

Направление деятельности

Педагог-исследователь

Инновационный проект

Современная школа: обновление содержания образования и развитие гибких навыков обучающихся

Балыкова Евгения Михайловна

Естественнонаучная грамотность старшеклассников как основа формирования здорового образа жизни

Соколова Римма Андреевна

Дидактическое обеспечение образовательного процесса обучающихся 4 классов на уроках окружающего мира в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Десятникова Ирина Владимировна

Игровые технологии в реализации АООП УО (вариант 2) на примере учебного предмета «Окружающий природный мир

Социальная активность: создание условий для эффективной самореализации

Рабенкова Анастасия Юрьевна

Разработка и реализация курса по развитию добровольческой деятельности младших школьников «Школа юного добровольца»

Иоха Наталья Сергеевна

Инструменты формирования навыков рационального потребительского поведения обучающихся как элемента их функциональной грамотности

Новые возможности для каждого: приобретение новых профессиональных навыков

Кальницкая Ирина Геннадьевна

Центр подготовки тьюторов и волонтеров для сопровождения обучающихся младшего школьного возраста из семей иностранных граждан в образовательных учреждениях: нормативное оформление и методическое обеспечение

Плотникова Екатерина Владимировна

Разработка и реализация курса по повышению престижа педагогической профессии «Педагогические классы для студенческой молодежи непедагогических специальностей»

Цифровая образовательная среда: обеспечение доступности образования

Аграфенин Егор

Викторович

Электронный УМК по дисциплинам естественно-научного цикла

Принципами выбора тематики субъектов инновационной инфраструктуры региона стало:

 соответствие целевой модели национального проекта «Образование» как гарант актуальности и востребованности инновационной деятельности,

 наличие практического опыта инновационной деятельности как гарант глубины проработки, достоверности и надежности результатов инновационной деятельности.

Так коллектив педагогов Хабаровского автомеханического колледжа, взяв за основу целевой ориентир « обеспечение профессионального роста педагогов », в качестве тематики КИП выбрали «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС СПО». Реализуя задачу формирования цифровой образовательной среды , коллектив педагогов Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума выбрал тему «Электронный курс по родному (нивхскому) языку и национальной культуре коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края». Занимаясь вопросами развития системы дополнительного образования обучающихся , члены КИП Хабаровского педагогического колледжа имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша реализуют тему «Формирование модели вариативного содержания профессионального образования как механизма индивидуальной карьерной траектории студента в условиях кластерного взаимодействия», а педагоги Вяземского лесхоз-техникума им. Н.В. Усенко развивают школьные лесничества в рамках КИП «Школьные лесничества: механизм реализации в образовательной организации от А до Я».

Над созданием новых факторов конкурентоспособности в 2024-2025 годах работают педагогический коллектив Губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольск-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций) с темой КИП «Инновационные социальные технологии профориентационной работы, реализуемой при участии амбассадоров профессионалитета кластера «Машиностроения»».

Комсомольский-на-Амуре лесопромышленный техникум для обеспечения вызовов нужности разрабатывает тему КИП «Путешествие в мир лесных профессий»: игровые технологии для подготовки кадров лесной промышленности». Выбрав в качестве темы КИП «Управление стакером-реклаймерм: механизм реализации профессионального обучения», педагогический коллектив Ванинского межотраслевого колледжа (Центр подготовки кадров) поставил задачу обеспечивать вызовы эффективности .

Для сопровождения и координации инновационной деятельности КИП в профессиональном образовании и педагогов-исследователей, входящих в инновационную структуру региона, создан механизм, включающий комплекс инструментов для каждой стадии организации и управления инновационным процессом (Таблица 2).

Таблица 2

Инструменты координации и научно-методического сопровождения инновационной деятельности

Стадия инновационного процесса

Инструменты для координации и сопровождения

Содействие в закреплении статуса в инновационной инфраструктуре

Конкурс о присвоении статуса в инновационной инфраструктуре Хабаровскогокрая (1 раз в 2 года)

Вебинары и методические семинары – акселераторы ( ежемесячно в течение двух лет )

Научно-методическое сопровождение

Авторские научные школы: Дальневосточная школа автора, Школа маркетинга образовательных услуг, Мастерская педагогических инноваций, Школа педагога исследователя

Экспертно-аналитическое сопровождение

Научное руководство, реализуемых инновационных проектов: научные руководители из ФГБОУ ВО ТОГУ, ПИ ТОГУ, ФГБОУ ВО КНаГУ; ФГБОУ АмГПГУ

Экспертное сообщество инновационного опыта и инновационных продуктов: 48 экспертов из ВО Хабаровского края; 19 межрегиональных экспертов; международные эксперты -педагоги Вэйхайского профессионального колледжа, научный технический парк

Диссеминация инновационного опыта

Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Инновационные и креативные практики в ПОО Хабаровского края»

Курсы повышения квалификации

Публикации в журналах регионального и всероссийского уровней

Привлечение СМИ

Издательский лицензионный договор

Апробация инновационного опыта

Онлайн-школа «ИННОВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Платформа «КИП СПО» и педагоги-исследователи (мобильная версия и версия ПК)

Краевой конкурс инновационных педагогических продуктов

Краевой смотр-конкурс «Научная инициатива: от идеи до реальности»

Эффективность созданного механизма координации и сопровождения инновационной деятельности в профессиональном образовании края подтверждается достигнутыми результатами:

 востребованностью инновационного опыта, оформленного и тиражируемого в виде научных статей (391656 запросов по данным издательств по состоянию на 30.06.2025 год);

 актуальностью предлагаемых инновационных услуг в виде мастер-классов от членов КИП и педагогов-исследователей (ежегодное количество участников мастер-классов составляет в среднем более 600 человек);

 востребованностью выпускаемых инновационных продуктов, как в Хабаровском крае, так на межрегиональном уровне.

Оформление и предложение инновационных услуг от членов КИП является хорошим инструментом для привлечения потенциальных заказчиков результатов инновационной деятельности. Так краевые инновационные площадки и педагоги исследователи, входящие в инновационную структуру региона в 2024-2025 гг., широкому кругу общественности в рамках XII Межрегиональной научно-практической конференции «Инновационные и креативные практики в профессиональном образовании» предложили следующие 15 мастер-классов [3].

Мастер-классы от педагогов исследователей: «Повышение естественно-научной грамотности старшеклассников и их семей для формирования здорового образа жизни: методы и подходы»; «Семейное путешествие по природным зонам России»; «Семейный квиз «Удивительный растительный мир» обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; «Реализация основных идей программы курса «Школа юного добровольца» для 1-4 классов»; «Я – рациональный потребитель, или как не попасть в ловушки маркетологов?»; «Хабаровский край – наш общий дом»; «Открой в себе педагога»; «Занимательная физика для семьи».

Мастер-классы от краевых инновационных площадок профессионального образования: «Современный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий»; «Тренажёр-имитатор стакер-реклаймер: гигантские возможности гигантской машины»; «Комплексное профориентационное мероприятие «Профессионалитет – путь в профессию»; «Мир лесных профессий: раскрывая секреты»»; «Интерактивные мастер-классы по изучению родного (нивхского) языка и национальной культуре коренных малочисленных народов Севера на примере тем «Семья», «Родовое древо» и др.; «Родители в проектировании карьерной траектории студента»; «С чего начинается лес: организация лесовосстановительных работ».

О знаниях, умениях и навыках, переданных членами КИП педагогам и учителям края, можно познакомиться в статьях данного журнала.

Еще одним инструментом выявления и предложения педагогическому сообществу лучших педагогических практик является ежегодный краевой конкурс «Инновационных педагогических продуктов». Краевой конкурс инновационных продуктов – это уникальная возможность заглянуть в будущее и увидеть, какими будут отдельные аспекты образовательного процесса в перспективе. Конкурс позволяет структурировать инновационный опыт работы профессиональных образовательных организаций.

В рамках конкурса педагоги профессионального образования, осуществляющие инновационную деятельность, представляют, как инновационные проекты, так и продукты – авторские разработки, уже подготовленные к трансляции в другие образовательные системы. Последнее важно для системы профессионального образования в целом, так как профессиональное сообщество сегодня очень нуждается в замене слабых средств передачи большого числа непроверенных практик на надежную трансляцию внутри системы небольшого количества лучших разработок [1].

Так для расширения границ сетевого открытого профобразования были внедрены в образовательный процесс иммерсивные технологии в профессиональном образовании на примере онлайн-конструктора AR Studio. Для повышения качества профессионального образования издан сборник профессионально-ориентированных задач по математике для специальности 39.02.01 Социальная работа. Профессионализации кадрового капитала способствуют цифровые ресурсы педагога для эффективного преподавания. Учитывая потенциал неформального образования, внедрены методические рекомендации по организации интерактивных экскурсий с региональным компонентом для повышения гражданской идентичности студенческой молодежи. Разработаны интерактивные инструменты для проведения методических советов. Для создания комфортной среды «разные» и «равные» был реализован проект «ОКОкоманда»: внедрение в образовательный процесс адаптивной игры в баскетбол для детей с нарушением зрения».

Инструментом тиражирования инновационной деятельности профессионального образования и ее результатов является онлайн-школа «Инновации профессионального образования Хабаровского края» (https://innovation-spo27.ru/). Онлайн площадка создана для анонсирования инновационных продуктов, информирования широкого круга заинтересованных лиц, а также координирования авторов и потенциальных заказчиков, желающих использовать лучшие практики в своей педагогической деятельности [3].

Таким образом, в ходе совместной деятельности Хабаровского института развития образования и инновационными площадками края выстроена модель взаимодействия науки и практики в образовании, которая представляет собой диалог «практико-ориентированной науки и науко-ориентированной практики».

В 2025 году координационная поддержка деятельности инновационных площадок в сфере профессионального образования Хабаровского края ориентирована на выделение инновационной деятельности как самостоятельного и самоценного процесса в деятельности профессиональных образовательных организаций и создание инновационных продуктов, транслируемых в массовую педагогическую практику профессионального образования.

Таким образом, анализировать свой труд необходимо уметь каждому, чтобы завтра работать лучше, чем сегодня, чтобы повседневный труд преподавателя не становился рутиной, а сохранял творческий характер, служил источником радости и вдохновения!

Литература:

  1. Кузнецова Д.С. Инновационные педагогические практики профессионального образования (региональный аспект) / Д.С. Кузнецова. – Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2021. – № 2.1 (33.1). – С. 1-7.
  2. Кузнецова Д.С. Школа инноваций профессионального образования Хабаровского края / Д.С. Кузнецова // Образование и воспитание. – 2022. – № 4.1 (40.1). – С. 1-6.
  3. Онлайн школа «ИННОВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» краевые инновационные площадки системы среднего профессионального образования Хабаровского края. – Текст: электронный // Креативный Дальний: [сайт]. – URL: https://innovation-spo27.ru/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный