Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Воспитание экологической культуры учащихся средствами образовательной среды школы

Спецвыпуск
28.11.2017
2282
Поделиться
Библиографическое описание
Зубова, С. С. Воспитание экологической культуры учащихся средствами образовательной среды школы / С. С. Зубова, Л. М. Жиженина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 72-73. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2897/.


В статье рассматриваются вопросы воспитания экологической культуры учащихся средствами образовательной среды школы.

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность.

Современный учебно-воспитательный процесс требует новых, нетрадиционных средств экологического образования школьников, которое в настоящее время становится все более актуальным. Это обусловлено тем, что существование современного общества напрямую связано с формированием экологического гражданского сознания подрастающего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) в числе прочих требований, предъявляемых к экологическому воспитанию учащихся средней школы, предполагает «сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения» [7]. ФГОС рассматривает воспитание экологической культуры учащихся как разносторонний, системный процесс, при котором школьники усваивают культуру экологичного взаимодействия с окружающим миром природы и социума, у них формируется экологическое сознание, ценностное отношение к природе, личная ответственность за ее сохранение, стремление осознанно выполнять экологические нормы и правила. В настоящее время основной целью экологического воспитания является становление экологически культурной личности, основанное на комплексном развитии интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сферы.

По мнению Л. С. Виситовой, экологическое воспитание на современном этапе призвано сформировать у учеников актуальные экологические стереотипы и практические навыки [3]. Экологическая культура, по определению Г. А. Айкиной, представляет собой «совокупность духовных и материальных ценностей человека, позволяющих освоить систему научных понятий по проблемам экологии, а также осознать необходимость охраны природной среды с целью гармонизации взаимосвязи в системе «природа-человек» [1]. Формирование у учеников экологического сознания заключается в прививании им знаний, умений и навыков, обеспечивающих ответственное, бережное отношение к природе.

Эта цель может быть достигнута при обеспечении ряда целенаправленных последовательных мероприятий, формирующих у школьников экологическое мировоззрение, стремление к познанию закономерностей существования человека и общества в природе, их взаимного воздействий и влияния. Экологическое мировоззрение предполагает сформировавшиеся устойчивые ценностные ориентиры, нормы и правила во взаимодействии человека с природой, а также систему потребностей экологического и природоохранного характера, которая может быть практически реализована в конкретных поступках и действиях по изучению и охране природы. По мнению Н. С. Дежниковой, успешный процесс формирования экологического сознания учеников в рамках образовательного учреждения предполагает «создание эффективной образовательной среды» [5].

Под образовательной средой понимают «специально созданную и определенным образом структурированную систему в рамках образовательного учреждения, необходимую для организации эффективного процесса формирования экологического сознания у школьников» [4]. В ее состав входят система материального обеспечения школы, межличностные отношения учеников, межличностные отношения учеников и педагогов, межличностные отношения педагогов, психолого-педагогические условия образовательного процесса и др.

Современная педагогическая наука неоднократно обращалась к определению основных принципов школьного экологического образования и воспитания экологической культуры учеников. Н. С. Дежникова, А. Н. Захлебный, И. Т. Суровегина и другие авторы относят к ним требования междисциплинарного подхода в экологическом воспитании; систематичности и непрерывности в подаче материала экологического характера; единства познавательной деятельности и эмоционального восприятия учащимися экологического материала, взаимосвязи местного, регионального и общегосударственного компонентов экологической деятельности.

Их реализация осуществляется всеми педагогами школы. Но традиционно работа по осуществлению экологического воспитания учащихся относится к компетенции учителей естественнонаучного цикла, биологии прежде всего. Задачи экологического воспитания школьников решаются как в рамках предметных уроков, так и при организации внеурочной деятельности. Мероприятия, включающие в себя экологический элемент, как правило, носят комплексный характер и интегрируют в себя природоохранную деятельность практической, исследовательской, пропагандистской, культурно-развлекательной, туристско-познавательной направленности. При этом природоохранные мероприятия способствуют осознанию учениками сущности важнейших экологических проблем как на местном и региональном уровне, так и на уровне мировом. Они помогают подросткам самостоятельно сформировать собственные ценностные ориентации в области экологии, формируют социальную ответственность по отношению к окружающему миру [2].

Процесс воспитания экологической культуры у учащихся в образовательной среде школы обеспечивается созданием комплекса педагогических условий [6].

Первое условие – организация единого образовательного пространства путем интеграции учебной, внеурочной и внеклассной деятельности экологического содержания. Это обеспечивает высокую вероятность реализации субъектной позиции ребенка и условия для его самореализации.

Второе – применение в образовательной деятельности педагогических технологий, эффективно способствующих воспитанию экологической культуры. Это позволяет наиболее полно и эффективно реализовать потенциал образовательной деятельности в воспитании экологической культуры.

Третье – обеспечение процесса «вхождения» в экологическую культуру с учетом собственной истории жизни и воспитания, сформированных ценностных ориентаций. Реализация этого условия позволяет исследовать жизненный опыт детей и выявить причины несформированности компонентов экологической культуры, индивидуализировать последующий воспитательный процесс.

Четвертое – участие родителей учащихся и социальных партнеров в реализации процесса воспитания экологической культуры. Это дает возможность консолидировать ресурсы для совместного решения проблемы воспитания экологической культуры у детей в условиях образовательной среды школы.

Пятое условие – тьюторское сопровождение, обеспечивающее формирование личностных действий целеполагания, самоопределения, выбора, принятия решения, рефлексии.

Организационно-содержательная модель процесса воспитания экологической культуры учащихся в условиях образовательной среды включает ряд этапов, наиболее важными среди которых, по мнению О. Г. Трегубовой, являются демонстрационный, ритуальный, стереотипный, этап осознанного выбора и творческий. Последовательная реализация этапов выводит ученика на качественно новый уровень экологической культуры [6].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что система экологических знаний, действий, отношений, в совокупности формирующих экологическую культуру школьников, представляющую собой целостное личностное образование, базирующееся на единстве интеллектуального, познавательного, эмоционального и деятельностного роста ребенка, обуславливается созданием единой школьной образовательной среды.

Литература:

  1. Айкина Г. А. Как сделать экологическое воспитание эффективным: экология на уроках; формы и методы воспитательной работы / Г. А. Айкина // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С.54–57.
  2. Антишина И. В. Организация школьных экологических акций / И. В. Антишина, Д. А. Деларов // География и экология в школе XXI века. – 2016. – № 10. – С. 7–8.
  3. Виситова Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы / Л. С. Виситова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 15-18.
  4. Груздева Н. В. Экологическое образование в современной школе / Н. В. Груздева // Экология в школе. – 2015. – № 1. – С. 26–30.
  5. Дежникова Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / Н. С. Дежникова // Педагогика. – 2012. – № 10. – С. 51–56.
  6. Трегубова О. Г. Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы. Дисс. … канд. педаг. наук. – Пермь, 2015.
  7. ФГОС среднего общего образования от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями от 26.07.2017 № 47532 [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://irooo.ru/obrazovatelnye-standarty
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
экологическая культура
образовательная среда
природоохранная деятельность

Молодой учёный