В соответствии с положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации [1] предусматривает право каждого человека на государственное медицинское обеспечение, а также защиту здоровья. Для реализации указанного права на территории России создаются государственные медицинские учреждения, а также реализуются различные общегосударственные и региональные программы в области здравоохранения.
В то же время заметим, что в условиях рыночной экономики деятельность коммерческих (частных) медицинских учреждений также не является противозаконной и граждане имеют право обращаться в них за медицинскими услугами, однако осуществляться они будут на возмездной основе.
Если говорить о правовом регулировании реализации права граждан на оказание им медицинской помощи, то здесь стоит обратить внимание, что градация нормативных актов, раскрывающих указанное право представлено в виде следующей иерархии:
— Конституция Российской Федерации;
— Федеральное законодательство России;
— Подзаконные нормативные акты;
— Приказы Министерства здравоохранения России;
— Законодательные акты субъектов Российской Федерации
— Прочие документы.
В рамках данного исследования обратим внимание на основные документы в части полноты и качества оказания гражданам медицинских услуг.
В качестве первого документа, на котором стоит акцентировать внимание выступает Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2].
В соответствии со статьей 1 указанного федерального закона, закреплены основные направления деятельности медицинских учреждений в части соблюдения конституционных прав человека, а именно:
- правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
- права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
- полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
- права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
- права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников [3].
Выражая личное мнение, укажем, что в положениях указанного федерального закона закреплены все основные базовые начала, на которых построена современная система здравоохранения России.
Если говорить о коммерческой составляющей оказания медицинских услуг, то в данном ключе одним из основных нормативных актов выступает постановление Правительства 11 мая 2023г. № 736 [4]. В соответствии с указанным нормативным актом раскрывается весь основной понятийный аппарат, который используется при возникновении гражданско-правовых отношений между заказчиком медицинских услуг и их исполнителем, а также основные аспекты в части оказания платных медицинских услуг для населения.
Также говоря об особенностях и полноте оказываемых медицинских услуг, а также защите граждан от какого-либо обмана при реализации рассматриваемого института правоотношений, стоит обратить внимание на Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» [5], который рассматривает гражданина обратившегося за медицинскими услугами с позиции «клиента».
Помимо рассмотренного федерального закона нельзя не рассмотреть положения Гражданского кодекса Российской Федерации [6], особенно в части соблюдения прав человека при реализации гражданско-правовых отношений. В частности, если рассматривать регулирование правоотношений, которые возникают в части полноты исполнения платных услуг.
Следует отметить, что практика защиты гражданских прав в конъюнктуре оказания медицинских услуг носит экспоненциальный характер. Отметим, что к медицинским услугам возмездного характера применяется Закон о защите прав потребителей. В связи с этим, представляется к рассмотрению Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [7].
Примечательно, что практика обращений в суд в таких ситуациях носит определенный, тенденциозный характер: практически все истцы указывают на некачественный характер оказания им медицинских услуг, в результате чего истцы требуют возмещения и компенсации не только материального, но и морального вреда [8].
При этом, контроверзой в таких случаях выступает верификация факта оказания некачественной медицинской услуги. А моральный вред судами вовсе оценивается по-разному. Как указал в своем Постановлении от 26 января 2010г. № 1 Пленум Верховного Суда РФ [9], при определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
В заключении данного исследования можно указать на тот факт, что в настоящее время существующая правовая система в части защиты прав и свобод граждан на качество и полноту оказываемых платных медицинских услуг не совершенна и нуждается в разработке отдельных инструментов в части, к примеру, критериев определения размера полученного человеком ущерба в случае некачественного оказания услуг.
Кроме того, с нашей точки зрения, целесообразно разработать отдельный федеральный закон, раскрывающий особенности оказания платных медицинских услуг, включая особенности заключения договорных отношений, прав и обязанностей субъектов правоотношений, а также ответственности за не выполнение заявленных в договоре услуг.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. законом Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ, № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, № 8-ФКЗ] // URL: http://www.pravo.gov.ru
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 48 ст. 6724
- Маслова Е. Р. Конституционно-правовая модель общественного здоровья Российской Федерации / Е. Р. Маслова, А. В. Токарь // Юридическая наука и практика. — 2024. — № 2. — С. 72–74.
- Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006: постановление Правительства РФ от 11 мая 2023 г. № 736 // URL: https://base.garant.ru/406870186/
- О защите прав потребителей: закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I /// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г., № 15, ст. 766
- Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301
- О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 № 17 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, сентябрь 2012 г., № 9
- Шевчук Е. П. Защита прав пациентов в сфере здравоохранения Российской Федерации / Е. П. Шевчук // Lex Genetica. — 2025. — Т. 4, № 1. — С. 39–53.
- О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, март 2010 г., № 3

