Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Цифровая арт-терапия как инструмент работы с тревожностью, депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством и ее особенности в работе с детьми и подростками

23. Психология
11.06.2025
22
Поделиться
Библиографическое описание
Шуржунова, Д. Б. Цифровая арт-терапия как инструмент работы с тревожностью, депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством и ее особенности в работе с детьми и подростками / Д. Б. Шуржунова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 78-84. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/539/19016/.


Встатье рассматриваются возможности цифровой арт-терапии в психологическом консультировании, ее эффективность при работе с тревожными расстройствами, депрессией и посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Особое внимание уделено применению цифровых методов в работе с детьми и подростками, их преимуществам перед традиционными формами арт-терапии. Анализируются российские и зарубежные исследования, подтверждающие эффективность данного подхода, а также рассматриваются возможные ограничения и риски.

Ключевые слова : цифровая арт-терапия, психологическое консультирование, тревожность, депрессия, ПТСР, дети, подростки, цифровые технологии в психотерапии.

Введение. Современный мир стремительно меняется, подвергая личность человека постоянным испытаниям и формируя новые требования к адаптационным механизмам. Социально-экономическая нестабильность, пандемии, информационные перегрузки и геополитические угрозы вынуждают индивида развивать высокую устойчивость к стрессу, способность быстро решать проблемы и оперативно менять свое поведение [7]. В условиях нарастающей динамики психологические консультации и психотерапия становятся важными инструментами поддержания жизненного баланса и устойчивости перед лицом постоянных изменений [4].

Современная психотерапевтическая практика переживает период активной цифровизации, что открывает новые возможности для оказания помощи клиентам с ограниченным доступом к традиционным формам терапии. Особый интерес представляет применение цифровых технологий в арт-терапии — направлении, где творческий процесс становится инструментом психологической коррекции [6].

Одним из эффективных подходов к решению указанных проблем является арт-терапия, представляющая собой терапию, основанную на творческих практиках. Через художественное творчество участники арт-терапии получают возможность перерабатывать травматичные ситуации, раскрывать внутренние ресурсы и улучшать качество жизни. Художественная активность помогает человеку повышать рефлексивную способность, развивать эмоциональный интеллект и адаптивные стратегии поведения. Важнейшей особенностью арт-терапии является работа с символами и метафорами, позволяющими выразить глубинные переживания, часто скрытые от сознания или сложно формулируемые словами [9].

Сегодня особую роль начинают играть цифровые технологии, проникающие в различные сферы человеческой деятельности, включая сферу здравоохранения и психотерапии. Современные гаджеты, программы и медиасредства позволяют пациентам дистанционно общаться с профессионалами, создавая условия для более доступной и удобной терапии [8]. Однако пока цифровое искусство остается недостаточно изученным направлением в рамках арт-терапии [2].

Использование цифровых технологий открывает широкие возможности для терапевтической практики.

Во-первых, появляется возможность дистанционного взаимодействия между специалистами и пациентами, что существенно облегчает доступность услуг для жителей удаленных регионов или пациентов с ограниченными возможностями передвижения [11].

Во-вторых, современные компьютерные средства позволяют повысить степень комфорта для пациентов, испытывающих сложности в словесном выражении своих эмоций. Благодаря удобству интерфейсов и широкому выбору художественных инструментов пациенты могут свободно воплощать свои идеи и фантазии, уменьшая страх ошибок благодаря наличию функций отмены действий.

Помимо этого, применение цифровых форматов способствует увеличению креативности и разнообразию терапевтических методов. Новые мультимедийные платформы предоставляют терапевту и пациенту практически бесконечный выбор художественных приемов и жанров, делая арт-терапию привлекательной и увлекательной формой терапии. Эти инновации способствуют развитию когнитивных способностей, улучшению коммуникабельности и социальной активности, а также снижают симптомы депрессивных состояний и тревожно-фобических расстройств [11].

Классическая арт-терапия, основанная на работе с традиционными художественными материалами, получает новое дыхание благодаря цифровым инструментам. Важно подчеркнуть, что цифровые технологии не заменяют, а дополняют и расширяют существующие методики. Например, если раньше клиент ограничивался бумагой и красками, то теперь он может:

— создавать цифровые рисунки на планшете;

— работать в VR-пространстве;

— экспериментировать с генеративным искусством.

Современный арсенал цифрового арт-терапевта впечатляет разнообразием:

1. Графические планшеты с чувствительными к нажиму стилусами позволяют максимально точно передавать эмоциональное состояние через рисунок.

2. Специализированные программы предлагают безграничные возможности для творчества.

3. VR-технологии создают безопасную среду для работы с травматическим опытом.

Цифровая арт-терапия открывает новые возможности в психологической работе с детьми и подростками, сочетая традиционные методы арт-терапии с технологиями, которые для молодого поколения являются естественной средой обитания. Современные дети и подростки, будучи «цифровыми аборигенами», зачастую чувствуют себя более комфортно, создавая рисунки на планшете, чем используя бумагу и краски. Это делает цифровые инструменты (графические планшеты, мобильные приложения, VR-рисование) особенно эффективными в терапевтической работе.

Ключевые преимущества цифровой арт-терапии для детей и подростков:

  1. Снижение тревожности и страха ошибки — возможность отменить действие, исправить рисунок или начать заново уменьшает стресс, связанный с «неидеальностью» творчества.
  2. Большая вовлеченность —интерактивные форматы (анимация, 3D-моделирование, цифровые коллажи) делают процесс более увлекательным, что особенно важно для подростков с низкой мотивацией.
  3. Безопасное выражение эмоций — через абстрактные цифровые образы, метафоры и аватары подростки могут исследовать сложные переживания (агрессию, тревогу, травму) без прямого вербального контакта.
  4. Гибкость и доступность — онлайн-формат позволяет проводить сессии удаленно, что важно для детей с ограниченной мобильностью или проживающих в отдаленных регионах.

Важные нюансы работы [3]:

— Баланс между цифровым и традиционным — иногда важно сочетать экранные инструменты с тактильными материалами (глина, краски) для сенсорной интеграции.

— Контроль экранного времени — особенно для детей с СДВГ или склонностью к цифровой зависимости.

— Этика и конфиденциальность — необходимо использовать защищенные платформы и обсуждать с подростками правила размещения их арт-работ в Сети.

Исследования A. Zubala, N. Kennell и S. Hackett подтверждают, что цифровая арт-терапия не только повышает вовлеченность молодых клиентов, но и способствует развитию их когнитивных и эмоциональных навыков [11]. Однако успех зависит от грамотной адаптации методов под индивидуальные потребности и соблюдения терапевтических границ в цифровой среде.

Многочисленные исследования подтверждают эффективность цифровых методов при различных состояниях [10]:

— При тревожных расстройствах VR-арт-терапия показывает снижение симптоматики на 30–40 %.

— В работе с депрессией цифровые дневники рисунков помогают отслеживать динамику состояния.

— Для ПТСР особенно ценна возможность опосредованной работы с травмой через цифровые коллажи.

Переход на цифровые форматы требует пересмотра многих аспектов практики:

— Организация безопасного цифрового пространства.

— Адаптация этических норм к онлайн-формату.

— Разработка новых протоколов сессий.

Особенно продуктивным оказывается гибридный формат, сочетающий традиционные и цифровые методы.

Будущее цифровой арт-терапии связано с несколькими ключевыми направлениями:

1. Развитие ИИ-ассистентов для анализа арт-продукции.

2. Создание специализированных метавселенных для терапии.

3. Разработка биофидбек-систем, реагирующих на эмоциональное состояние.

Заключение

Цифровая арт-терапия представляет собой не просто технологическую модернизацию, а качественно новый этап развития метода. Сохраняя суть терапевтического процесса, она расширяет его возможности, делая психологическую помощь более доступной и эффективной в современных условиях. Дальнейшее развитие направления требует сбалансированного подхода, сочетающего инновационный потенциал с сохранением терапевтической глубины метода.

Таким образом, включение цифровых технологий в пространство арт-терапии способно значительно расширить ее границы и углубить понимание механизмов лечебного воздействия творчества на человеческое сознание и самочувствие. Интеграция цифровых практик обещает качественно новый уровень психокоррекционной работы, способствующий гармоничному развитию личности и достижению внутреннего равновесия даже в сложнейших жизненных ситуациях.

В эпоху цифровой трансформации арт-терапия переживает своеобразный ренессанс, органично вбирая в себя новые технологические возможности. Этот синтез искусства, психологии и цифровых технологий открывает уникальные перспективы для психологической помощи, особенно в условиях современных вызовов.

Литература:

1. Адаскина, А. А. Терапевтические возможности цифрового художественного творчества // Современная зарубежная психология. — 2021. — № 10 (4). — С. 107–116.

2. Бондаренко, К. О. Технологии цифрового искусства как средство развития самовыражения у подростков / К. О. Бондаренко, О. А. Овсянникова // Вопросы педагогики. — 2021. — № 4–2. — С. 39–43.

3. Головинская, М. О. Значение цифрового искусства в период самоизоляции // Научная палитра. — 2021. — № 2 (32). — С. 32.

4. Горохова, Е. Г. Личностное развитие молодых людей в условиях неопределенности внешнего мира // Северо-Кавказский психологический вестник. — 2021. — № 19 (3). — С. 27–43.

5. Землянский, А. В. Инфодемия: генезис и морфология явления // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. — 2021. — № 4. — С. 111–114.

6. Копытин, А. И. Современная клиническая арт-терапия: учебное пособие. — Москва : Когито-Центр, 2015. — 526 с. — Текст: непосредственный.

7. Мартиросян, К. М. Социокультурный потенциал арт-терапии в реабилитационной практике учреждений культуры // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 74-1. — С. 157–159. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnyy-potentsial-art-terapii-v-reabilitatsionnoy-praktike-uchrezhdeniy-kultury?ysclid=mbw2o5ipa5375389520

8. Цзюньвэй, Ся. Особенности использования арт-терапии в качестве метода профилактики ментальных заболеваний и развития творческого мышления школьников // Мир науки, культуры, образования. — 2023. — № 2 (99). — С. 236–238. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-art-terapii-v-kachestve-metoda-profilaktiki-mentalnyh-zabolevaniy-i-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya

9. Malchiodi, C. Art Therapy and Health Care // Creative Arts Therapies Manuals Series. New York : Springer Publishing Company, LLC, 2012. — 388 р.

10. Virtual Reality for the Treatment of Anxiety Disorders: A Scoping Review / Donnelly M. R. et al. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34817595/

11. Zubala, A., Kennell, N., Hackett, S. Art Therapy in the Digital World: An Integrative Review of Current Practice and Future Directions // Frontiers in Psychology. — 2021. — V. 12. — P. 1–20. — URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2021.600070/full

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
цифровая арт-терапия
психологическое консультирование
тревожность
депрессия
ПТСР
дети
подростки
цифровые технологии в психотерапии

Молодой учёный