В статье представлен анализ средневекового героического эпоса «Песнь о Нибелунгах». Рассматриваются его исторические корни, структура, ключевые персонажи и движущие мотивы. Особое внимание уделяется трагедии гибели бургундского народа, её символическому значению и влиянию эпоса на мировую культуру.
Ключевые слова : Великое переселение народов, раннее средневековье, германские племена, Бургунды, Нибелунги, Центральная Европа, эпос, германо-скандинавская мифология, средневековая литература, средневековая поэзия.
«Песнь о Нибелунгах» (от нем. Das Nibelungenlied) — один из величайших героических эпосов средневековой Германии, произведение, которое стоит в одном ряду с такими столпами древней поэзии, как Англосаксонская поэма «Беовульф» или Франкская «Песнь о Роланде».
На данный момент мы имеем множество экранизаций и прочих творческих интерпретаций данного произведения: от оперного цикла «Кольцо Нибелунгов» Рихарда Вагнера до вдохновленного «Сильмариллиона» Джона Руэла Рональда Толкина.
Созданная неизвестным автором в XIII веке песнь не просто рассказывает о подвигах и трагедиях героев, но и раскрывает глубокую, пронзительную историю о неумолимом роке, предательстве и гибели целого народа, ведомого к своей участи. В основе сюжета лежат древние германские и скандинавские легенды, восходящие к эпохе Великого переселения народов (V–VI вв.), в частности, к истории падения Бургундского королевства в 437 году после нашествия кочевых племен гуннов [1, с. 1].
Сказание — не только значимый памятник европейской литературы, но и глубокое осмысление человеческой натуры, чести, верности и разрушительной силы мести с позиции мировосприятия людей того времени [4, с. 69].
Песнь о Нибелунгах» выделяется своим уникальным стилем, её главная особенность — это «нибелунгова строфа»: четырехстрочная рифмованная форма (AABB) с удлиненным последним стихом, что придает повествованию торжественный и фатальный тон:
«Затем воздал воитель двум братьям-королям, Хоть, жизни их лишая, чуть не погиб и сам: С ним бой затеял Альбрих, мстя за своих господ, Но карлик поражение изведал в свой черед» (Авентюра III. О том, как Зигфрид приехал в Вормс) [1, с. 4].
Эпос удивительным образом совмещает грубую мощь и кровавую беспощадность древних германских сказаний языческих времен (месть, жестокость, массовые убийства) с изысканностью и рыцарским этикетом средневекового придворного романа (описания роскошных пиров, нарядов, церемоний, интриг) выразив весь сюжет в 39 песням (условным главам, названным «Авентюрами») [2, с. 17].
Выделяя содержание, мы можем разделить песню на две составляющие части, по обозначению главного действующего лица. В «Песни о Нибелунгах» главные герои, вокруг которых разворачивается вся трагедия, это Зигфрид и Кримхильда:
Зигфрид — Идеальный Герой с Роковой Наивностью [3, с. 184]. В начале поэмы Зигфрид представляет себя как воплощение рыцарского идеала. Он молод, невероятно силен, победил дракона, овладел несметными сокровищами Нибелунгов и, искупавшись в драконьей крови, стал почти неуязвимым. Его образ сияет благородством и доблестью.
Зигфрид приезжает ко двору бургундов, привлеченный красотой принцессы Кримхильды. Он, будучи чистым сердцем и, возможно, немного наивным в придворных интригах, соглашается помочь королю Гунтеру (брату Кримхильды) завоевать руку могучей королевы Брунхильды. Здесь проявляется его роковая ошибка: Зигфрид использует свою силу и хитрость (шапку-невидимку) для обмана Брунхильды. Он помогает Гунтеру казаться сильным, скрывая свою истинную роль в покорении королевы.
Эта ложь в итоге становится причиной его гибели. Когда обман вскрывается и между королевами Кримхильдой и Брунхильдой вспыхивает ссора из-за чести, могущественный, но самоуверенный Зигфрид оказывается уязвим не своей силой, а человеческой подлостью. Он не видит угрозы в Хагене, хитроумном вассале Гунтера, и даже доверяет Кримхильде тайну своего единственного слабого места. Хаген предательски убивает Зигфрида.
Итог образа: Зигфрид — это символ уходящей героической эпохи, где доблесть и сила не всегда могут противостоять обману и коварству. Его смерть — это первый, но самый важный шаг к катастрофе.
Кримхильда — Хороший человек, обратившийся во зло [3, с. 185]. В начале поэмы Кримхильда — это прекрасная и нежная принцесса, воплощение женственности и верности. Она искренне любит Зигфрида и горюет о его смерти.
Однако смерть Зигфрида полностью меняет её. Горе, умноженное на подлость убийства и хищение Хагеном сокровищ Нибелунгов (которые Зигфрид подарил ей), превращает её в совершенно другого человека. Она становится одержимой местью, которая поглощает её целиком.
Кримхильда годами вынашивает свой план. Её второй брак с могущественным королем гуннов Этцелем — это не любовь, а стратегический шаг для обретения власти и войска, чтобы отомстить за мужа. Она приглашает своих братьев-бургундов в гости, зная, что это ловушка.
В землях Этцеля Кримхильда хладнокровно и жестоко организует массовую бойню, в которой погибают все её родные братья и их воины. Она не останавливается ни перед чем, становясь беспощадной фурией мести. В финале она сама лично убивает Хагена, а затем и Гунтера, добившись своей кровавой цели.
Итог образа: Кримхильда — это ярчайший пример того, как глубокое горе и неконтролируемая жажда мести могут полностью исказить человеческую душу, превратив любящую женщину в чудовище, которое в итоге уничтожает не только своих врагов, но и саму себя, став причиной гибели всего своего народа [4, с.70].
«Песнь о Нибелунгах» — это не просто эпическая поэма, а трагедия, где герои обречены из-за гордыни, клятв и жажды мести. Гибель бургундов символизирует крушение целого мира — эпохи героических идеалов, погребённых под кровью и золотом.
Литература:
- «Песнь о нибелунгах»: [эпос] / перевод со средневерхненемецкого Юрия Корнеева; примечания и вступительная статья А. Я. Гуревича. — Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2021. — 375, с. — (Азбука-классика). — ISBN 978–5–389–03507–2.
- Мелетинский, Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники: монография / Е. М. Мелетинский; отв. ред. В. М. Жирмунский; Академия наук [АН] СССР. Институт мировой литературы им. А. М. Горького. — Москва: Издательство восточной литературы [ИВЛ], 1963. — 462 с. — (Исследования по теории и истории эпоса)
- Бучилина Ю. Н. «Архетипическая основа «Песни о Нибелунгах» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2007, № 4, с. 183–186
- «Другие средние века: к 75-летию А. Я. Гуревича» / Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, Рос. акад. наук; [сост.: И. В. Дубровский, С. В. Оболенская, М. Ю. Парамонова]. — Москва [и др.]: Университетская книга, 2000. — 463 c. — (Российские Пропилеи). — Библиогр. в конце разд. и в примеч.. — ISBN 5–7914–0088–7.